Нужные вузы важны, остальные – сорняки!



И снова о критериях оценки эффективности вузов…

Мулюкин О.П., доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Заслуженный изобретатель Российской Федерации

       В интернете частенько проводятся всевозможные опросы мнения   для оценки популярности тех или иных действий представительных органов российской власти, в том числе и в области образования…
       На наш взгляд, получение некой осредненной оценки действий  чиновников Минобрнауки России по  предпринимаемыми ими нововведениями является полным абсурдом, уводящим в сторону от действительной пользы того или иного образовательного начинания…
       Свидетельством этому  служат   нижеприведенные  данные в виде  опроцентованных  пяти ответов  по целесообразности сокращения  неэффективных вузов.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Нужно ли сокращать неэффективные вузы?  [По данным источника  http://news.mail.ru/politics/18167842/?sent=1#articlepoll от 13.05.2014 года]:
1.Да, тогда образование станет лучше и будет больше цениться                          42%
2.Да, так можно будет искоренить поддельные дипломы и т.д.                              9%
3.Да, но только при условии, что система оценки будет прозрачной и ясной     23%
4.Нет, критерии оценки эффективности не доработаны                                           9%
5.Нет, это повысит не только цену обучения, но и уровень коррупции                18%
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 
        И вот некоторые аргументы в пользу некорректности  обсуждения  образовательных акций Минобрнауки  интернет-пользователями, далекими от образования и науки:

         1. Из этих данных следует, что чуть ли не половина  опрошенных считает, что  сокращение вузов  приведет к повышению уровня образования, а сам диплом  будет  больше цениться в российском обществек… 
       На наш взгляд, неправильна сама  постановка  первого ответа на вопрос! Надо четко определиться в статусе подлежащих  сокращению  вузов… Сердюков насокращал   различные военные высшие училища (пехотные, вертолетные, летные и  пр., а также готовящие для них кадры в виде суворовских и нахимовских  училищ…  Не секрет, что на некоторых производствах  катастрофически не хватает инженеров ряда технических специальностей,  и на плаву ряд предприятий  этих производств удерживают   старые кадры советской школы обучения…  И в то же время в стране явное перепроизводство  кадров высшей квалификации не технических специальностей: экономистов, юристов, бухгалтеров, управленцев-менеджеров по различным областям промышленности … Дело доходит до того, что инженерные работники не могут сделать простейший эскиз  несложной детали, перепоручая всё компьютеру. При этом ими забывается, что компьютер всего лишь инструмент, пусть и самый совершенный на сегодняшний момент,  но  к инструменту нужны технические знания…  А, вот технических знаний  у большинства нынешних управленцев-менеджеров нет… Поэтому можно так насокращать, что  сокращения Сердюкова будут цветочками перед будущими ягодками… И следует признать, что прежде чем выходить на сокращение  госбюджетных высших учебных заведений, надо навести порядок и сократить множество не бюджетных, платных  высших  заведений,  выдающих дипломы и собирающих со студентов деньги без предоставления знаний…
       А, если согласится с некорректностью постановки первого ответа на вопрос, то  некорректными  следует считать и приходящиеся на него 42%...

      2. Около 10% считают, что  сокращение вузов позволит искоренить поддельные дипломы…
       Поможет лишь отчасти… Да, если вузов станет меньше, то  получить  поддельный диплом станет труднее, правильнее сказать дороже … О чём можно вести речь, когда в стране не затихает  история с фиктивными дипломами  кандидатов и докторов наук у наших министров,  губернаторов, бизнесменов и  других высокопоставленных чиновниках»? Одним словом, просто получение  липовых документов о высшем образовании станет дороже! И все знают, что  клиентами таких документов становятся состоятельные граждане, которые за расходами не постоят… Отсюда следует, что без определенных перемен  и смены ценностей в нашем капиталистическом обществе  данная надежда не оправдается.

      3. Около 25% опрошенных поддерживают идею сокращения неэффективных вузов при условии, сто система оценки будет  прозрачной и ясной. 
      Мысль сама по себе правильная! Но, какая же власть добровольно захочет  быть подвергнута чьему-то контролю… Будь-то финансовая, политическая, идеологическая, образовательная  или иная деятельность… Для  действенности  данного предложения должны быть кардинально изменены  устои общества, - а это борьба и противостояние различных слоев нашего общества, в частности противостояние  специалистов в конкретной области знаний с «эффективными» менеджерами, разваливающими наше общее с вами достояние…

       4. Около 10%  опрошенных против сокращений вузов, ибо по их мнению  критерии оценки эффективности вузов  нуждаются в доработке.
        А, тут и обсуждать нечего, большинство ученых РАН, профессорская элита и большинство преподавателей вузов требуют  открытого обсуждения  и доработки  действующих критериев оценки эффективности вузов, так как в нынешнем виде  они  нередко приводят к сокращению  уважаемых и нужных вузов…

       5. Около 20% опрошенных считает, что сокращение  вузов повысит не только  цену обучения, но и уровень коррупции.
      Да, это так…  Но нам нужно, чтобы за дипломом стояли  знания… А, какие знания будут у  человека с купленным дипломом!

              Примечание. «Более 200 вузов лишились своих лицензий с 1 сентября 2013 года. Об этом во вторник сообщил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.
«С 1 сентября 2013 года более 200 вузов лишились своих лицензий, с 1 января 2014 года — 77. Это в основном вузы, которые находятся в красном списке, то есть имеют признаки неэффективности», — отметил он.  «У нас и сейчас есть решения судов относительно некоторых вузов. Однако, чтобы отозвать лицензию, мы должны выиграть два суда. Поэтому также мы ведем работу и с ректорами в том направлении, чтобы они сами отзывали лицензии своих учебных заведений», — добавил Кравцов.
Ранее сообщалось, что среди вузов, которые были исключены из реестра лицензий, есть, в частности, Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики, Московский государственный горный университет, Самарский институт открытого образования, Магнитогорский государственный университет.
Впервые мониторинг эффективности вузов был проведен в 2012 году, однако он касался только государственных учреждений. В нем приняли участие 541 вуз и 994 филиала, неэффективными и нуждающимися в реорганизации были признаны 30 университетов и 262 филиала.
Новый закон «Об образовании в РФ», который вступил в силу 1 сентября 2013 года, закрепил обязанность всех российских вузов ежегодно участвовать в мониторинге, предоставляя для этого необходимые сведения»



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ПОЧЕМУ И КАК НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ ПРОЦЕСС СОКРАЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ?

Обзор и авторский комментарий интернет-сообщений по путям повышения читательской и рекламной привлекательности интернет-изданий...

Еще раз о «мусорных публикациях» или почему учет только «ваковских публикаций» преподавателей ведет к деградации научной деятельности в вузах...