При «эффективных руководителях-менеджерах» образование становится слабым местом России


Игорь Шувалов: На фоне прогресса технологий и успехов других государств Россия превратилась для инвесторов в ущербную страну с точки зрения профессионального образования


Мулюкин О.П.

             Несколько штрихов к выступлению Игоря Шувалова:
             1. Замена руководителей-профессиналов в производстве, науке и образовании  на молодых и «эффективных менеджеров»  не только не улучшила, но и ухудшила уровень российского образования ... Так, если 5-10 лет назад уровень образования в глазах иностранных инвесторов  был конкурентным преимуществом России, то уже на  московской конференции  в декабре 2013 года  «Сто шагов к благоприятному инвестиционному климату»  оценки инвесторов кардинально изменились. На фоне прогресса технологий и успехов других государств Россия превратилась для инвесторов в ущербную страну с точки зрения профессионального образования. Об этой существенной перемене рассказал вчера первый вице-премьер Игорь Шувалов. Эксперты говорят о дефиците квалифицированных специалистов во многих сферах – от промышленного производства до чиновничьего аппарата. Раньше иностранные инвесторы, говоря о России, перечисляли многие ее беды: от плохого бизнес-климата до неразвитой инфраструктуры, но среди плюсов они неизменно называли высокое качество образования.  Теперь ситуация принципиально изменилась. Российские университеты занимают далеко не первые места в различных рейтингах ведущих вузов мира. А иностранные инвесторы все больше опасаются встречи с российскими неподготовленными кадрами  [1].

                Примечание. «Нашу экономику ускоряющимся темпом съедает наша же коррупция. И дело даже не в 127-м месте в индексе Transparency International. ВВП губят государственный монополизм, откаты, достигающие 100% выделенных средств. Вот на дорогу Москва—Петербург первый транш выделили из федерального бюджета еще в 2005-м. И где она? Есть вырубка в Химкинском лесу. Это вам не Китай, где взятки берут, но и строить дают. А у нас к тому же везде «эффективные» менеджеры, кое-как управляющие даром им доставшейся собственностью. Что делать? Готовых рецептов нет. Вернее, их два: либо ГУЛАГ (но мы это уже проходили), либо эффективная  демократия, как в передовиках антикоррупционности: Дании, Новой Зеландии и Швеции  [2].

              2. В своем выступлении  на этой конференции Игорь Шувалов  перечислил, какие советы дают правительству иностранцы:   развивать инфраструктуру и как можно больше инвестировать в мозги. «Они говорят нам: делайте все что хотите, но вы должны стать опять передовой страной для того, чтобы воспитывать новые компетенции, а это касается и высшего образования, и среднего профессионального образования. Вам необходимо пройти этот путь, и от вас инвесторы ожидают, что на рынок будут выходить подготовленные специалисты», – пояснил Шувалов.
 
         
      Примечание.  Открывая в России совместные предприятия, многие иностранные предприниматели сталкиваются с дефицитом квалифицированных кадров практически на каждой ступени иерархии.  Заметим, что в принципе отсутствие в стране квалифицированных кадров – по крайней мере,  в некоторых сферах – объяснимо. Можно ли получить конкурентоспособного инженера, химика, физика или  биотехнолога, если в стране нет соответствующих современных производств? Не развиваются фармацевтика, медицинская индустрия, технологии, производство современного оборудования.   К этому можно добавить, что определенный дефицит квалифицированных кадров наблюдается и в среде чиновников, управленцев, принимающих решения, от которых зависит положение страны. Любые кардинальные изменения необходимо начинать именно с образования, уверен экс-министр экономического развития, ныне глава Сбербанка Герман Греф. «На мой взгляд, самый большой разрыв у нас – это образование. Как можно призывать людей что-то изменять, когда у них нет соответствующих знаний и навыков? Первым делом нужно поработать с чиновниками, чтобы наполнить сосуд», – пояснил Греф в интервью Reuters.  Опрошенные «НГ» эксперты все еще не соглашаются с тезисом, что Россия на мировой арене сильно проигрывает с точки зрения качества образования. Однако они признают серьезные проблемы в этой сфере. «Знания во всем мире обновляются быстрее, чем учебные программы в системе российского образования. Отсюда и отставание. Большинство учащихся российских школ, колледжей и вузов вынуждены тратить время на заучивание информации, переставшей быть актуальной 5–10 лет назад, а то и более. Результаты новейших исследований в области фундаментальных и прикладных наук доступны лишь немногим студентам», – описывает ситуацию директор по развитию консалтинговой компании CASE Дмитрий Злобин  [2]. 

              И вот главный вывод организаторов конференций, окончательно  развевающий миф о необходимости перехода от профессионалов к «эффективным менеджерам-руководителям»:  «Надежды на то, что после заката плановой экономики роль координатора российского образования возьмет на себя рынок, не оправдались, продолжает аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин. «Коммерциализация образования привела лишь к тому, что вузам стало выгодно производить большие массы плохих специалистов по наиболее модным специальностям. Бизнес-сообщество поодиночке повлиять на ситуацию тоже не смогло, поскольку брать готовых специалистов с рынка гораздо дешевле, чем инвестировать в образовательную базу и не иметь при этом никаких гарантий, что таких подготовленных специалистов не переманит конкурент», – отмечает эксперт. По его словам, серьезные инвестиции в образование могут позволить себе только очень крупные и богатые корпорации, доминирующие на рынке вакансий в своей отрасли – например, в топливно-энергетическом комплексе. Однако их образовательный запрос весьма узконаправлен и ситуацию в целом изменить не может  [2].
             Представленные выводы полностью согласуются с  выводами, изложенными в ранних авторских сообщениях  [3-8].



                                                               Литература

  
            1. http://finance.rambler.ru/news/economics/139028286.html  Образование стало слабым звеном России  17.12.13.

            2.  http://www.mk.ru/zloba-dnya/article/2013/12/03/954139-krah-rossiyskoy-ekonomiki.html  Крах российской экономики 04.12.13.

              3. http://alinbelkovski.blogspot.ru/2014/02/blog-post_15.html  «Эффективные» менеджеры обеспечили развал отечественной экономики, а теперь эффективно и успешно разрушают российскую науку и образование ...  15.02.14.

              4.  http://alinbelkovski.blogspot.ru/2014/02/blog-post.html  «Студенты должны получать отметки за свои знания, а не за финансовые средства»  17.02.14.

              5 . http://alinbelkovski.blogspot.ru/2014/02/blog-post_23.html  Профессора СамГУПС верили, что Владимир Путин изменит мнение о роли «эффективных менеджеров» в экономике, образовании и науке!  23.02.14.

              6.  http://alinbelkovski.blogspot.ru/2014/02/blog-post_26.html  Мнение самарского профессора или про каких руководителей говорят: «Нет никто, и звать никак!» 26.02.14.

              7.  http://alinbelkovski.blogspot.ru/2014/03/blog-post.html  «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»  05.03.14.

              8.  http://alinbelkovski.blogspot.ru/2014/03/blog-post_8.html  Вузовская вертикаль власти и соответствие её кадровой политики трем профессорским рекомендациям и семи критериям отбора претендентов на должность заведующего кафедрой ... 08.03.14.


Комментарии

  1. Прислали письмо-поддержку сообщения друзья-коллеги с Гос.университета-УНПК (г.Орел) ... Советуют детализировать тему!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

ПОЧЕМУ И КАК НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ ПРОЦЕСС СОКРАЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ?

Обзор и авторский комментарий интернет-сообщений по путям повышения читательской и рекламной привлекательности интернет-изданий...

Еще раз о «мусорных публикациях» или почему учет только «ваковских публикаций» преподавателей ведет к деградации научной деятельности в вузах...