МНЕНИЯ О ВНЕДРЕНИИ БЕСКАФЕДРАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ВУЗА В ТОМСКОМ ПОЛИТЕХЕ [обзор интернет-сообщений]


Николай Бортко, Новосибирск


«В проекте решения прописано создание школ с 1 октября, а ликвидация кафедр — с 1 января 2018 года. У нас есть три месяца для снятия вопросов и шероховатостей. До конца этого учебного года останутся утвержденными учебный план, нагрузка и программа. Хочу подчеркнуть, что основная цель планируемой трансформации — это повышение качества подготовки специалистов»
Петр Чубик, ректор ТПУ


Томский политех перешел на бескафедральную модель вуза…

Вспомним, что предшествовало этому решению руководства и Ученого совета университета  [http://netreforme.org/news/strannyie-reforme-v-tomskom-politehe/   02.10.17]:

1. «Причинами реформы, по словам ректора, стала необходимость улучшить показатели ТПУ по ряду позиций. В частности, необходимо повысить эффективность аспирантуры — с текущих 35 % до 80 %, улучшить базовое образование обучающихся, на первых двух курсах усилить фундаментальные знания, расширить квалификацию студентов за счет выбора одной-двух непрофильных дисциплин вне курса. Также стоит задача возродить институт инженерного предпринимательства, который станет школой. Из существующих кафедр останется только кафедра военной подготовки. «Чтобы реализовать это междисциплинарный подход, нужно убрать лишние «перегородки», перейти от кафедр к отделениям по направлению подготовки», — пояснил Чубик, добавив, что речь идет как о бакалавриате, так и о магистратуре. Ректор уточнил, что согласовывать новую модель образования с Минобрнауки РФ руководство вуза не обязано. При этом документ с планом реформы прошел экспертизу международного научного совета. Петр Чубик подчеркнул, что аналогичная модель образования с отсутствием кафедр и факультетов работает почти во всех зарубежных вуза и в ряде российских. В их числе — Санкт-Петербургский политехнический университет, Уральский федеральный университет, Высшая школа экономики и другие. Изменения в рамках реформы заработают со следующего года — кафедры будут существовать в ТПУ до конца 2017-го. Первые «плоды» нововведений ректор политеха рассчитывает получить через три года. Утвердить изменения планируется на ученом совете ТПУ. Он пройдет в конце сентября»…

2. «Почти все члены Ученого совета Томского политехнического университета проголосовали за введение в вузе новой модели образования, подразумевающей упразднение кафедр и институтов. Против реформы проголосовал один человек … В ходе заседания Ученого совета Чубик отметил, что, согласно реформе, в вузе планируется создать две исследовательские школы (физики высокоэнергетических процессов, химических и биомедицинских технологий), школу базовой инженерной подготовки (отделения математики и информатики, естественных наук, социально-гуманитарных наук, общетехнических дисциплин, иностранных языков, русского языка, физкультуры). Также будет создана школа инженерного предпринимательства, инженерная школа энергетики (отделения геологии, нефтегазового дела, химической инженерии), инженерная школа новых производственных технологий. Все они будут действовать как безкафедральные междисциплинарные структуры … Предполагается, что студенты смогут индивидуализировать собственные учебные планы через возможность выбирать дисциплины из других направлений как своей, так и любой другой школы. Отдельно отмечается, что свободное образование будет реализовываться преимущественно не через лекции, а через семинары. Среди причин нововведений указывается, в том числе, отстающая от запланированной и утвержденной Минобрнауки РФ динамика продвижения ТПУ в мировых университетских рейтингах, а также имитация определенной частью научно-педагогических работников научной деятельности. Реформа также подразумевает сокращение административно-управленческого аппарата.».

3. «Профессорско-преподавательский состав томского политехнического университета отрицательно относится к намеченной на этот год реорганизации учебного заведения. Ученые опасаются, что нововведения приведут к деградации вуза:
- «Сейчас намечается новая реформа ТПУ. С 1 октября перестанут существовать институты, а с 1 января — кафедры. А факультетов уже нет. То, что создавалось больше сотни лет, будет разрушено. Взамен непонятно что будет. Люди будут поступать не на факультет, а на специальность. Между тем, все вузы в стране работают по системе кафедр, факультетов и институтов. Профессорско-преподавательский состав настроен против реформы, но нас никто не слушает. Вплоть до того, что со стороны ректора идет реакция в духе — я ваш единственный работодатель, а вы ничего не можете и ничего не знаете … Часть преподавателей уже покинула вуз, не дожидаясь реформирования» …
- «Это приведет к тому, что запланированные показатели больше некому будет достигать. Народ разбегается. Некоторые уже ушли. Среди руководителей институтов на сегодняшний день ни одного доктора наук. На кафедрах работают люди уже вообще без степени. Ситуация становится серьезная, и я так понимаю, ТПУ подвергают очень серьезной обструкции» …
- «Сейчас я не знаю, к кому буду относиться. К какой-то школе. У меня есть аспиранты, я веду научную работу и занятия. Я что, буду относиться ко всем этим школам? Вот это мне точно не понятно. Я, доктор наук со стажем больше 40 лет, получаю 36 тысяч. Это смешно. А кандидаты наук и доценты получают меньше 30 тысяч. Я и мои коллеги заинтересованы в огласке, но мало кто хочет, чтобы его имя при этом фигурировало. Опасаемся, что эти люди будут изгнаны из ТПУ» …
- «Добавим, что ранее в ряде СМИ появилась информация о сокращениях в политехе. Речь шла, по некоторым данным, о трех тысячах человек» …

Особо выделим мнение ректора ТПУ Петра Чубика по предстоящим увольнениям преподавателей в связи с реорганизацией университета («вместо 67 кафедр в ТПУ появятся 22 направления, их руководители будут набираться на конкурсной основе. На каждый институт будет приходиться два-три отделения»):

- «Я не вижу оснований для сокращений. Есть недовольные, и что? Я могу их уволить, что ли? Не могу, к сожалению. Я действую строго по закону. По итогу прошедшего учебного года 21 человек по итогам выполнения эффективного контракта получат взыскания, и 5 человек будут по инициативе администрации [представлены] к увольнению. 21 — это 1% от общего числа научно-педагогических работников. 1336 выполнили эффективный контракт на 100 и более процентов и получили премии. К сожалению, выполняющих стало все больше и больше, денег не хватает. Раньше премию платили по 100 тысяч, сейчас до 25 опустились… Другого механизма увольнения, кроме как через эту процедуру, нет. Они могут снова проходить через конкурсные процедуры, будут у них плохие результаты — не изберет их Ученый совет. Это законы и правила, ничего другого…» [https://obzor.westsib.ru/article/551778---izmenenija-v-tpu-chto-i-zachem-planirujut-sdelat-v-odnom-iz-glavnyh-vuzov-tomska-  27.09.17].
- «О сокращении в ходе реформы речи не идет. Тем более профессорско-преподавательского состава. Сокращение может затронуть административный и обслуживающий персонал. Но передача услуг на аутсорсинг идет уже не первый год. Конечно, в какой-то степени пострадают заведующие кафедрами, их сегодня 67, а будущих направлений (укрупненных структур) будет всего 22. И на должности руководителей направлений будет конкурс. Но даже завкафедрами никто увольнять не собирается. Если человек не выиграет конкурс на замещение должности руководителя отделения, он останется работать профессором, доцентом. Там, где и работал. И даже кабинеты останутся, во всяком случае у профессоров» …

Прошло три месяца со дня перехода ТГУ на бескафедральную модель вуза, и жизнь покажет правоту аргументов сторонников и противников данного нововведения …

А пока …
- «В ближайший месяц и студентов, и преподавателей ждет перевод лекций в режим онлайн. Согласно выпущенному в августе документу (есть в распоряжении редакции) до половины всех лекций по отдельным предметам переведут в цифровой формат. Сотрудники опасаются, что в результате перехода на «Цифровое образование»  продолжится сокращение профессорско-преподавательского состава. Почти все находятся в состоянии неопределенности».
- «Между тем в коллективе сложилось такое мнение: что толку говорить, если от этого ничего не изменится. То есть создается видимость демократии: можно писать, высказываться, обращаться, но не быть услышанным».
- «Не защищает сотрудников и профсоюз. «По идее любая реорганизация в ТПУ должна контролироваться профсоюзом на предмет нарушения прав и ухудшения положения трудового коллектива. К сожалению, этого не происходит».
- «Не до конца понимают суть предстоящих изменений и студенты. Об этом говорят вопросы, которые они задают в соцсетях».
- «Настроения в связи с предстоящей реформой пессимистичные у всех, с кем я ни разговариваю. Это касается не только рядовых сотрудников. Мне кажется, ни директора институтов, ни завкафедрами не высказываются в таком ключе: мы сейчас справимся, переживем и все станет только лучше. Такого нет. Любые реформы должны иметь какой-то отклик. Мы реформируемся, чтобы меняться к лучшему, но когда у всех настрой только негативный, такие реформы переживать непросто, — рассуждает один из преподавателей».


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ПОЧЕМУ И КАК НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ ПРОЦЕСС СОКРАЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ?

Обзор и авторский комментарий интернет-сообщений по путям повышения читательской и рекламной привлекательности интернет-изданий...

Еще раз о «мусорных публикациях» или почему учет только «ваковских публикаций» преподавателей ведет к деградации научной деятельности в вузах...