Почему? Ученье – свет, а неучёных – тьма!

Высоцкий

      [ «Достойно ли смиряться под ударами судьбы иль надо оказать сопротивленье? Быть или не быть – вот в чём вопрос…»]


Модернизация российского  образования наводит печальные мысли  или  «плыть» по течению легко, но за державу обидно!

Мулюкин О.П., доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Заслуженный изобретатель Российской Федерации      


          «Руководство страны объявило курс на модернизацию. Но она невозможна, когда граждане страны ограничены в своих образовательных возможностях, если, конечно, модернизация не ограничится проектом «Сколково». Если речь идет о научно и индустриально развитой стране, то для реальной модернизации ей нужны не только ученые-инноваторы, но и инженеры самого разного профиля и рабочие самой высокой квалификации, которым тоже не помешают полноценное высшее образование и широкий кругозор. Как вспоминают специалисты, самыми активными сторонниками обязательного одиннадцатилетнего образования в СССР выступали министры обороны и руководители оборонных отраслей промышленности, потому что на собственном опыте они поняли: изготовить современную технику и победить в современной войне могут только разносторонне образованные рабочие и солдаты. И страны, которые стремятся к достижению этой цели, скажем Китай и Япония, развивают у себя среднее образование по образу и подобию советского»   [http://veselyi-gnom.livejournal.com/22815.html  Александр Механик   О школе компетенций и школе знаний   07.02.11]

 

          В ряде авторских сообщений показаны  негативные последствия  подготовки для реальной модернизации ученых-инноваторов, - «эффективных менеджеров»,  а не творческих, креативных ученых-педагогов   [1-7]:

 

             -  «Россия будет вынуждена выбросить на свалку истории все эти компетентности и другой научный бред, будет вынуждена вернуться к «школе знаний». В противном случае на свалке истории окажется она сама и уж точно её обанкротившаяся управляющая «элита». А пока надо набраться терпения и каждому на своем месте делать своё дело: сохранять в образовании то, из чего мы возродим образование России после долгой власти временщиков»  

 

             -  «Теперь в это трудно поверить, но в советские времена МГУ им. Ломоносова занимал в мировых рейтингах вузов место номер два — сразу за Сорбонной. Потом тоталитаризм пал. Но с ним пал и уровень нашего образования. И, что самое страшное, продолжает падать до сих пор. Мало того, что как-то незаметно отечественное образование превратилось в услугу, — это противно, но пережить можно. Беда в другом. Наравне с прочими услугами, предлагаемыми на родимом базаре, данная также отличается неимоверной дороговизной и крайне низким качеством. Отсюда все наши беды — от регулярного падения спутников до массового исхода «мозгов» в сопредельные страны, где и учат как следует, и денег, как, скажем, во Франции или Венгрии, за это не берут. Или берут символически — как, например, в Германии, где даже для иностранных студентов учебный год в отличном университете стоит около 1 тыс. евро. И удивляться надо не тому, что учиться туда едут все чаще, а тому, что уехали не все...» [http://www.mk.ru/social/education/article/2013/09/10/913135-zlokachestvennoe-rossiyskoe-obrazovanie.html   Злокачественное  российское образование 10.09.13];

              -  Замена руководителей-профессиналов в производстве, науке и образовании  на молодых и «эффективных менеджеров»  не только не улучшила, но и ухудшила уровень российского образования ... Так, если 5-10 лет назад уровень образования в глазах иностранных инвесторов  был конкурентным преимуществом России, то уже на  московской конференции  в декабре 2013 года  «Сто шагов к благоприятному инвестиционному климату»  оценки инвесторов кардинально изменились. На фоне прогресса технологий и успехов других государств Россия превратилась для инвесторов в ущербную страну с точки зрения профессионального образования. Об этой существенной перемене рассказал вчера первый вице-премьер Игорь Шувалов. Эксперты говорят о дефиците квалифицированных специалистов во многих сферах – от промышленного производства до чиновничьего аппарата. Раньше иностранные инвесторы, говоря о России, перечисляли многие ее беды: от плохого бизнес-климата до неразвитой инфраструктуры, но среди плюсов они неизменно называли высокое качество образования.  Теперь ситуация принципиально изменилась. Российские университеты занимают далеко не первые места в различных рейтингах ведущих вузов мира. А иностранные инвесторы все больше опасаются встречи с российскими неподготовленными кадрами;

 

           -   Никто и не спорит, что компьютаризация и компьютерные технологии, в том числе привнесенное  с   Запада  дистанционное обучение, должны  иметь место в общеобразовательной деятельности вуза ... Но, наш взгляд, этому не должно отдаваться  первоочередное  значение, тем более   ставится  выше  научно-педагогической эрудиции и креативных  способностей профессора!  
          При этом, как-то забывается, что компьютер – это всего инструмент, он не прибавит ума и таланта  использующему этот инструмент пользователю.
          Кстати, об инструментах: вначале была логарифмическая линейка (не уверен, что молодое поколение ей сможет сейчас воспользоваться, а старшее поколение с ее помощью решало сложные задачи прикладной механики), потом появились  механические счетные устройства типа арифмометров и электрические калькуляторы, позднее – ламповые и транзисторные электронно-вычислительные машины (ЭВМ) ... и лишь в наше время – малогабаритные компьютеры и мощное компьютерное обеспечение ...
           Если следовать логике некоторых руководителей вузов, то  на все ключевые должности в вузах надо ставить  программистов ...  Кому, как ни им известны все тонкости компьютерной техники и  компьютерных технологий ...  Да, они умеют хорошо пользоваться  конкретным инструментом-компьютером, но не  обладают знанием и опытом профессоров в конкретной научно-педагогической сфере и не  являтся креативными лидерами в решении учебных и научных задач ...  И инструмент, даже самый совершенный,  в  руках чистых программистов становится не нужной игрушкой, на которой  программисты будут тешить себя победами в различных играх ...
         А, теперь зададимся вопросом: «Может ли такой руководитель  с  доступным ему компьютерным инструментом создать хотя бы патент на изобретение, написать серьезную научную статью, предложить креативную, техническую  идею, руководить   научной работой аспирантов и докторантов и пользоваться заслуженным авторитетом не то, что в научном мире, а среди   общепризнанных профессоров»?

 

           -  « … Нередки случаи, когда непродуманно и без просчета последствий, руководство и сам ректор  начинают  убирать в вузе с руководящих должностей всех работников старшего возраста, которые любят  и хорошо  делают свою работу … Причем, это касается и общепризнанных авторитетов в науке, - руководителей кафедр, отделов, лабораторий и различных центров…   А, вместо них  назначают молодых руководителей, - «эффективных менеджеров»,  и не всегда самых лучших, но зато преданно смотрящих в начальственные очи … Это приводит к тому, что опытные и генерирующие идеи  старшие товарищи, затая  обиду  на руководство, резко снижают  свою научно-педагогическую активность  и отдачу…  А, молодые лидеры-менеджеры не способны восполнить образовавшийся вакуум научных достижений  подразделения, возглавить которое им поручили … И при этом подразделение, которое при старом шефе было одним из ведущих в вузе, скатывается на второстепенные позиции. А, это, в конечном счете, резко снижает и рейтинг самого вуза…  Таковы итоги непродуманных действий руководства вузов, поспешно заменяющих  «старые» кадры  молодыми!»:

 

           -   Принудительно насаживаемая министерством и вузовскими чиновниками ротация кадров путем замены руководителей-профессоров  молодой порослью в лице «эффективных менеджеров» порочна и в дальнейшем  будет отменена ... Почему- то никто под предлогом ротации даже не заикается о ротации в высших эшелонах власти... Хотелось бы видеть нагловатого  чиновника среднего пошива, который бы вспомнил, что наш уважаемый президент пенсионного возраста и предложил отправить его на пенсию, заменив молодым ...  Нет  такое деяние  для чиновника  опасно! Другое дело  подвести под ротацию убеленных  сединами почтенных  профессоров, трудом и знанием завоевавших свои должности и возвышающиеся над остальными молодыми коллегами по  высоким  интеллекту и   уровню научно-педагогического развития и  прочим лидирующим качествам, в том числе морально-волевым ...  
         Конечно, умными и талантливыми людьми-профессорами  руководить трудно, ибо это авторитеты, имеющие твердые позиции и убеждения по всем  решаемым в вузах проблемах ...
         Другое дело молодые руководители – «эффективные менеджеры», которыми легко и очень удобно руководить …

           -  «В чем же причина быстрого съеживания российской экономики? Может быть, нефть виновата? В будущем году она должна подешеветь с нынешних усредненных $107,5/баррель до $101. Но этого явно недостаточно для столь разрушительных последствий. Ответ лежит на поверхности: нашу экономику ускоряющимся темпом съедает наша же коррупция. И дело даже не в 127-м месте в индексе Transparency International. ВВП губят государственный монополизм, откаты, достигающие 100% выделенных средств. Вот на дорогу Москва—Петербург первый транш выделили из федерального бюджета еще в 2005-м. И где она? Есть вырубка в Химкинском лесу. Это вам не Китай, где взятки берут, но и строить дают. А у нас к тому же везде «эффективные» менеджеры, кое-как управляющие даром им доставшейся собственностью. Что делать? Готовых рецептов нет. Вернее, их два: либо ГУЛАГ (но мы это уже проходили), либо эффективная  демократия, как в передовиках антикоррупционности: Дании, Новой Зеландии и Швеции [http://www.mk.ru/zloba-dnya/article/2013/12/03/954139-krah-rossiyskoy-ekonomiki.html  Крах российской экономики];

            -  Глубоко уверен, что  итоговая научная деятельность  вуза или подразделения после  смены лидера-профессионала на «эффективного» менеджера-руководителя резко пойдет  вниз ... Все ветви власти это понимают, но судорожно внедряют в руководство всех уровней «эффективных менеджеров» ...
           На наш взгляд, это обусловлено следующими причинами:
              1. «Эффективные» менеджеры изначально нацелены  на добывание денег  всеми способами, в том числе и недозволенными, будь то «распил» бюджетных денег,  «накрутка стоимости работ и очковтирательство ... И в силу личной преданности высшему начальству  обеспечивают ему откат оговоренных средств  с каждой сомнительной сделки ...
              2. «Эффективными» менеджерами,  - в отличие от  общепризнанных лидеров-руководителей в науке и образовании, как правило, профессоров, -  легко управлять, они не имеют профессиональных знаний, твердых мнений о хорошем и плохом, а посему  беспрекословно выполнят самый дурацкий приказ начальника ...
              3. Система «эффективных менеджеров» подчиняется классическому закону: «Люди второго сорта берут на работу людей третьего сорта!» ...
              Назначение  руководящих кадров по принципу личной преданности  и подмена руководителей-профессионалов  «эффективными» менеджерами  ведет к полной деградации российского образования и науки ...
              Не видят этого только «эффективные» менеджеры и те, кто не хочет видеть!
              Придет время, и об этом все скажут вслух ...
           Громко ...

             
            А, пока слышится только ропот  рассерженных профессоров … Но все перемены рождались из нарастающего ропота интеллигенции, которую всегда не любили и «прижимали» власть придержащие …


          P.S.  Из  Москвы  позвонил  друг, учредитель  вестника, российский  публицист Алин Бельковский-младший и сообщил, что есть интересные столичные новости  [«Дисcернет» http://www.dissernet.org/expertise/sokolovmy2008.htm]    и кое-какие факты  по СамГУПС   по тематике вестника … Я заинтересовался, но об  этом, если  это будет актуально и целесообразно,  в другой раз! Кроме того, Алин посоветовал не контактировать с анонимными блогерами, - информация у них может быть не достаточно проверенной!
         С Алином полностью согласен ...  Наш  научный вестник - издание серьезное, - информация пойдет только абсолютно проверенная и не анонимная!

 

 

                                                    Литература

         1. http://alinbelkovski.blogspot.ru/2014/03/blog-post_10.html  Кто-то заказывает знания, а кто-то компетенции!  10.03.14.

            2.  http://alinbelkovski.blogspot.ru/2014/03/blog-post_9.html  Успешная Япония доказывает, что компетенции не заменят знаний! США считают также!  09.03.14.

             3. http://alinbelkovski.blogspot.ru/2014/03/blog-post_9027.html   При «эффективных руководителях-менеджерах» образование становится слабым местом России 08.03.14.

            4.  http://alinbelkovski.blogspot.ru/2014/03/blog-post_8.html  Вузовская вертикаль власти и соответствие её кадровой политики трем профессорским рекомендациям и семи критериям отбора претендентов на должность заведующего кафедрой ... 08.03.14.

            5.  http://alinbelkovski.blogspot.ru/2014/03/blog-post.html  Мнение   российского публициста Алина Бельковского-младшего о  роли и научно-педагогической значимости  вузовского  профессора 05.03.14.

            6. http://alinbelkovski.blogspot.ru/2014/02/blog-post_26.html Мнение самарского профессора или про каких руководителей говорят: «Нет никто, и звать никак!» 26.02.14.

              7.  http://alinbelkovski.blogspot.ru/2014/02/blog-post_15.html  «Эффективные» менеджеры обеспечили развал отечественной экономики, а теперь эффективно и успешно разрушают российскую науку и образование ... 15.02.14.

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ПОЧЕМУ И КАК НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ ПРОЦЕСС СОКРАЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ?

Обзор и авторский комментарий интернет-сообщений по путям повышения читательской и рекламной привлекательности интернет-изданий...

Еще раз о «мусорных публикациях» или почему учет только «ваковских публикаций» преподавателей ведет к деградации научной деятельности в вузах...