Мониторинг вузов: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!»

 

Давайте посмотрим результаты мониторинга деятельности  трёх железнодорожных  вузов: столичного (МИИТ),  из средней полосы страны  (СамГУПС)  и из далекой провинции (ИрГУПС)... И  сделаем  выводы!

Мулюкин О.П.

       Сегодня  получил  шуточное  сообщение  от уважаемого ученого-профессора из  ИрГУПС,   в котором  он  меня лукаво спрашивает:  
         «...  На сайте минобра результаты мониторинга за 2013г. У СамГУПС  с двумя пунктами вообще нет шансов, нужно еще искать, кто вас возьмет. И как ты такое допустил? Такие вот ваши дела...»
       Иркутский коллега пошутил, и я в ответ ему отшутился: «...А, «допустил»  всё это  молча, - никто со мной не советовался!»... 
          Но на самом-то  деле, ни  всё так плохо в СамГУПС (хотя 5 показателей из 7 не соответствуют пороговым значениям на какие-то «крохи», - см. далее).  Просто кому-то выгодно показать, что в вузе всё плохо и надо  переводить его управление на «эффективных»  менеджеров...
        Отшутился, а подумал: «А, ведь действительно со мной никто не советовался... Я, зав. кафедрой, доктор наук, профессор, Заслуженный деятель наук РФ (а за всю историю вуза в нем кроме меня всего-то еще один Заслуженный...), кроме того я ещё Заслуженный изобретатель РФ ... и прочее, прочее... И несмотря на  это, я даже не член Ученого совета университета, в котором большую часть составляют   чиновники - «хозяйственники»...  А, ведь совет называется ученым не зря...   Всегда говорил, говорю и буду говорить, что  научно-педагогическую значимость  любой кафедры  «куют» два- три человека... Убери их, например, «задвинь» с должности,  и эти обиженные  люди сознательно перейдут в категорию  обычных середнячков кафедры, в силу отсутствия у них желания «таскать из огня каштаны»  (научно-педагогические достижения)  для новоиспеченных  начальников-назначенцов из молодых, «эффективных» менеджеров...  В силу этого, наверное, всем стала  понятна  моя открытая позиция-борьба  с отдельными чиновниками вуза, затеявшими за моей спиной  возню с отрешением  меня от должности... Почему возня? Да, потому, что со мной никто на эту тему не беседовал, а о намерениях этих чиновников я узнаю  от их друзей, которые полагают, что  им будет не сладко если я начну борьбу за своё достоинство...
       Уверен, и ещё раз подчеркну свою уверенность, что  при продолжающемся, целенаправленном внедрении в вузе управленцев-менеджеров  университетские дела будут идти только хуже ... Посмотрим  вначале каково будет  июньское решение  Минобнауки   по деятельности СамГУПС, а там  не за горами  и министерский мониторинг  деятельности российских вузов за 2014 год ... И тогда, можно вернутся к моему пессимистическому прогнозу... И сделать выводы, кто виноват...
         А, пока, на мой взгляд, всем преподавателям СамГУПС  полезно сделать самостоятельный, критический анализ представленных ниже и опубликованных  Минобрнауки России данных о деятельности СамГУПС и сопоставить... с данными о деятельности МИИТ и ИрГУПС,  освещению научно-педагогической деятельности которых  на моих блогах отведено значительное место...


Информационно-аналитические материалы к заседанию рабочей группы Межведомственной
комиссии по мониторингу деятельности образовательных организаций высшего образования

«Самарский государственный университет путей сообщения»*  [СамГУПС: http://www.miccedu.ru/monitoring/materials/inst_1603.htm; Прочие вузы: http://www.miccedu.ru/monitoring/]
I. Общие сведения
Наименование образовательной организации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Самарский государственный университет путей сообщения"
Регион,
адрес
Самарская область
443066, г.Самара, Первый Безымянный переулок, д.18
Ведомственная принадлежность
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Организационно-правовая форма
2 - бюджетное учреждение
Руководитель
Железнов Дмитрий Валерианович
Учредитель(и)
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Профиль организации
образовательные организации, не имеющие специфики деятельности



Перечень филиалов организации:

II. Сведения по показателям мониторинга эффективности деятельности
 Позиции вуза по основным показателям Мониторинга в сравнении с пороговыми значениями показателей




Наименование показателя
Значение показателя вуза
Пороговое значение
1
Образовательная деятельность
http://www.miccedu.ru/monitoring/materials/inst_1603.files/image002.png 58,13
60
2
Научно-исследовательская деятельность
75,28
70,1
3
Международная деятельность
http://www.miccedu.ru/monitoring/materials/inst_1603.files/image002.png 0,64
1
4
Финансово-экономическая деятельность
http://www.miccedu.ru/monitoring/materials/inst_1603.files/image002.png 1523,66
1566,11
5
Инфраструктура
http://www.miccedu.ru/monitoring/materials/inst_1603.files/image002.png 9,19
14,51
6
Трудоустройство
http://www.miccedu.ru/monitoring/materials/inst_1603.files/image002.png 98,307
98,705
7
Дополнительный показатель
3,75
2,87
 Результаты вуза по направлениям деятельности
Образовательная деятельность










№ п/п
Наименование показателя
Единица измерения
Значение показателя вуза
I1.1
Средний балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме по программам бакалавриата и специалитета за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ
балл
59,84
I1.2
Средний балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме по программам бакалавриата и специалитета с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами
балл
56,6
I1.3
Усредненный по реализуемым направлениям (специальностям) минимальный балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме на программы бакалавриата и специалитета
балл
42,95
I1.4
Численность студентов, победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, членов сборных команд РФ, учувствовавших в международных олимпиадах, принятых на очную форму обучения на первый курс по программам бакалавриата и специалитета без вступительных испытаний
человек
0
I1.5
Численность студентов, победителей и призеров олимпиад школьников, принятых на очную форму обучения на первый курс по программам бакалавриата и специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады школьников, без вступительных испытаний
человек
0
I1.6
Численность студентов, принятых на условиях целевого приема на первый курс на очную форму обучения по программам бакалавриата и специалитета
человек
369
I1.7
Удельный вес численности студентов, принятых на условиях целевого приема на первый курс на очную форму обучения по программам бакалавриата и специалитета в общей численности студентов
%
37,65
I1.8
Удельный вес численности студентов (приведенного контингента), обучающихся по программам магистратуры, в общей численности приведенного контингента студентов
%
1,1
I1.9
Удельный вес численности студентов, имеющих диплом бакалавра, специалиста или магистра других организаций, принятых на первый курс на обучение по программам магистратуры образовательной организации, в общей численности студентов, принятых на первый курс по программам магистратуры на очную форму обучения
%
3,45
I1.10
Численность аспирантов вуза в расчете на 100 студентов (приведенного контингента)
человек
4,55
I1.11
Удельный вес численности слушателей из сторонних организаций в общей численности слушателей, прошедших обучение в вузе по программам повышения квалификации и переподготовки
%
98,08


Научная деятельность 













№ п/п
Наименование показателя
Единица измерения
Значение показателя вуза
I2.1
Количество цитирований статей в индексируемой системе цитирования Web of Science в расчете на 100 НПР
единиц
0
I2.2
Количество цитирований статей в индексируемой системе цитирования Scopus в расчете на 100 НПР
единиц
0
I2.3
Количество цитирований статей в Российском индексе научного цитирования (далее – РИНЦ) в расчете на 100 НПР
единиц
85,42
I2.4
Количество статей в Web of Science, в расчете на 100 НПР
единиц
0
I2.5
Количество статей в Scopus, в расчете на 100 НПР
единиц
0,41
I2.6
Количество статей в РИНЦ, в расчете на 100 НПР
единиц
37,11
I2.7
Общий объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР)
тыс.руб.
36 310,8
I2.8
Удельный вес доходов от НИОКР в общих доходах образовательной организации
единиц
6,64
I2.9
Удельный вес НИОКР, выполненных собственными силами (без привлечения соисполнителей), в общих доходах образовательной организации от НИОКР
единиц
71,87
I2.10
Доходы от НИОКР (за исключением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, государственных фондов поддержки науки) в расчете на одного НПР
тыс.руб.
66,31
I2.11
Количество лицензионных соглашений
единиц
11
I2.12
Удельный вес средств, полученных вузом от управления объектами интеллектуальной собственности, в общих доходах вуза
%
0
I2.13
Удельный вес численности НПР без ученой степени - до 30 лет, кандидатов наук - до 35 лет, докторов наук- до 40 лет, в общей численности НПР
%
16,7
I2.14
Удельный вес научно-педагогических работников, защитивших кандидатские и докторские диссертации за отчетный год в общей численности НПР
%
1
I2.15
Количество научных журналов, в том числе электронных, издаваемых вузом
единиц
2
I2.16
Количество полученных грантов за отчетный год в расчете на 100 НПР
единиц
6,01



Международная деятельность










№ п/п
Наименование показателя
Единица измерения
Значение показателя вуза
I3.1
Удельный вес численности иностранных студентов (кроме стран СНГ), обучающихся программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов (приведенный контингент)
%
0
I3.2
Удельный вес численности иностранных студентов из СНГ, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов (приведенный контингент)
%
0,64
I3.3
Удельный вес численности иностранных студентов, завершивших освоение образовательных программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов (приведенный контингент)
%
0,34
I3.4
Удельный вес численности иностранных студентов (кроме стран СНГ), завершивших освоение образовательных программ бакалавриата, программ специалитета, программ магистратуры, в общей численности студентов (приведенный контингент)
%
0
I3.5
Удельный вес численности иностранных студентов из стран СНГ, завершивших освоение образовательных программ бакалавриата, программ специалитета, программ магистратуры, в общей численности студентов (приведенный контингент)
%
0,34
I3.6
Удельный вес численности студентов вуза, обучающихся по очной форме обучения по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, прошедших обучение за рубежом не менее семестра (триместра), в общей численности студентов, обучающихся по очной форме обучения
%
0
I3.7
Численность студентов иностранных образовательных организаций, прошедших обучение в вузе по образовательным по очной форме обучения по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, не менее семестра (триместра) в расчете на 100 студентов, обучающихся по очной форме обучения
единиц
0
I3.8
Удельный вес численности иностранных граждан из числа НПР в общей численности НПР
%
0
I3.9
Удельный вес численности иностранных граждан (кроме стран СНГ) из числа аспирантов вуза в общей численности аспирантов
%
0
I3.10
Удельный вес численности иностранных граждан из стран СНГ из числа аспирантов вуза в общей численности аспирантов
%
0
I3.11
Объем средств, полученных вузом на выполнение НИОКР от иностранных граждан и иностранных юридических лиц
тыс.руб.
0
I3.12
Объем средств от образовательной деятельности, полученных вузом от иностранных граждан и иностранных юридических лиц
тыс.руб.
0


Финансово-экономическая деятельность










№ п/п
Наименование показателя
Единица измерения
Значение показателя вуза
I4.1
Доходы вуза из средств от приносящей доход деятельности в расчете на одного НПР
тыс.руб.
583,62
I4.2
Отношение среднего заработка НПР в вузе (из всех источников) к средней заработной плате по экономике региона
%
146,59
I4.3
Доходы вуза из всех источников в расчете на численность студентов (приведенный контингент)
тыс.руб.
151,26


Инфраструктура 







№ п/п
Наименование показателя
Единица измерения
Значение показателя вуза
I5.1
Общая площадь учебно- лабораторных помещений в расчете на одного студента (приведенного контингента), в том числе:
кв.м
9,19
I5.1.1
имеющихся у вуза на праве собственности
кв.м
0
I5.1.2
закрепленных за вузом на праве оперативного управления
кв.м
9,19
I5.1.3
предоставленных вузу в безвозмездное пользование
кв.м
0
I5.1.4
предоставленных вузу в аренду
кв.м
0
I5.2
Количество персональных компьютеров в расчете на одного студента (приведенного контингента)
единиц
0,24
I5.3
Удельный вес стоимости машин и оборудования (не старше 5 лет) вуза в общей стоимости машин и оборудования
%
26,72
I5.4
Количество экземпляров печатных учебных изданий (включая учебники и учебные пособия) из общего количества единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного студента (приведенного контингента)
%
130,25


Трудоустройство








№ п/п
Наименование показателя
Единица измерения
Значение показателя вуза
I6.1
Удельный вес выпускников отчетного года очной формы обучения, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы содействия в трудоустройстве
%
2,3
I6.2
Удельный вес выпускников отчетного года очной формы обучения, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы содействия в трудоустройстве и признанных безработными
%
1,45
I6.3
Удельный вес нетрудоустроенных в течение года выпускников отчетного года очной формы обучения, из числа обратившихся за содействием в трудоустройстве
%
73,68
 

Кадровый состав 








№ п/п
Наименование показателя
Единица измерения
Значение показателя вуза
I9.1
Доля НПР, имеющих ученую степень кандидата наук, в общей численности НПР
%
55,02
I9.2
Удельный вес НПР имеющих ученую степень доктора наук, в общей численности НПР
%
9,64
I9.3
Удельный вес НПР, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук, в общей численности НПР вуза (без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера)
%
64,36
I9.4
Число НПР, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук, в расчете на 100 студентов
единиц
3,8
I9.5
Доля штатных работников ППС в общей численности ППС
%
87,76
III. Роль вуза в системе подготовки кадров для региона (Самарская область)
Реализуемые УГН(С)
Приведенный контингент студентов по УГС
Доля приведенного контингента студентов по УГС от общего приведенного контингента студентов вуза
Доля приведенного контингента студентов от общего приведенного контингента студентов, обучающихся по данной УГС в регионе
Доля выпускников 2013 года очной формы обучения, об-ратившихся за содействи-
ем в поиске подходящей работы
*
080000 - Экономика и управление
1211,1
24,93%
7,14%
4,92%
140000 - Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника
110,6
2,28%
5,07%
0%
190000 - Транспортные средства
2411,6
49,63%
71,57%
0,72%
200000 - Приборостроение и оптотехника
39
0,8%
5,72%
0%
220000 - Автоматика и управление
230
4,73%
12,36%
3,33%
230000 - Информатика и вычислительная техника
226,7
4,67%
10,37%
6,45%
270000 - Архитектура и строительство
611,7
12,59%
15,92%
1,96%
280000 - Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды
18
0,37%
2,3%
0%
*)      по данным Роструда
IV. Дополнительные характеристики образовательной организации
№ п/п
Наименование показателя
Единица измерения
Значение показателя вуза
1
2
3
4
1
Общая численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры
чел.
8 213
1.1
в том числе:
    по очной форме обучения
чел.
4 486
1.2
    по очно-заочной (вечерней) форме обучения
чел.
0
1.3
    по заочной форме обучения
чел.
3 727
1.4
    экстернат
чел.
0
2
Средний балл ЕГЭ студентов, принятых на обучение по программам бакалавриата и специалитета, по всем формам обучения
балл
57,84
3
Число предприятий, с которыми заключены договоры на подготовку специалистов
ед.
74
4
Число предприятий, являющихся базами практики, с которыми оформлены договорные отношения
ед.
49
5
Общая численность работников образовательного учреждения (без внешних совместителей и работающих по договорам ГПХ)
чел.
1 017
6
Общая численность ППС (без внешних совместителей и работающих по договорам ГПХ)
чел.
380
7
Общая площадь зданий (помещений)
кв. м
76 813
8
Площадь учебно-лабораторных зданий
кв. м
44 661
9
Площадь, предназначенная для научно-исследовательских подразделений
кв. м
485
10
Площадь общежитий
кв. м
31 780
11
Площадь крытых спортивных сооружений
кв. м
4 025
12
Доля студентов, не обеспеченных собственным общежитием вуза, в числе студентов, нуждающихся в общежитии
%
2,71




* Включает данные об образовательной организации высшего образования, полученные в ходе Мониторинга деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования и содержащиеся в форме «Мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации высшего образования» (№ 1-Мониторинг), и данные Роструда

              Рекомендуем  самостоятельно  сопоставить данные СамГУПС с  данными других  железнодорожных вузов:
              1. ИрГУПС -  [http://miccedu.ru/monitoring/materials/inst_1757.htm
               2. МИИТ  -    [http://miccedu.ru/monitoring/materials/inst_1566.htm


              Почему самостоятельно? Да, чтоб не думалось, что мнение навязывается!


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ПОЧЕМУ И КАК НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ ПРОЦЕСС СОКРАЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ?

Обзор и авторский комментарий интернет-сообщений по путям повышения читательской и рекламной привлекательности интернет-изданий...

Еще раз о «мусорных публикациях» или почему учет только «ваковских публикаций» преподавателей ведет к деградации научной деятельности в вузах...