Перечитывая классика Михаила Булгакова, понимаешь, что Швондеры и Шариковы не исчезли, они - среди нас..



 Михаил Булгаков

    [1935 год   all-photo.ru]    




Мулюкин О.П.

       Именно от фантастической повести  Михаила Афанасьевича Булгакова  «Собачье сердце»  [главный персонажи   профессор Филипп Филиппович Преображенский, и   его ассистент, молодой доктор  Иван Арнольдович  Борменталь, осуществившие операцию пересадки человеческого сердца  дворовому  псу,  который превратился в  человека, - Полиграфа Полиграфовича  Шарикова]  вошли  в обиход  выражения:

      1. «Пропал калабуховский дом», означающее  начало конца чего-либо:
      «— Мы — новое домоуправление нашего дома, — в сдержанной ярости заговорил  чёрный.
        — Я — Швондер,  она — Вяземская, он — товарищ Пеструхин  и  Шаровкин.  И вот мы…
        — Это вас вселили в квартиру Федора Павловича Саблина?
        — Нас, — ответил Швондер.
        — Боже,  пропал калабуховский дом! — в отчаянии воскликнул Филипп Филиппович и всплеснул руками»  [адрес Калабуховского дома: Москва, ул. Пречистенка, дом 24, - см.
http://liveinmsk.ru/places/a-422.html]   

       2. «Не читайте до обеда...  газет»,  означающее предостережение  о  вреде  назойливой пропаганды на  настроение и здоровье:
       «Преображенский: А если вы заботитесь о пищеварении,  мой добрый совет: не говорите за обедом о большевизме и медицине. И – боже вас сохрани – не читайте до обеда советских газет.
        Борменталь: Гм... Да ведь других нет!»


      3. «Сочувствую, но не хочу»,  означающее  отказ от  финансовых затрат на непонятно кем придуманную помощь третьему лицу:
      «– Хочу предложить вам, – тут женщина из-за пазухи вытащила несколько ярких и мокрых от снега журналов, – взять несколько журналов в пользу детей Германии. По полтиннику штука.
      – Нет, не возьму, – кратко ответил Филипп Филиппович, покосившись на журналы.
      Совершенное изумление выразилось на лицах, а женщина покрылась клюквенным налётом.
       – Почему же вы отказываетесь?
       – Не хочу.
       – Вы не сочувствуете детям Германии?
       – Сочувствую.
       – Жалеете по полтиннику?
       – Нет.
       – Так почему же?
      – Не хочу»

        4.  «Разруха не в клозетах, а в головах», означающее  отрицательное отношение к лодырям и неумехам,  прикрывающих  разруху собственной жизни  непредвиденными ситуациями:
       «Преображенский: «Разруха. Это - мираж, дым, фикция. Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Когда эти баритоны кричат "бей разруху!" - Я смеюсь. Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев - прямым своим делом, - разруха исчезнет сама собой. Двум богам служить нельзя! Невозможно в одно время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев! Это никому не удается и тем более - людям, которые, вообще отстав в развитии от европейцев лет на 200, до сих пор еще не совсем уверенно застегивают свои собственные штаны!»

        5.  «Статистика -  ужасная вещь», означающее, что  вскрываемые статистикой сведения наводят на размышление  об ухудшении чего-либо:
       «Преображенский: «Почему электричество, которое, дай бог памяти, тухло в течение 20-ти лет два раза, в теперешнее время аккуратно гаснет раз в месяц? Статистика - ужасная вещь»

         6.  «Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор?», означающее, что перед нами недалекий, не культурный человек, вызывающий своими действиями неуважение  других людей:
        «Преображенский:  «С 1903 года я живу в этом доме. И вот, в течение этого времени до марта 1917 года не было ни одного случая - подчеркиваю красным карандашом ни одного - чтобы из нашего парадного внизу при общей незапертой двери пропала хоть одна пара калош. В марте 17-го года в один прекрасный день пропали все калоши. Почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице? Почему калоши нужно до сих пор еще запирать под замок? И еще приставлять к ним солдата, чтобы кто-либо их не стащил? Почему убрали ковер с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Разве где-нибудь у Карла Маркса сказано, что 2-й подьезд калабуховского дома на пречистенеке следует забить досками и ходить кругом через черный двор? Кому это нужно? Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор?»

           7.  «Успевает всюду тот, кто никуда не торопится», означающее призыв все делать обдуманно,  не отвлекаясь на второстепенные дела:  
          «Преображенский: «Успевает всюду тот, кто никуда не торопится. Конечно, если бы я начал прыгать по заседаниям, и распевать целый день, как соловей, вместо того, чтобы заниматься прямым своим делом, я бы никуда не поспел»


          Всего  семь цитат, но каких! Кажется, что Михаил  Булгаков  выбирал  персонажей,  живущих в наше время...
         Классик, он всегда классик!
         А, мы... будем учиться у классиков!
       P.S.  Когда оцениваешь деяния киевской хунты против  своего народа, так и хочется произнести   вопросительную фразу  из романа Михаила Булгакова:  "Неужели   пропал калабуховский дом?"


Комментарии

  1. А, Украина не признает Булгакова, а показ фильма "Белая гвардия" на Украине запрещен... Правда глаза колит...

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

ПОЧЕМУ И КАК НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ ПРОЦЕСС СОКРАЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ?

Обзор и авторский комментарий интернет-сообщений по путям повышения читательской и рекламной привлекательности интернет-изданий...

Еще раз о «мусорных публикациях» или почему учет только «ваковских публикаций» преподавателей ведет к деградации научной деятельности в вузах...