ПОЧЕМУ И КАК НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ ПРОЦЕСС СОКРАЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ?

Мулюкин О.П., д.т.н., профессор, заслуженный изобретатель Российской Федерации, заслуженный деятель науки Российской Федерации




Кандидат исторических наук, педагог из Москвы Ирина Витальевна Канторович  негодует: «По ныне действующей системе все выделенные бюджетному учреждению деньги тратятся внутри него самого, при этом все сэкономленные (не потраченные на предназначенные цели) средства бюджетного учреждения направляются на формирование стимулирующей части фонда оплаты труда данного учреждения… Руководитель сегодня имеет вполне ясный экономический мотив уменьшать объем работ (или, как теперь принято говорить, услуг), выполняемых его государственным (!) учреждением, а также сокращать размер зарплат сотрудников и принуждать их к увольнению, чтобы увеличить «экономию» и свои доходы…».

Как вузовская администрация «подводит под сокращение» преподавателей проиллюстрировано в нижеследующей таблице …



«Отработанные» приемы вузовской администрации по сокращению штатного состава профессорско-преподавательского состава (ППС) при сохранении заданного вузу общей учебной нагрузки
N/N
Немыслимая интенсификация труда ППС
Цель
Примечание
1.











Манипуляции с нормами времени учебной работы: – исключение из учебной работы часов на прием экзаменов и зачетов,
- исключение из норм часов на проверку расчетно-графических и контрольных работ, контроль самостоятельной работы, проведение практик, пересдач экзаменов и зачетов и тому подобное
В результате манипуляции с нормами времени учебной нагрузки сокращается число ставок ППС при сохранении общего объема работы ППС для выполнения Майских указов президента по обеспечению уровня средней заработной платы по региону
Подвергнувшая манипуляции часть учебного процесса, как его неотъемлемая составляющая, выполняется, но не оплачивается
2.
Введение дробных ставок:
-на первом этапе преподавателям предлагается перейти на доли ставки. Доходит до абсурда – высококвалифицированные профессора с гигантским опытом работы вынуждены соглашаться на труд по основному месту работы на 0,3-0,4 ставки.
- на втором этапе сокращения штата эти «неправильные» преподаватели сокращаются совсем, путем «не объявления конкурса» на замещение должности преподавателя при окончании срока трудового договора.

На первом этапе выявляются преподаватели, которые не соглашаются на существенное изменение условий их трудового договора, то есть не лояльные руководству, требующие выполнения Трудового Кодекса РФ.

Уволенных на втором этапе преподавателей – десятки тысяч. Защиты против «не объявления конкурса» на должность у преподавателя нет – суды регулярно выносят решения о праве ректора определять штатное расписание.

Фактически, преподавателя увольняют по сокращению штата, но компенсации, которая положена при таком увольнении, он не получает. Такое увольнение не вызывает у ректора никаких затруднений, ни моральных, ни юридических.

3.






Перевод преподавателя на дробную ставку без учебной нагрузки для выполнения работы во второй половине дня
Удобная позиция для вузовской администрации для последующего сокращения преподавателя, как не участвующего в учебном процессе.

4





Снижение срока действия трудовых контрактов, заключаемых с преподавателями с пяти лет на меньший срок, - нередко на 1год
Удобное для администрации удерживание преподавателя в «подвешенном состоянии» для готовности его пойти на все предложения администрации в виду скоротечности контракта

5
Снятие с преподавателя учебной нагрузки в первой половине дня с оставлением дробной ставки с нагрузкой во второй половине дня
Подведение преподавателя под увольнение при окончании трудового контракта, как не участвующего в учебном процессе



Чтобы защититься от таких сокращений, в профсоюзе советуют добиваться заключения стандартного трудового договора на неопределенный срок. 
Также необходимо добиваться от всех ректоров признания увольнения преподавателя в связи с «не объявлением конкурса» на замещение должности – увольнением по сокращению штата…
Нынешняя ситуация в российских вузах показывает, что преподаватели вынуждены идти по пути индивидуального спасения.
Практика такова, что массовый профсоюз сегодня занимает провластную позицию. Когда люди приходят за помощью, они говорят: очень жаль, но ничего не сделаешь. А это еще более усугубляет эти процессы…
О том же пишет саратовский профессор, доктор философских наук Вера Владимировна Афанасьева …





Что же делать, чтобы снизить нарастание социальной напряженности в коллективах российских вузов с нищающими и задавленными чрезмерной интенсификацией труда преподавателями, негодующими несправедливым финансовым распределением бюджетных средств на проведение учебного процесса в пользу вузовской администрации?

По мнению большинства преподавателей российских вузов необходим немедленный отказ от ныне действующей НСОТ (новой системы оплаты труда, введенной вместо ранее действующей Единой тарифной сетки), как не оправдавшей возлагаемых на нее надежд по стимулирования творческой активности бюджетных служащих и узаконивающей неограниченные права руководителей бюджетных организаций по распределению поступающих в организации бюджетных средств, нередко в сторону обогащения административной прослойки за счет ущемления финансовых интересов коллектива.



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

КОРРУПЦИЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ. СТАТИСТИКА.

Еще раз о «мусорных публикациях» или почему учет только «ваковских публикаций» преподавателей ведет к деградации научной деятельности в вузах...