Нужные вузы важны, остальные – сорняки!
И снова о критериях оценки
эффективности вузов…
Мулюкин О.П., доктор
технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации,
Заслуженный изобретатель Российской Федерации
В интернете частенько проводятся всевозможные опросы мнения для
оценки популярности тех или иных действий представительных органов российской
власти, в том числе и в области образования…
На наш взгляд, получение некой осредненной оценки действий чиновников Минобрнауки России по предпринимаемыми ими нововведениями является
полным абсурдом, уводящим в сторону от действительной пользы того или иного
образовательного начинания…
Свидетельством этому служат нижеприведенные данные в виде опроцентованных пяти ответов
по целесообразности сокращения
неэффективных вузов.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Нужно ли сокращать
неэффективные вузы? [По данным
источника http://news.mail.ru/politics/18167842/?sent=1#articlepoll
от 13.05.2014 года]:
1.Да, тогда образование станет лучше и будет больше цениться 42%
2.Да, так можно будет искоренить поддельные дипломы и т.д. 9%
3.Да, но только при условии, что система оценки будет прозрачной
и ясной 23%
4.Нет, критерии оценки эффективности не доработаны 9%
5.Нет, это повысит не только цену обучения, но и уровень
коррупции 18%
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
И вот некоторые аргументы в пользу
некорректности обсуждения образовательных акций Минобрнауки интернет-пользователями, далекими от образования
и науки:
1. Из этих данных следует, что чуть ли не
половина опрошенных считает, что сокращение вузов приведет к повышению уровня образования, а сам
диплом будет больше цениться в российском обществек…
На
наш взгляд, неправильна сама постановка первого ответа на вопрос! Надо четко
определиться в статусе подлежащих
сокращению вузов… Сердюков
насокращал различные военные высшие
училища (пехотные, вертолетные, летные и
пр., а также готовящие для них кадры в виде суворовских и
нахимовских училищ… Не секрет, что на некоторых производствах катастрофически не хватает инженеров ряда
технических специальностей, и на плаву
ряд предприятий этих производств
удерживают старые кадры советской школы
обучения… И в то же время в стране явное
перепроизводство кадров высшей
квалификации не технических специальностей: экономистов, юристов, бухгалтеров,
управленцев-менеджеров по различным областям промышленности … Дело доходит до
того, что инженерные работники не могут сделать простейший эскиз несложной детали, перепоручая всё
компьютеру. При этом ими забывается, что компьютер всего лишь инструмент,
пусть и самый совершенный на сегодняшний момент, но к инструменту нужны технические знания… А,
вот технических знаний у большинства
нынешних управленцев-менеджеров нет… Поэтому можно так насокращать, что сокращения Сердюкова будут цветочками перед
будущими ягодками… И следует признать, что прежде чем выходить на сокращение госбюджетных высших учебных заведений, надо
навести порядок и сократить множество не бюджетных, платных высших
заведений, выдающих дипломы и собирающих
со студентов деньги без предоставления знаний…
А, если согласится с некорректностью постановки первого ответа на
вопрос, то некорректными следует считать и приходящиеся на него 42%...
2. Около 10% считают, что сокращение вузов позволит искоренить
поддельные дипломы…
Поможет лишь отчасти… Да, если вузов станет меньше, то получить
поддельный диплом станет труднее, правильнее сказать дороже … О чём
можно вести речь, когда в стране не затихает
история с фиктивными дипломами кандидатов и докторов наук у наших
министров, губернаторов, бизнесменов
и других высокопоставленных чиновниках»?
Одним словом, просто получение липовых
документов о высшем образовании станет дороже! И все знают, что клиентами таких документов становятся
состоятельные граждане, которые за расходами не постоят… Отсюда следует, что
без определенных перемен и смены ценностей
в нашем капиталистическом обществе данная
надежда не оправдается.
3. Около 25% опрошенных поддерживают идею
сокращения неэффективных вузов при условии, сто система оценки будет прозрачной и ясной.
Мысль
сама по себе правильная! Но, какая же власть добровольно захочет быть подвергнута чьему-то контролю… Будь-то
финансовая, политическая, идеологическая, образовательная или иная деятельность… Для действенности
данного предложения должны быть кардинально изменены устои общества, - а это борьба и
противостояние различных слоев нашего общества, в частности противостояние специалистов в конкретной области знаний с «эффективными»
менеджерами, разваливающими наше общее с вами достояние…
4. Около 10% опрошенных против сокращений вузов, ибо по их
мнению критерии оценки эффективности
вузов нуждаются в доработке.
А, тут и обсуждать нечего, большинство ученых РАН, профессорская элита и
большинство преподавателей вузов требуют
открытого обсуждения и
доработки действующих критериев оценки
эффективности вузов, так как в нынешнем виде
они нередко приводят к сокращению
уважаемых и нужных вузов…
5. Около 20% опрошенных считает, что
сокращение вузов повысит не только цену обучения, но и уровень коррупции.
Да,
это так… Но нам нужно, чтобы за дипломом
стояли знания… А, какие знания будут
у человека с купленным дипломом!
Примечание. «Более 200 вузов лишились своих
лицензий с 1 сентября 2013 года. Об этом во вторник сообщил глава
Рособрнадзора Сергей Кравцов.
«С
1 сентября 2013 года более 200 вузов лишились своих лицензий, с 1 января
2014 года — 77. Это в основном вузы, которые находятся в красном
списке, то есть имеют признаки неэффективности», — отметил он. «У нас и сейчас есть решения судов
относительно некоторых вузов. Однако, чтобы отозвать лицензию, мы должны
выиграть два суда. Поэтому также мы ведем работу и с ректорами в том
направлении, чтобы они сами отзывали лицензии своих учебных заведений», —
добавил Кравцов.
Ранее
сообщалось, что среди вузов, которые были исключены из реестра лицензий,
есть, в частности, Санкт-Петербургский государственный
университет сервиса и экономики, Московский государственный горный
университет, Самарский институт открытого образования, Магнитогорский
государственный университет.
Впервые
мониторинг эффективности вузов был проведен в 2012 году, однако он касался
только государственных учреждений. В нем приняли участие 541 вуз и 994
филиала, неэффективными и нуждающимися в реорганизации были признаны
30 университетов и 262 филиала.
Новый
закон «Об образовании в РФ», который вступил в силу 1 сентября 2013
года, закрепил обязанность всех российских вузов ежегодно участвовать
в мониторинге, предоставляя для этого необходимые сведения»
Комментарии
Отправить комментарий