Успешная Япония доказывает, что компетенции не заменят знаний! США считают также!
Японская система образования,
как и советская, централизованная и уравнительная, а по своему типу является скорее школой знаний, чем школой компетенций
...
Мулюкин
О.П.
Перелистываем страницы СМИ о мировом и российском образовании:
1. «В Америке интерес педагогической
общественности переключился на Японию, за исторически короткие сроки достигшую
выдающихся научных и технических успехов во многом благодаря своей системе
образования. Возможно, потому, что Япония, как и Россия, была страной догоняющей
модернизации, японская система образования, как и советская, централизованная и
уравнительная, а по своему типу скорее является школой знаний, чем школой
компетенций. Как заметил один из наших ученых педагогов, изучавших японскую
систему образования на месте, что называется методом погружения, «стремление
[Японии] минимизировать элективное обучение и сохранить под лозунгом
эгалитаризма максимально единообразные программы напоминает школьную политику в
бывшем Советском Союзе». Может, поэтому она стала интересна американцам» [http://expert.ru/expert/2012/35/elitnoe-obrazovanie-dlya-vseh/ Элитное
образование для всех 03.09.12].
2. «Учебная нагрузка преподавателя вуза в России больше,
чем в зарубежных вузах в два с половиной раза, а зарплата - меньше раз в
пять-шесть. В США и Европе университетский профессор - это средний
класс, в России - мало того, что бедный человек, так ещё и замученный
нескончаемыми отчётами, рейтингами, УМК и прочей галиматьёй, регулярно
продуцируемой руководителями разно уровня. Так что вполне себе нормальные, а не
унизительные результаты [http://www.mk.ru/social/education/article/2013/09/10/913135-zlokachestvennoe-rossiyskoe-obrazovanie.html]
3. «Теперь
в это трудно поверить, но в советские времена МГУ им. Ломоносова занимал в
мировых рейтингах вузов место номер два — сразу за Сорбонной. Потом
тоталитаризм пал. Но с ним пал и уровень нашего образования. И, что самое
страшное, продолжает падать до сих пор. Мало того, что как-то незаметно отечественное образование
превратилось в услугу, — это противно, но пережить можно. Беда в другом.
Наравне с прочими услугами, предлагаемыми на родимом базаре, данная также
отличается неимоверной дороговизной и крайне низким качеством. Отсюда все наши
беды — от регулярного падения спутников до массового исхода «мозгов» в
сопредельные страны, где и учат как следует, и денег, как, скажем, во Франции
или Венгрии, за это не берут. Или берут символически — как, например, в
Германии, где даже для иностранных студентов учебный год в отличном
университете стоит около 1 тыс. евро. И удивляться надо не тому, что учиться
туда едут все чаще, а тому, что уехали не все ...» [http://www.mk.ru/social/education/article/2013/09/10/913135-zlokachestvennoe-rossiyskoe-obrazovanie.html Злокачественное российское образование 10.09.13]
4. «Сегодня
средства массовой информации формируют образ успешного творческого учителя и
педагога, который может достойно зарабатывать. Но так ли все на самом деле? На данный момент школа в основном держится на людях старшего
поколения, которые проработали в ней лет 20 – 30, а то и все 40. Эти люди всю
свою жизнь проработали в школе и, даже выйдя на пенсию, продолжают работать,
пока им позволяет здоровье. Молодые люди или, вернее сказать, молодые девушки,
только что окончившие педагогический институт идут работать в школу опять же
потому, что многие сразу не могут найти достойно оплачиваемую работу «не по
специальности». Работа же «по специальности» хотя и не достойно оплачиваемая,
дает шанс приобрести стаж, опыт работы и какие-то социальные гарантии,
например, что их не уволят в случае непредвиденной беременности. И вообще, дает
шанс как-то прожить. Почему же в наших школах очень редко можно увидеть учителя
мужчину? Наверное, ответ на этот вопрос кроется в том, что мужчина должен
зарабатывать (а не только работать), чтобы содержать семью. В предыдущем
предложении слово «ЗАРАБАТЫВАТЬ» является ключевым. Поэтому подавляющее
большинство учителей в школе - женщины. Большинство имеют семьи и их мужья «ЗАРАБАТЫВАЮТ»
достаточно для того, чтобы их жены жили спокойно и комфортно чувствовали себя в
таких условиях, которые предоставляет школа. Последние лишь вносят вклад в
семейный бюджет. Процент тех педагогов, которые не имеют подобного
жизнеустройства все же достаточно мал. Конечно, их не устраивает такая низкая
зарплата и, собираясь где-нибудь с подругами или друзьями, они выражают свое
недовольство. Когда же прозвенит звонок, все это забывается и опять начинается
реальная жизнь, в которой никто не будет никому предъявлять претензии за
недостатком времени, да и вообще себе выйдет дороже. Девиз – «Работай, а не
устраивает - уходи» в школе звучит как нельзя более актуально. Поэтому, подачки
от государства лучшим учителям, которые они могут получить лишь в условиях
жесткой конкуренции вызывают одобрение и работают на имидж государственной
власти» [http://eduquest.ucoz.ru/publ/rossijskoe_obrazovanie_segodnja/1-1-0-6 Российское образование сегодня]
5. «Если
сегодня взять любое производство в России, то основную часть
высококвалифицированных работников составляют сегодня люди, получившие
образование именно в советские годы. В советские годы не было ни институтов
красоты, польза от которых заключается лишь в наложение грима на проблемы
здоровья при этом не решая проблемы, ещё не было в советские годы таких
профессий как менеджеры специалисты по управлению производством, а попросту это
клерк или офисный работник, профессия которая нам пришла с запада, на производствах
в советские годы эти руководящие должности занимали инженера, мастера, механики
с высокими разрядами знающие технологический процесс производства и обучалились
они в высших учебных заведениях, также в советские годы не было пиарщиков,
сострудников различных фирм занимающиеся попросту не нужной рекламой товара,
ведь нужный товар на который спрос не нуждается ни в какой рекламе, он попросту
нужен. При производственной базе в советские годы существовали различные
профессиональные училища. При сегодняшней почти отсутствующей отечественной
производственной базе, училища некоторые остались, но вопрос при каком они производстве
и кого в этих училищах учат. Какое образование лучше: советское или российское?» [http://newsland.com/news/detail/id/1313138/
, newsland.com]
Каковы перспективы российского образования,
в котором поспешно осуществлена
замена советской школы знаний американской школой компетенций?
И это при том, что в настоящее
время американцы отказываются от своей школы компетенций, принятой у нас «на ура»
министерскими чиновниками ...
Комментарии
Отправить комментарий