«Бороться и искать, найти и не сдаваться!»
Мнение российского публициста Алина
Бельковского-младшего о роли и
научно-педагогической значимости вузовского профессора …
Мулюкин О.П.
Известный
российский публицист, соучредитель нашего вестника Алин Бельковский-младший (А.Б.) дал редактору
научного вестника (О.М.) интервью
по поводу проводимой в вузах компании
по ускоренной замене профессоров-заведующих подразделениями молодыми «эффективными менеджерами».
О.М.: «Уважаемый Алин! Сейчас многое говорится о старение кадров в науке
и образовании и необходимости смелее
ставить на руководящие должности молодых людей … Причем, нередки случаи, когда руководство вузов отстраняет
от должностей солидных профессоров, имеющих научные школы, учеников и
являющихся, по сути, лидерами в научно-педагогической сфере возглавляемого
ими подразделения … Что Вы можете сказать по этому поводу?»
А.Б.: «Да, это так … Нередки случаи, когда
непродуманно и без просчета последствий, руководство и сам ректор начинают
убирать в вузе с руководящих должностей всех работников старшего
возраста, которые любят и хорошо делают свою работу … Причем, это касается и
общепризнанных авторитетов в науке, - руководителей кафедр, отделов,
лабораторий и различных центров… А,
вместо них назначают молодых
руководителей, - «эффективных менеджеров»,
и не всегда самых лучших, но зато преданно смотрящих в начальственные
очи … Это приводит к тому, что опытные и генерирующие идеи старшие товарищи, затая обиду на руководство, резко снижают свою научно-педагогическую активность и отдачу… А, молодые лидеры-менеджеры не способны
восполнить образовавшийся вакуум научных достижений подразделения, возглавить которое им поручили
… И при этом подразделение, которое при старом шефе было одним из ведущих в
вузе, скатывается на второстепенные позиции. А, это, в конечном счете, резко
снижает и рейтинг самого вуза… Таковы итоги непродуманных действий руководства
вузов, поспешно заменяющих «старые»
кадры молодыми!»
О.М.: « Уважаемый Алин, позвольте … Но ведь уже буквально, через полгода-год
рейтинговые показатели вуза резко пойдут
вниз, и ректор будет вынужден объяснить в Минобрнауки или в иной вышестоящей инстанции причины
явного спада научно-педагогической деятельности вверенного ему в руководство вуза. И каковы, на Ваш взгляд,
последствия «такого объяснения»
ректора?»
А.Б.: «Последствия для ректора
крайне неприятные: во-первых, творческая деятельность «пониженных в должности» профессоров, как Вы
уже отметили, резко снизится, а, следовательно, нарушится творческая аура и привлекательность творческой работы в конкретном коллективе …
Это, в определенной мере, приведет к деградации и самого коллектива, как частички ученого сообщества … Не секрет,
что в любом коллективе генераторами идей или, как сейчас принято
говорить, креативными личностями, являюся всего лишь несколько человек, а
остальные способны лишь к развитию идей креативщиков … Поэтому уход «в тень» этих личностей, как правило,
уважаемых профессоров-руководителей
подразделений на второстепенные места
значительно ослабит вузовскую науку
… во-вторых, недовольная своим
понижением профессура редко прощает
обиды обидчикам, будь то ректор или его приближенные … И она найдет «тысячу
и один способ» доказать несостоятельность научно-педагогической и административной деятельности
своих обидчиков … Но это уже переход к трудовому конфликту, причем
гонения или увольнения руководством
недовольных профессоров этот конфликт только распалят … И на этом огне
руководители могут сгореть сами … Всё
зависит от сплоченности обиженных профессоров … И последнее. Если трудовой конфликт выйдет из стен вуза,
то имидж руководителя и его приближенных
резко упадет … А, к чему это приведет, Вы, наверное, догадываетесь … У нас
любят успешных руководителей, коммуникабельных и не конфликтных … в том числе и
в министерстве! Да, и зачем министерству поддерживать конфликтных руководителей
… тем более в борьбе с уважаемыми профессорами! Легче прислать нового
назначенца!»
О.М.: «Скажите, пожалуйста … Вы осуждаете профессоров за их протест против замены молодой сменой «эффективных
менеджеров»? Может им это надо принять, как должное?»
А.Б.: «Ни в коем случае … Каждый человек настолько молод, насколько
чувствует себя молодым … Иногда, интеллигентный
профессор с горящими глазами, увлеченной наукой, сентиментально настроенный к красотам природы и восхищаюшийся
божественными формами
матушки-природы кажется много
моложе серых молодых личностей, выбившихся в начальники по чьей-то протекции … За
примерами не надо далеко ходить, - это наш президент Владимир Путин! Уверен,
что профессора всегда были, есть и будут самые уважаемые личности в науке и
образовании, а подмена их серыми «менеджерами», - это всего лишь мода, которая
в недалеком будущем будет отвергнута, как порочащая наше образование и ведущая его к дальнейшему
загниванию …»
О.П.: «Уважаемый Алин! Что бы Вы пожелали
читателям нашего научного вестника …»
А.Б.:
«Во-первых,
дорогой Олег, мне было очень приятно высказать
Вам свое видение о роли профессоров
в научно-педагогической и организаторской деятельности в вузах … А пожелание представлю в виде
девиза главного героя из известной Вам
книги Каверина «Два капитана»: «Бороться
и искать, найти и не сдаваться!»
P.S. После интервью
с Алином Бельковским-младшим я еще раз пересмотрел свои ранние публикации по данной теме [1-4], и признал доводы своего друга,
публициста Алина верными и достойными для представления интернет-пользователям.
Литература
А, действительно доводы Алина "железные", и пока их никто письменно не оспорил! Присланные коменты будут переданы ему немедленно ...
ОтветитьУдалить