Мониторинг вузов: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!»
Давайте посмотрим результаты мониторинга
деятельности трёх железнодорожных вузов: столичного (МИИТ),
из средней полосы страны (СамГУПС) и из далекой провинции
(ИрГУПС)... И сделаем
выводы!
Мулюкин О.П.
Сегодня получил
шуточное сообщение от уважаемого
ученого-профессора из ИрГУПС, в котором он меня
лукаво спрашивает:
«... На
сайте минобра результаты мониторинга за 2013г. У СамГУПС с двумя пунктами
вообще нет шансов, нужно еще искать, кто вас возьмет. И как ты такое допустил?
Такие вот ваши дела...»
Иркутский коллега пошутил, и я в
ответ ему отшутился: «...А, «допустил» всё
это молча, - никто со мной не советовался!»...
Но на самом-то деле, ни всё так плохо в СамГУПС (хотя 5 показателей из 7 не соответствуют пороговым значениям на какие-то «крохи», - см. далее). Просто кому-то выгодно показать, что в вузе всё плохо и надо переводить его управление на «эффективных» менеджеров...
Но на самом-то деле, ни всё так плохо в СамГУПС (хотя 5 показателей из 7 не соответствуют пороговым значениям на какие-то «крохи», - см. далее). Просто кому-то выгодно показать, что в вузе всё плохо и надо переводить его управление на «эффективных» менеджеров...
Отшутился, а подумал: «А, ведь действительно со мной никто не советовался... Я, зав.
кафедрой, доктор наук, профессор, Заслуженный деятель наук РФ (а за всю историю
вуза в нем кроме меня всего-то еще один Заслуженный...), кроме того я ещё
Заслуженный изобретатель РФ ... и прочее, прочее... И несмотря на это, я
даже не член Ученого совета университета, в котором большую часть
составляют чиновники - «хозяйственники»... А, ведь совет называется
ученым не зря... Всегда говорил, говорю и буду говорить, что
научно-педагогическую значимость любой кафедры «куют» два- три
человека... Убери их, например, «задвинь» с должности, и эти
обиженные люди сознательно перейдут в категорию обычных середнячков
кафедры, в силу отсутствия у них желания «таскать из огня каштаны»
(научно-педагогические достижения) для новоиспеченных
начальников-назначенцов из молодых, «эффективных» менеджеров... В
силу этого, наверное, всем стала понятна моя открытая
позиция-борьба с отдельными чиновниками вуза, затеявшими за моей
спиной возню с отрешением меня от должности... Почему возня? Да,
потому, что со мной никто на эту тему не беседовал, а о намерениях этих
чиновников я узнаю от их друзей, которые полагают, что им будет не
сладко если я начну борьбу за своё достоинство...
Уверен, и ещё раз подчеркну свою уверенность, что при продолжающемся,
целенаправленном внедрении в вузе управленцев-менеджеров университетские
дела будут идти только хуже ... Посмотрим вначале каково будет
июньское решение Минобнауки по деятельности СамГУПС, а
там не за горами и министерский мониторинг деятельности
российских вузов за 2014 год ... И тогда, можно вернутся к моему
пессимистическому прогнозу... И сделать выводы, кто виноват...
А, пока, на мой взгляд, всем преподавателям СамГУПС полезно сделать
самостоятельный, критический анализ представленных ниже и опубликованных
Минобрнауки России данных о деятельности СамГУПС и сопоставить... с данными о деятельности
МИИТ и ИрГУПС, освещению научно-педагогической деятельности которых
на моих блогах отведено значительное место...
Информационно-аналитические
материалы к заседанию рабочей группы Межведомственной
комиссии по мониторингу деятельности образовательных организаций высшего образования
«Самарский государственный университет путей сообщения»* [СамГУПС: http://www.miccedu.ru/monitoring/materials/inst_1603.htm; Прочие вузы: http://www.miccedu.ru/monitoring/]
комиссии по мониторингу деятельности образовательных организаций высшего образования
«Самарский государственный университет путей сообщения»* [СамГУПС: http://www.miccedu.ru/monitoring/materials/inst_1603.htm; Прочие вузы: http://www.miccedu.ru/monitoring/]
I. Общие
сведения
Наименование образовательной
организации
|
Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования "Самарский государственный университет
путей сообщения"
|
|
Регион,
адрес
|
Самарская область
443066, г.Самара, Первый Безымянный переулок, д.18
|
|
Ведомственная принадлежность
|
Федеральное агентство
железнодорожного транспорта
|
|
Организационно-правовая форма
|
2 - бюджетное
учреждение
|
|
Руководитель
|
Железнов Дмитрий
Валерианович
|
|
Учредитель(и)
|
Федеральное агентство
железнодорожного транспорта
|
|
Профиль организации
|
образовательные организации, не имеющие специфики деятельности
|
|
Перечень филиалов организации:
II. Сведения по показателям мониторинга эффективности деятельности
Позиции вуза по основным
показателям Мониторинга в сравнении с пороговыми значениями показателей
№
|
Наименование
показателя
|
Значение
показателя вуза
|
Пороговое
значение
|
1
|
Образовательная деятельность
|
58,13
|
60
|
2
|
Научно-исследовательская деятельность
|
75,28
|
70,1
|
3
|
Международная деятельность
|
0,64
|
1
|
4
|
Финансово-экономическая деятельность
|
1523,66
|
1566,11
|
5
|
Инфраструктура
|
9,19
|
14,51
|
6
|
Трудоустройство
|
98,307
|
98,705
|
7
|
Дополнительный показатель
|
3,75
|
2,87
|
Результаты вуза по направлениям деятельности
Образовательная
деятельность
№ п/п
|
Наименование
показателя
|
Единица
измерения
|
Значение
показателя вуза
|
I1.1
|
Средний балл ЕГЭ студентов, принятых
по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме по программам бакалавриата и
специалитета за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ
|
балл
|
59,84
|
I1.2
|
Средний балл ЕГЭ студентов, принятых
по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме по программам бакалавриата и
специалитета с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и
юридическими лицами
|
балл
|
56,6
|
I1.3
|
Усредненный по реализуемым
направлениям (специальностям) минимальный балл ЕГЭ студентов, принятых по
результатам ЕГЭ на обучение по очной форме на программы бакалавриата и
специалитета
|
балл
|
42,95
|
I1.4
|
Численность студентов, победителей и
призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, членов
сборных команд РФ, учувствовавших в международных олимпиадах, принятых на
очную форму обучения на первый курс по программам бакалавриата и специалитета
без вступительных испытаний
|
человек
|
0
|
I1.5
|
Численность студентов, победителей и
призеров олимпиад школьников, принятых на очную форму обучения на первый курс
по программам бакалавриата и специалитета по специальностям и (или)
направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады школьников, без
вступительных испытаний
|
человек
|
0
|
I1.6
|
Численность студентов, принятых на
условиях целевого приема на первый курс на очную форму обучения по программам
бакалавриата и специалитета
|
человек
|
369
|
I1.7
|
Удельный вес численности студентов,
принятых на условиях целевого приема на первый курс на очную форму обучения
по программам бакалавриата и специалитета в общей численности студентов
|
%
|
37,65
|
I1.8
|
Удельный вес численности студентов
(приведенного контингента), обучающихся по программам магистратуры, в общей
численности приведенного контингента студентов
|
%
|
1,1
|
I1.9
|
Удельный вес численности студентов,
имеющих диплом бакалавра, специалиста или магистра других организаций,
принятых на первый курс на обучение по программам магистратуры
образовательной организации, в общей численности студентов, принятых на
первый курс по программам магистратуры на очную форму обучения
|
%
|
3,45
|
I1.10
|
Численность аспирантов вуза в расчете
на 100 студентов (приведенного контингента)
|
человек
|
4,55
|
I1.11
|
Удельный вес численности слушателей из
сторонних организаций в общей численности слушателей, прошедших обучение в
вузе по программам повышения квалификации и переподготовки
|
%
|
98,08
|
Научная деятельность
№ п/п
|
Наименование
показателя
|
Единица
измерения
|
Значение
показателя вуза
|
I2.1
|
Количество цитирований статей в индексируемой системе цитирования
Web of Science в расчете на 100 НПР
|
единиц
|
0
|
I2.2
|
Количество цитирований статей в индексируемой системе цитирования Scopus
в расчете на 100 НПР
|
единиц
|
0
|
I2.3
|
Количество цитирований статей в Российском индексе научного
цитирования (далее – РИНЦ) в расчете на 100 НПР
|
единиц
|
85,42
|
I2.4
|
Количество статей в Web of Science, в расчете на 100 НПР
|
единиц
|
0
|
I2.5
|
Количество статей в Scopus, в расчете на 100 НПР
|
единиц
|
0,41
|
I2.6
|
Количество статей в РИНЦ, в расчете на 100 НПР
|
единиц
|
37,11
|
I2.7
|
Общий объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
(далее - НИОКР)
|
тыс.руб.
|
36 310,8
|
I2.8
|
Удельный вес доходов от НИОКР в общих доходах образовательной
организации
|
единиц
|
6,64
|
I2.9
|
Удельный вес НИОКР, выполненных собственными силами (без привлечения
соисполнителей), в общих доходах образовательной организации от НИОКР
|
единиц
|
71,87
|
I2.10
|
Доходы от НИОКР (за исключением средств бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации, государственных фондов поддержки науки) в расчете на
одного НПР
|
тыс.руб.
|
66,31
|
I2.11
|
Количество лицензионных соглашений
|
единиц
|
11
|
I2.12
|
Удельный вес средств, полученных вузом от управления объектами
интеллектуальной собственности, в общих доходах вуза
|
%
|
0
|
I2.13
|
Удельный вес численности НПР без ученой степени - до 30 лет,
кандидатов наук - до 35 лет, докторов наук- до 40 лет, в общей численности
НПР
|
%
|
16,7
|
I2.14
|
Удельный вес научно-педагогических работников, защитивших
кандидатские и докторские диссертации за отчетный год в общей численности НПР
|
%
|
1
|
I2.15
|
Количество научных журналов, в том числе электронных, издаваемых
вузом
|
единиц
|
2
|
I2.16
|
Количество полученных грантов за отчетный год в расчете на 100 НПР
|
единиц
|
6,01
|
Международная
деятельность
№ п/п
|
Наименование
показателя
|
Единица
измерения
|
Значение
показателя вуза
|
I3.1
|
Удельный вес численности иностранных студентов (кроме стран СНГ),
обучающихся программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей
численности студентов (приведенный контингент)
|
%
|
0
|
I3.2
|
Удельный вес численности иностранных студентов из СНГ, обучающихся
по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов
(приведенный контингент)
|
%
|
0,64
|
I3.3
|
Удельный вес численности иностранных студентов, завершивших освоение
образовательных программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей
численности студентов (приведенный контингент)
|
%
|
0,34
|
I3.4
|
Удельный вес численности иностранных студентов (кроме стран СНГ),
завершивших освоение образовательных программ бакалавриата, программ
специалитета, программ магистратуры, в общей численности студентов
(приведенный контингент)
|
%
|
0
|
I3.5
|
Удельный вес численности иностранных студентов из стран СНГ,
завершивших освоение образовательных программ бакалавриата, программ
специалитета, программ магистратуры, в общей численности студентов
(приведенный контингент)
|
%
|
0,34
|
I3.6
|
Удельный вес численности студентов вуза, обучающихся по очной форме
обучения по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета,
программам магистратуры, прошедших обучение за рубежом не менее семестра
(триместра), в общей численности студентов, обучающихся по очной форме
обучения
|
%
|
0
|
I3.7
|
Численность студентов иностранных образовательных организаций,
прошедших обучение в вузе по образовательным по очной форме обучения по
образовательным программам бакалавриата, программам специалитета, программам
магистратуры, не менее семестра (триместра) в расчете на 100 студентов,
обучающихся по очной форме обучения
|
единиц
|
0
|
I3.8
|
Удельный вес численности иностранных граждан из числа НПР в общей
численности НПР
|
%
|
0
|
I3.9
|
Удельный вес численности иностранных граждан (кроме стран СНГ) из
числа аспирантов вуза в общей численности аспирантов
|
%
|
0
|
I3.10
|
Удельный вес численности иностранных граждан из стран СНГ из числа
аспирантов вуза в общей численности аспирантов
|
%
|
0
|
I3.11
|
Объем средств, полученных вузом на выполнение НИОКР от иностранных
граждан и иностранных юридических лиц
|
тыс.руб.
|
0
|
I3.12
|
Объем средств от образовательной деятельности, полученных вузом от
иностранных граждан и иностранных юридических лиц
|
тыс.руб.
|
0
|
Финансово-экономическая
деятельность
№ п/п
|
Наименование
показателя
|
Единица
измерения
|
Значение
показателя вуза
|
I4.1
|
Доходы вуза из средств от приносящей доход деятельности в расчете на
одного НПР
|
тыс.руб.
|
583,62
|
I4.2
|
Отношение среднего заработка НПР в вузе (из всех источников) к
средней заработной плате по экономике региона
|
%
|
146,59
|
I4.3
|
Доходы вуза из всех источников в расчете на численность студентов
(приведенный контингент)
|
тыс.руб.
|
151,26
|
Инфраструктура
№ п/п
|
Наименование
показателя
|
Единица
измерения
|
Значение
показателя вуза
|
I5.1
|
Общая площадь учебно- лабораторных помещений в расчете на одного
студента (приведенного контингента), в том числе:
|
кв.м
|
9,19
|
I5.1.1
|
имеющихся у вуза на праве
собственности
|
кв.м
|
0
|
I5.1.2
|
закрепленных за вузом на праве
оперативного управления
|
кв.м
|
9,19
|
I5.1.3
|
предоставленных вузу в безвозмездное
пользование
|
кв.м
|
0
|
I5.1.4
|
предоставленных вузу в аренду
|
кв.м
|
0
|
I5.2
|
Количество персональных компьютеров в расчете на одного студента
(приведенного контингента)
|
единиц
|
0,24
|
I5.3
|
Удельный вес стоимости машин и оборудования (не старше 5 лет) вуза в
общей стоимости машин и оборудования
|
%
|
26,72
|
I5.4
|
Количество экземпляров печатных учебных изданий (включая учебники и
учебные пособия) из общего количества единиц хранения библиотечного фонда,
состоящих на учете, в расчете на одного студента (приведенного контингента)
|
%
|
130,25
|
Трудоустройство
№ п/п
|
Наименование
показателя
|
Единица
измерения
|
Значение
показателя вуза
|
I6.1
|
Удельный вес выпускников отчетного года очной формы обучения,
обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы содействия в
трудоустройстве
|
%
|
2,3
|
I6.2
|
Удельный вес выпускников отчетного года очной формы обучения,
обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы содействия в
трудоустройстве и признанных безработными
|
%
|
1,45
|
I6.3
|
Удельный вес нетрудоустроенных в течение года выпускников отчетного
года очной формы обучения, из числа обратившихся за содействием в
трудоустройстве
|
%
|
73,68
|
Кадровый
состав
№ п/п
|
Наименование
показателя
|
Единица
измерения
|
Значение
показателя вуза
|
I9.1
|
Доля НПР, имеющих ученую степень кандидата наук, в общей численности
НПР
|
%
|
55,02
|
I9.2
|
Удельный вес НПР имеющих ученую степень доктора наук, в общей
численности НПР
|
%
|
9,64
|
I9.3
|
Удельный вес НПР, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук, в
общей численности НПР вуза (без совместителей и работающих по договорам
гражданско-правового характера)
|
%
|
64,36
|
I9.4
|
Число НПР, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук, в
расчете на 100 студентов
|
единиц
|
3,8
|
I9.5
|
Доля штатных работников ППС в общей численности ППС
|
%
|
87,76
|
Реализуемые
УГН(С)
|
Приведенный
контингент студентов по УГС
|
Доля
приведенного контингента студентов по УГС от общего приведенного контингента
студентов вуза
|
Доля
приведенного контингента студентов от общего приведенного контингента
студентов, обучающихся по данной УГС в регионе
|
Доля
выпускников 2013 года очной формы обучения, об-ратившихся за содействи-
ем в поиске подходящей работы* |
080000 - Экономика и управление
|
1211,1
|
24,93%
|
7,14%
|
4,92%
|
140000 - Энергетика, энергетическое
машиностроение и электротехника
|
110,6
|
2,28%
|
5,07%
|
0%
|
190000 - Транспортные средства
|
2411,6
|
49,63%
|
71,57%
|
0,72%
|
200000 - Приборостроение и оптотехника
|
39
|
0,8%
|
5,72%
|
0%
|
220000 - Автоматика и управление
|
230
|
4,73%
|
12,36%
|
3,33%
|
230000 - Информатика и вычислительная техника
|
226,7
|
4,67%
|
10,37%
|
6,45%
|
270000 - Архитектура и строительство
|
611,7
|
12,59%
|
15,92%
|
1,96%
|
280000 - Безопасность
жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды
|
18
|
0,37%
|
2,3%
|
0%
|
*) по данным Роструда
IV. Дополнительные характеристики образовательной
организации
№ п/п
|
Наименование
показателя
|
Единица
измерения
|
Значение
показателя вуза
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
Общая
численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета,
магистратуры
|
чел.
|
8 213
|
1.1
|
в том числе:
по очной форме обучения
|
чел.
|
4 486
|
1.2
|
по очно-заочной
(вечерней) форме обучения
|
чел.
|
0
|
1.3
|
по заочной форме
обучения
|
чел.
|
3 727
|
1.4
|
экстернат
|
чел.
|
0
|
2
|
Средний балл ЕГЭ студентов, принятых
на обучение по программам бакалавриата и специалитета, по всем формам
обучения
|
балл
|
57,84
|
3
|
Число предприятий, с которыми
заключены договоры на подготовку специалистов
|
ед.
|
74
|
4
|
Число предприятий, являющихся базами
практики, с которыми оформлены договорные отношения
|
ед.
|
49
|
5
|
Общая численность работников образовательного
учреждения (без внешних совместителей и работающих по договорам ГПХ)
|
чел.
|
1 017
|
6
|
Общая численность ППС (без внешних
совместителей и работающих по договорам ГПХ)
|
чел.
|
380
|
7
|
Общая площадь зданий (помещений)
|
кв. м
|
76 813
|
8
|
Площадь учебно-лабораторных зданий
|
кв. м
|
44 661
|
9
|
Площадь, предназначенная для
научно-исследовательских подразделений
|
кв. м
|
485
|
10
|
Площадь общежитий
|
кв. м
|
31 780
|
11
|
Площадь крытых спортивных сооружений
|
кв. м
|
4 025
|
12
|
Доля студентов, не обеспеченных
собственным общежитием вуза, в числе студентов, нуждающихся в общежитии
|
%
|
2,71
|
* Включает
данные об образовательной организации высшего образования, полученные в ходе
Мониторинга деятельности образовательных учреждений высшего профессионального
образования и содержащиеся в форме «Мониторинг по основным направлениям
деятельности образовательной организации высшего образования»
(№ 1-Мониторинг), и данные Роструда
Рекомендуем самостоятельно сопоставить данные СамГУПС с
данными других железнодорожных вузов:
Почему самостоятельно? Да, чтоб не думалось, что мнение навязывается!
Комментарии
Отправить комментарий