Воспоминания инженера-конструктора о постановке конструкторской работы в бывшем СССР...

Мулюкин О.П., д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный изобретатель РФ, Самара

В разговорах-диспутах с молодыми коллегами, - учеными и производственниками, - при общении на конференциях, конференциях и выставках научно-технической направленности нередко затрагиваются вопросы оценки постановки конструкторской работы в бывшем СССР с точки зрения перенятия лучших традиций и опыта советских конструкторов...
С этой позиции ниже мной представлены отдельные фрагменты из личной публикации, в которой нашел отражение этап моей конструкторской работы в советском конструкторском бюро по проектированию и изготовлению опытных партий трубопроводной арматуры для объектов и систем аэрокосмической промышленности [Мулюкин О.П. Формирование личности ученого и стратегии научной карьеры: учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени технических специальностей /О.П.Мулюкин // г.Ливны: ООО Мухаметов, 2013. – 341 с. [Регистрационное свидетельство обязательного федерального экземпляра электронного издания  №34805.  Номер государственной регистрации обязательного экземпляра электронного  издания №321400275] :

С. 32: «Более чем 18-летний практический опыт работы автора в агрегатном аэрокосмическом ОКБ, когда основным рабочим местом конструктора был не компьютерный зал, а кульман, позволяет охарактеризовать некоторые особенности конструкторского труда в бывшем СССР: - период творческой работы конструктора приходился на этап эскизного проектирования будущего изделия, когда по ТЗ (техническому заданию, - ред.) выбиралась его принципиальная схема и определялось его конструктивное исполнение.
Однако, данный этап работы занимал не более 20% от общего объема работ по выпуску всего комплекта конструкторскотехнологической документации на разрабатываемое изделие; - далее начинался длительный, монотонный этап вычерчивания рабочих чертежей и узлов изделия, требующий многочасового стояния за кульманом, и многократное согласование (пересогласование) этих чертежей с технологическими и эксплуатационными службами. Большинство конструкторов самозабвенно трудилось на первом этапе, и на втором – с прохладцей, частенько вливаясь в ряды курильщиков. В этих рядах на протяжении длительного времени был и я , но в 66 лет я бросил эту пагубную привычку, ибо, как говорится «курильщик сам себе могильщик». Обратимся к русскому писателю Л.Н. Толстому, который, бросив курить в 60 лет, как-то выразился: «Человек, переставший пить и курить, приобретает ту умственную ясность и спокойствие взгляда, который с новой верной стороны освещает для него все явления жизни».
Отмечу, что с работой в аэрокосмическом агрегатном ОКБ мне повезло, - всю свою трудовую деятельность в этой организации я провел в конструкторской бригаде, специализирующейся на проектировании ГПТА (гидропневмотопливных агрегатов, - ред.) для перспективных, стратегических объектов: легендарный лунник, - ракетоноситель Н-1; объекты и системы по противодействию угрозе от планируемого США развертывания в космосе средств стратегической оборонной инициативы (СОИ), летающий самолет-лаборатория Ту-155 на жидком водороде, аэрокосмическая техника на сжиженном природном газе и др.
Данный период работы характеризую как исключительно творческий этап своей жизни, когда приходилось агрегаты создавать практически с нуля»...

    С. 59: «В период распада СССР ( 90-ые годы прошедшего столетия ), когда научные подразделения вузов практически не финансировались, что привело к резкому сокращению штатных сотрудников отраслевых и проблемных НИЛ, жестко встал вопрос о сокращении разрабатываемых научных тем в связи с трудностями их коммертизации. И в этот сложный период возглавший нашу научную школу учёных-механиков СГАУ проф. Д.Е.Чегодаев озвучил свою личную позицию по тематике моего научного направления:: «… да, основа благополучия нашей лаборатории – виброзащита и демпфирование динамически нагруженных объектов, но тематику совершенствования динамики клапанной пневмогидроарматуры я не закрою … мы не знаем, что будет завтра … нельзя сужать спектр научных исследований … работайте спокойно…».
    В этот же период, когда в массовом порядке шла приватизация государственной собственности прекратили свое существование или перепрофилировались на выпуск другой продукции многие небольшие предприятия самарской аэрокосмической отрасли. Эта же участь постигла действующий при КуАИ экспериментальный завод по производству виброизоляторов из созданного в институте материала МР, которыми комплектовалась ракетнокосмическая техника, изготавливаемая в ракетно-космическом центре «ЦСКБ-Прогресс». И лишь благодаря организаторским и волевым качествам проф. Д.Е. Чегодаева с разрушенного экспериментального завода силами сотрудников института при моём участии удалось по крупицам собрать оснастку и инструмент для изготовления виброизоляторов из материала МР в возглавляемой проф. Д.Е. Чегодаевым ОНИЛ-1 и организовать их мелкосерийное изготовление и поставку на Самарский завод «Прогресс». Указанная поставка этих виброизоляторов из СГАУ для комплектации изделий ракетнокосмического центра «ЦСКБ-Прогресс» осуществляется по настоящее время»...
    С. 124: «Вспоминаю своё «вхождение» в изобретательскую деятельность в аэрокосмическом агрегатном ОКБ советского периода, в котором создание патентозащищенных агрегатов и проверка разрабатываемых изделий на патентную чистоту входили в обязанности конструктора и существующего в ОКБ патентного отдела. Вначале этого «вхождения» по мере надобности ( этапы разработки новых изделий ) я анализировал поступающие в ОКБ научнотехническую информацию и патенты, в том числе размещенные в периодически издаваемом журнале «Изобретения за рубежом» ( раздел F16k, - «Машиностроение» ), «примеряя» схожесть известных технических решений с изделиями, которые мне и моим коллегам – конструкторам предстояло разрабатывать по выданным Заказчиком (головной аэро космической фирмой ) техническим заданием. Указанный анализ, в большинстве случаев, давал требуемый результат : находились отличительные существенные признаки в наших разработках по сравнению с известными , и нами оформлялись заявки на изобретения в виде действующих в то время авторских свидетельств СССР, позднее замененных патентами РФ на изобретения и полезные модели. Данная работа по созданию изобретений приносила и материальное стимулирование в виде 20…50 руб. автору изобретения за каждое полученное авторское свидетельство ( без внедрения ), которое стабильно выплачивалось предприятием в соответствии с действующим в СССР Законодательством об изобретениях. В то время среднемесячная зарплата инженера-конструктора лежала в пределах 140…160 руб., и изобретательская «прибавка» к зарплате была очень даже весомой. По мере конструкторского «мужания» в свою изобретательскую деятельность я ввёл новые элементы: стал в просматриваемых известных технических решениях (даже не относящихся к моей конструкторской работе ) отыскивать недостатки, а затем осуществлял поиск способов и средств их устранения, а также оценивал новые области применения известных устройств, - так создано 
    большинство моих изобретений»...

    С. 140: «Автору в период работы в аэрокосмическом агрегатном ОКБ пришлось и самому столкнуться с противодействием руководства родного предприятия с внедрением его запатентованных перспективных конструкций ГПТА. Приведу лишь один характерный пример. Под моим руководством была разработана и запатентована оригинальная конструкция предохранительного клапана с рычажно-шарнирным усилителем перекладки уплотнительного затвора. В центральном ведомственном журнале «Авиационная промышленность» была опубликована с моим участием статья об этой оригинальной конструкции, причем в соавторы этой статьи входило и руководство ОКБ. После опубликования этой статьи в адрес нашего ОКБ один из главных конструкторов уральского авиационного предприятия письменно обратился с просьбой к нашему главному конструктору изготовить и провести стендовую отработку данного клапана с гарантией соответствующего финансирования этих работ уральским предприятием. В моей личной беседе с нашим главным конструктором по этому поводу мне было дано указание : «… На письмо не отвечать! Зачем нам лишние хлопоты? Выпускаемой номенклатуры агрегатов у нас достаточно… госзаказ стабилен … финансирование нормальное»...

    С. 149-150: «Российские ученые не теряли оптимизма и чувство юмора даже в сложнейший период развала бывшего СССР, вызвавшего в советском обществе политико-социальный и экономический крах и потерю советскими людьми основных жизненных ориентиров. И как тут не вспомнить свод иронических жизненных правил, впервые систематизированных и озвученных в те годы профессором Д.Е. Чегодаевым в выступлении, посвященном 50-летию Самарского государственного аэрокосмического университета:
      1. Мелочи жизни требуют крупных расходов при непрерывном пополнении капитала. Причем, для того, чтобы ничего не делать, надо в начале сделать много!
      2. Судьба обладает отлично поставленным ударом, поэтому закаляйся, чередуй занятия спортом с психологической тренировкой, например, в беседах с психиатром, и помни:
      - Сменить не дано нам родителей, почитай их!
      - Жена дана нам Богом, лучше не найти, а худшую – не надо! И в домашних условиях можно одичать, но после брака кулаками не машут, а уходят с головой в бизнес, реже – в науку, еще реже – в спорт, но не уходи в болельщики!
      - Язык доведет не только до Киева, но и до инфаркта; жизнь – это борьба, в которой кто-то проглатывает обиду, а кто-то обидчика. Стремись перейти в более высокую весовую категорию!
      - Все мы живем за чертой бедности, но с разных сторон! Раздвигай горизонты!
      - Наши, как и твои, сильно похудевшие массы, верят в будущее, поэтому не падай где попало духом! (см., например: И.И. Земель-Полудурков. Выживание собаки в нечеловеческих условиях Арктики при перевозке крупнотоннажных грузов при отсутствии подвижного состава. – К.: Наукова думка, 1991. – 4999с.).
      3. Даже хороший человек на 90% состоит из воды! Все мы смертны, но причин для грусти нет: каким бы не было здоровье, его хватит до конца жизни! Жаль живем только раз, зато каждый день! 
      4. Ученый и аспирант не забывай:
        а). Знания, полученные в годы учебы забываются, а незнания остаются. Поэтому не тешь себя иллюзиями: Век живи – век учись!
        б). Гении, конечно, бессмертны, но основная масса живет дольше; нет абсолютно бездарных – каждый бездарен в своей области. Ищи свою нишу! в) априорные или экспериментально доказанные научные истины:
        - 4-ый закон Ньютона: Тело, посланное грубо, обратно не возвращается.
        - Следствие закона Архимеда: Если тело погрузится в воду, оно становится чище, но если оно не всплыло – можно считать его потерянным.
        - Физическая константа: Темнота тоже распространяется со скоростью света!
        - Правило правой руки: Не ведает, что творит левая!
        - Закон сохранения: Если у кого-то вылетит, кому-то влетит!
        - Закон сохранения энергии: Не суетись!
        - Механизм обратной связи: Ты мне, я тебе!»...


      Прошло более двух лет с момента выхода в свет цитируемого учебно-методического пособия, но отдельные его положения и выводы, на наш взгляд, представляют интерес для российского научно-технического сообщества и сейчас...

      Первоисточник: http://dobrohot-om.nethouse.ru/articles/304562#/ 17.07.16



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ПОЧЕМУ И КАК НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ ПРОЦЕСС СОКРАЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ?

Обзор и авторский комментарий интернет-сообщений по путям повышения читательской и рекламной привлекательности интернет-изданий...

Еще раз о «мусорных публикациях» или почему учет только «ваковских публикаций» преподавателей ведет к деградации научной деятельности в вузах...