Вузовская вертикаль власти и соответствие её кадровой политики трем профессорским рекомендациям и семи критериям отбора претендентов на должность заведующего кафедрой ...


50156626




Мулюкин О.П., доктор технических наук, профессор по кафедре инженерной графики, заслуженный деятель науки  Российской Федерации, заслуженный изобретатель Российской Федерации, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации

            Вспоминаю  интервью, которое  дал научному вестнику известный российский публицист  и мой друг Алин Бельковский-младший (А.Б.),   и его ответ на мой вопрос (О.М.) [5]:

            О.М.: «Скажите, пожалуйста … Вы осуждаете профессоров за  их протест против замены молодой сменой «эффективных менеджеров»? Может им это надо принять, как должное?»
            А.Б.: «Ни в коем случае … Каждый человек настолько молод, насколько чувствует себя молодым … Иногда,  интеллигентный профессор с горящими глазами, увлеченной наукой, сентиментально настроенный    к красотам природы и  восхищаюшийся  божественными формами  матушки-природы  кажется много моложе серых молодых личностей, выбившихся в начальники по чьей-то протекции … За примерами не надо далеко ходить, - это наш президент Владимир Путин! Уверен, что профессора всегда были, есть и будут самые уважаемые личности в науке и образовании, а подмена их серыми «менеджерами», - это всего лишь мода, которая в недалеком будущем будет отвергнута, как порочащая  наше образование и ведущая его к дальнейшему загниванию …»/


            С  учетом позиции  Алина Бельковского-младшего,  с которым у меня был многочасовой разбор состояния  отечественного  высшего образования  и науки,  а также  систематизации  мнений коллег-профессоров родного вуза, с которыми  я  связан многолетней научно-педагогической деятельностью, ниже представлен  актуальный, по нашему мнению,  набор   практических рекомендаций по  развитию и совершенствованию кадровой политики  вузов, в том числе и по созданию режима наибольшего благоприятствования деятельности  профессорской элиты ...

            Вот некоторые  из этих рекомендаций, в которых  группа профессоров вуза  и  Алин были единодушны:

            1.Каждый профессор-руководитель  должен   четко знать  и быть оповещен  о планах  ректора и  проректоров по целесообразности   его   деятельности  в качестве   руководителя   конкретной   кафедры   и сроке  предполагаемого отстранения или принуждения   к отказу от  занимаемой должности  из-за пенсионного возраста или по какой-то иной конкретной причине, изложенной  понятно и гласно. Замалчивание  причин подлежит  обсуждению   на профессорском совете вуза с представлением  письменной резолюции  в адрес ректора вуза  по каждому конкретному случаю, - оптимальным является вариант согласования увольнения или понижения профессора в должности с президиумом профессорского совета вуза.

           Примечание.  Предупрежденный  заранее,  за какой-то конкретный срок о предполагаемом  отстранении  от должности профессор-руководитель  либо  неспешно  будет передавать  все дела преемнику и перейдет на профессорскую должность, либо  сам уйдет  в другой вуз, где  требуются его профессионализм и знания.  Поспешное  и неаргументированное  отстранение  профессора-руководителя  от должности  нежелательно для вуза и лично ректора по ряду причин, изложенных  автором в ряде ранних сообщений  [1-5] …

           2. В вузе должен действовать гласный и письменно озвученный свод требований-критериев  к  действующему руководителю  и  претендующему на должность заведующего кафедрой, которые не должны  двояко толковаться и являться главенствующими для руководства вуза в кадровой  политике ...

           Примечание.  Не секрет, что молодых докторов наук, а тем более профессоров, в  российских вузах – единицы.  Средний  возраст защищающих докторские диссертации  порядка 50 лет, причем по статистическим данным  около  40%  докторских защит приходится  на    защищающихся в возрасте  55-58 лет.
          Отсюда следует, что если  в каком-то вузе поставлена планка по  ограничению среднего возраста профессорско-преподавательского состава абстрактной цифрой в 45 лет, то   профессора  автоматически попадают в кандидаты  если не на увольнение, то на отстранение от заведования кафедрами ...
         «Как это, как это?» -  скажет любой  сторонний человек не из вузовской вертикали власти ...
          Действительно, как это? ...
          Зачем  тогда после  получения диплома кандидата наук  будущим доктором наук были затрачены   годы труда  для получения престижной докторской степени  и  завоевания должного авторитета в научном сообществе ...
         Неужели надо было  остановиться  на защите кандидатской диссертации, и, используя  быстро проходящие молодость  и силу, на всех парусах   устремиться  в административную карьеру, «завоевывая»  должности и чины ...
         На наш взгляд, что-то неладно  в «королевстве датском», когда  заслуженные и авторитетные в научном мире профессора должны подстраиваться  под напористых кандидатов наук, возомнивших себя «эффективными менеджерами», способными  лучше и профессиональнее решать научно-педагогические проблемы вузов, чем  опытная профессура ...  
          По нашему мнению, все возможные  кандидаты   на должность заведующего кафедрой, - независимо от возраста, -  должны проходить  гласный, классификационный отбор  по ряду  принятых и   письменно озвученных  в вузе  семи  критериев отбора,  выстроенных  в иерархическом порядке:
          1. Наличие ученой степени доктора наук и  ученого звания профессора по специальностям кафедры.
          2. Научное руководство функционирующей при вузе  научной школой и  подготовкой аспирантов и соискателей ученой степени.
          3. Количество  подготовленных лично докторов и кандидатов наук.
          4.  Общее количество  научных трудов,  включая  монографии, патенты  на изобретения и грифованные   учебные  пособия,  с учетом динамики научной активности кандидата за последние пять лет.
          5.  Наличие государственных наград/почетных званий.
          6.  Наличие  отраслевых  и иных наград.
          7. Физические, психологические и моральные  кондиции  кандидата

          Вполне очевидно, что если физическое состояние  профессора-руководителя резко ухудшится, то резко ухудшатся и рейтинговые показатели  возглавляемой им кафедры, в том числе  сама динамика этих показателей, например за последние три года (см. выше пункты 3-6 критериев отбора) ... Да и сам профессор-руководитель  будет чувствовать себя весьма неловко в руководящем кресле! И открытый, доброжелательный разговор руководства с этим профессором приведет к его добровольному отрешению от должности, - без затаенной обиды и желания «отомстить» обидчикам.

          Также понятно, что принуждение  ректором или его приближенными  к отстранению от должности  убеленного сединами профессора-руководителя, который   соответствует должным  кондициям  вышеизложенного пункта 7 критериев отбора на должность заведующего кафедрой, вызовет у профессора только гнев и  непреклонное желание борьбы для наказания обидчиков ... Особенно, если окажется, что его отстранение его от должности «по возрасту»  сопровождалось назначением на его должность  «нужного» руководству человека, например,  по знакомству, блату, родственным связям  или  зонку   высокопоставленного лица ...


           3. В вузе, на наш взгляд,  должна четко соблюдаться   приоритетность опережающего  технического оснащения   компьютерно - программным обеспечением  кафедр, - как заведующего, так и всех преподавателей кафедры, - и лишь  при  наличии такого обеспечения осуществляется  последующий контроль качества компьютерной  грамотности  каждого отдельного  заведующнго кафедрой и преподавателей кафедры.

            Таким путем пошёл Самарский государственный аэрокосмический университет (СГАУ-НИУ), затративший  на  такое оснащение несколько лет, а потом безболезненно перешедший  на  компьютаризацию  учебного процесса и  отчетности научно-преподавательской деятельности всех преподавателей ... И проблем не было ни у молодежи, ни у профессоров ...
            Пока в  ряде вузов  всё наоборот, в подразделениях  лишь мечтают об  автоматизированных рабочих местах  (АРМ с  базовыми элементами типа скайпа, электронными учебными пособиями и прочими  уже не считающими диковинками техническими новинками) ... В подразделениях  отсталая, давнишняя компьютерная техника, из расчета 1-2 компьютера на 10 преподавателей, трафик  компьютеров столь  мал, что компьютеры постоянно «зависают»,  «тугодумничают» ... И пропадает всякое желание на них работать ...  И это происходит в условиях  ускоренного  перевода  всей документации  кафедры на электронный носитель от издания рабочих программ дисциплин до табелей на очередной, календарный отпуск ... Затраты времени преподавателей на это немереные, их никто не считает ...
           Никто и не спорит, что компьютаризация и компьютерные технологии, в том числе привнесенное  с   Запада  дистанционное обучение, должны  иметь место в общеобразовательной деятельности вуза ... Но, наш взгляд, этому не должно отдаваться  первоочередное  значение, тем более   ставится  выше  научно-педагогической эрудиции и креативных  способностей профессора!  
          При этом, как-то забывается, что компьютер – это всего инструмент, он не прибавит ума и таланта  использующему этот инструмент пользователю.
          Кстати, об инструментах: вначале была логарифмическая линейка (не уверен, что молодое поколение ей сможет сейчас воспользоваться, а старшее поколение с ее помощью решало сложные задачи прикладной механики), потом появились  механические счетные устройства типа арифмометров и электрические калькуляторы, позднее – ламповые и транзисторные электронно-вычислительные машины (ЭВМ) ... и лишь в наше время – малогабаритные компьютеры и мощное компьютерное обеспечение ...
           Если следовать логике некоторых руководителей вузов, то  на все ключевые должности в вузах надо ставить  программистов ...  Кому, как ни им известны все тонкости компьютерной техники и  компьютерных технологий ...  Да, они умеют хорошо пользоваться  конкретным инструментом-компьютером, но не  обладают знанием и опытом профессоров в конкретной научно-педагогической сфере и не  являтся креативными лидерами в решении учебных и научных задач ...  И инструмент, даже самый совершенный,  в  руках чистых программистов становится не нужной игрушкой, на которой  программисты будут тешить себя победами в различных играх ...
         А, теперь зададимся вопросом: «Может ли такой руководитель  с  доступным ему компьютерным инструментом создать хотя бы патент на изобретение, написать серьезную научную статью, предложить креативную, техническую  идею, руководить   научной работой аспирантов и докторантов и пользоваться заслуженным авторитетом не то, что в научном мире, а среди   общепризнанных профессоров»?
        Ответ: «Встречают по одёжке (компьютерному инструменту), а провожают по уму (а, компьютер, как и логарифмическая линейка, всего лишь инструмент, облегчающий какую-то работу, но не дающий ума ... если его нет!).
         Представленные выше соображения вовсе не отметают обязанность профессорско-преподавательского состава по совершенствованию используемых инструментальных средств, к которым относится компьютерное обеспечение, но и показывают, что креативный преподаватель-ученый на голову выше  простого программиста!
  

                                                      Литература

          1. http://alinbelkovski.blogspot.ru/2014/02/blog-post_15.html  «Эффективные» менеджеры обеспечили развал отечественной экономики, а теперь эффективно и успешно разрушают российскую науку и образование ...  15.02.14.

         2.  http://alinbelkovski.blogspot.ru/2014/02/blog-post.html  «Студенты должны получать отметки за свои знания, а не за финансовые средства»  17.02.14.

         3 . http://alinbelkovski.blogspot.ru/2014/02/blog-post_23.html  Профессора СамГУПС верили, что Владимир Путин изменит мнение о роли «эффективных менеджеров» в экономике, образовании и науке!  23.02.14.

         4.  http://alinbelkovski.blogspot.ru/2014/02/blog-post_26.html  Мнение самарского профессора или про каких руководителей говорят: «Нет никто, и звать никак!» 26.02.14.

         5.  http://alinbelkovski.blogspot.ru/2014/03/blog-post.html  «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»  05.03.14.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

КОРРУПЦИЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ. СТАТИСТИКА.

ПОЧЕМУ И КАК НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ ПРОЦЕСС СОКРАЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ?

Еще раз о «мусорных публикациях» или почему учет только «ваковских публикаций» преподавателей ведет к деградации научной деятельности в вузах...