Ротация вузовских кадров: «Смертный смертному не равен, мерою одной не мерь!»


Введены законодательные изменения  в   «дорожную  карту» по развитию образования и науки в Российской Федерации... Что дальше?

Мулюкин О.П., доктор технических наук, профессор по инженерной графике, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Заслуженный изобретатель Российской Федерации, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации

         Российское педагогическое сообщество  вовлечено в проводимую высшими  чиновниками Минобнауки  РФ    модернизацию  отечественного  образования в рамках  «Дорожной  карты»,   предусматривающей, в частности,  переаттестацию   педагогических работников всех уровней образования  с последующим   переводом  их на эффективный контракт с достойной заработанной платой...

            Наибольший интерес для работников образования представляют два вышедших в последнее время  документа:

           1.   «Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2014 N 722-р
«Дорожная карта»  «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» изложена в новой редакции
Подготовка плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»  осуществлялась с учетом направлений, определенных государственными программами «Развитие образования на 2013 - 2020 годы» и «Развитие науки и технологий».
          Подписанным Распоряжением в   «дорожную карту»  вносятся изменения в части:

          - учета показателей по реализации мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в части ввода мест в дошкольных образовательных организациях;
           - включения мероприятий по строительству зданий,  которые могут быть использованы организациями как дошкольного, так и начального общего образования;
            - включения мероприятий по проведению аттестации педагогических работников с последующим
переводом их на  эффективный контракт;
            - приведения показателей в соответствие с формами федерального статистического наблюдения;
            - уточнения фактических значений показателей по итогам 2013 года;
            - обеспечения соответствия показателей «дорожной карты» показателям государственной  средней программы «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы;
            - корректировки прогнозных
показателей средней заработной платы педагогических работников в связи с уточнением расчета потребности в дополнительных ресурсах на повышение заработной платы с учетом возможного привлечения не менее трети средств за счет реорганизации неэффективных образовательных организаций и оптимизации реализуемых образовательных программ, а также с учетом принятия бюджетов субъектов РФ на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов,  результатов анализа статистических данных по итогам 2013 года о средней заработной плате по субъектам РФ.
            В целях осуществления мероприятий, направленных на оптимизацию неэффективных расходов, предусмотрены следующие меры:
           - оптимизация сети образовательных организаций и образовательных программ с учетом их особенностей, а также существующей структуры системы образования и перспектив ее развития;
          - оптимизация неэффективных расходов на оплату труда вспомогательного, административно-управленческого персонала;
          - оптимизация численности отдельных категорий педагогических работников, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года,  и иных работников;
          - мероприятия по увеличению производительности труда педагогических работников в результате обновления образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, реализацией новых образовательных технологий и проводимых институциональных изменений, обеспечивающих повышение качества предоставляемых услуг.
          В «дорожной карте» также отражены показатели, характеризующие результаты мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов:
          - численность обучающихся в расчете на одного педагога;
          - доля работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в общей численности работников образовательных организаций.
          Органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано разработать и утвердить соответствующие региональные «дорожные карты».
          Признано утратившим силу Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 года N 2620-р о плане мероприятий («дорожной карте») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»
  [http://www.yuristyonline.ru/index.php?topic=19335.0    08.05.14].

             2. «Утверждена новая редакция «дорожной карты» по развитию образования и науки в РФ.  Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил новую редакцию «дорожной карты» по развитию образования и науки в РФ. Медведев напомнил, что сама «дорожная карта» действует с 2012 года, однако в ней уже назрели корректировки...  Некоторые изменения касаются обеспечения достойной заработной платы преподавателей», — добавил Медведев» [http://www.rosbalt.ru/main/2014/05/08/1266122.html 08.05.14].

           При переаттестации  преподавателей вузов перед переходом на эффективный контракт  предпочтителен открытый вариант  оценки  педагогических и научных достижений  всех педагогических работников, не  взирая на ранги и должности, по следующим показателям:
          1. Наличие ученой степени и ученого звания, с безукоризненным  предпочтением  высших степеней и званий  над низшими при  назначении на руководящие должности.
          2. Наличие государственных и отраслевых наград, например,  почетного  звания,  типа Заслуженный  деятель  науки РФ, отраслевого знака Почетный работник высшего  профессионального образования РФ и др.   
          3.  Руководство или  причастность к конкретной научной школе, отсутствие которых превращает  вуз в наукообразный   техникум (для забывших  советскую аббревиатуру  этого слова напоминаем ее расшифровку:  «технический комбинат  учащейся молодежи»).
          4. Количество подготовленных докторов и кандидатов наук.
          5. Общее количество научных и учебно-методических трудов, с акцентированием научных монографий и  грифованных учебных пособий, патентов на изобретения и полезные  модели, а также показатели цитируемости (РИНЦ и пр.)
  
            Открытая информированность  университетской общественности об этих  5 показателях  у всех, проходящих переаттестацию конкретных преподавателей,  исключит «выравнивание всех работников по единой  абстрактной линейке», так как выявит явных лидеров в научно-педагогической деятельности, которых, так просто (например, дискриминационно по возрасту)  не удастся задвинуть на второй план за  выдвинутых вперед  молодых  педагогов-ученых...

           И последнее... А, судьи, кто? Или кто был никем, тот стал со всем!

           Немного забавно, что ротацию кадров в вузах  путем  замены руководителей, -  степенных докторов наук, профессоров на молодых преподавателей  нередко проводят проректора и другие вузовские чиновники, которым через пару-тройку лет   самим «стукнет» по 60, - то есть  ближайшие пенсионеры, не добившиеся накануне пенсии  сколь либо   значимых научно - педагогичеких достижений,   в том числе  ученой степени доктора наук и ученого звания  профессора... И по всей видимости уже не добьются!
          И такие судьи  способны так «достать»   степенных профессоров, что последние могут отбросить  правила корпоративной этики и с открытым забралом начать стучаться во все инстанции  для   наказания  обидчиков и их покровителей ...
        Хотя  всем известно, что профессора снисходительно относятся к слабостям начальства, пока оно их не трогает...
       Мой  друг, политолог, Заслуженный юрист РФ Алин Бельковский-младший,  ранее  освещающий эту проблему на страницах нашего, самарского  блога,  готов  осветить проблематику вопроса и  в московской прессе... придав ей, в случае необходимости, конкретику...
       

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

КОРРУПЦИЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ. СТАТИСТИКА.

ПОЧЕМУ И КАК НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ ПРОЦЕСС СОКРАЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ?

Еще раз о «мусорных публикациях» или почему учет только «ваковских публикаций» преподавателей ведет к деградации научной деятельности в вузах...