Где нет работы для ума, штампуй и не сходи с ума!
Компетентность: можешь знать, уметь, владеть... и посредственно «борзеть»!
Мулюкин
О.П.
Школа
компетенций не требует творческого подхода при составлении рабочих программ учебных дисциплин (РПУД), а
их наполнение может с успехом базироваться на использовании типовых
подсказок - готовых штампов для
представления структурных элементов компетенции (в результате освоения дисциплины студент
должен знать, уметь, владеть)...
Примеры готовых штампов для ускоренного развертывания структурных элементов под самые различные наименования компетенций (без приведения их названий):
1. Знать:
предмет..., смысл взаимоотношения..., условия..., принципы, законы, категории,
их содержание и взаимодействие..., знать структуру, формы и методы...,
содержание законов..., особенности
функционирования..., основные закономерности..., минимум, необходимый для
работы..., основные положения..., принципы формирования..., возможности использования основных положений и
методов..., условия и закономерности..., содержание предмета..., сущность и
принципы...
2. Уметь:
ориентироваться..., понимать особенности..., творчески осмысливать..., эффективно
вести..., применять принципы и законы..., творчески осмысливать и переосмысливать
сложные вопросы теоретических и графических разделов..., осуществлять..., пользоваться
общими и специальными..., использовать знания для анализа..., применять
знания..., находить решения..., самостоятельно осваивать прикладные знания,
необходимые..., применять подходы и методы..., владеть аппаратом..., анализировать
проблему..., уметь разбираться в сложных вопросах..., уметь выбирать
рациональные пути решения..., использовать полученные знания..., применять
современные информационные технологии...
3. Владеть:
навыками ..., использовать различные методы..., аргументировано обосновывать...,
постановкой цели и путей ее достижения...,
навыками анализа..., способностью
не просто отражать явления, но и конструировать общую картину процесса..., способностью
реализации средств теоретического познания..., необходимыми навыками...,
навыками применения полученных знаний..., основные положения..., навыками
постановки цели и ее достижения..., навыками критического анализа..., основами
науки...
Просмотрел
десятки самых различных РПУД... и
проникся ни уважением, а
изумлением перед великим наукообразием заложенных в них компетенциях и
присущих им структурных элементов...
Попробовал без
подглядывания на память повторить эту наукообразную мешанину... С трудом и не
всё!
Вот тебе, «бабушка,
и Юрьев день»... А, король, то бишь РПУД, голый!
РПУД может составить по шаблонам вчерашний студент ... Преподаватель
высокого полета, конечно, сделает это без восторга, а по приказу, - по долгу
службы...
Интересно
получается, что эти РПУД
вдруг становятся мерилом
ценности педагогического работника в вузе... Так и хочется вспомнить слова: «Дороги, которые мы выбираем»
и посмотреть в глаза любителям наукообразных
трактатов, скрывающих за ними всякое отсутствие креативных начал! А кто же
будет создавать изобретения, то бишь
патенты, монографии, грифованные учебные
пособия, серьезные научные статьи, готовить аспирантов и докторантов, - наше
будущее в образовании и науке!
Не верю, что это будут
компетентные, наукообразные люди, которые только умеют, знают и владеют
приемами шаблонирования РПУД?
Верю, что
придет время, когда педагоги,
выполняющие нынешние приказы по компетенцизации образования и науки в силу служебного положения, дождутся новых приказов по
развертыванию креативного обучения! И сигналы об этом уже идут... С самого верха, мимо ВШЭ...
Комментарии
Отправить комментарий