«Суха теория, мой друг, а, древо жизни зеленеет!»


Реформирование железнодорожной отрасли России подошло к финальной части ...

А.М. Поляков, Москва


 Эксперты о реформировании ж/д отрасли России



          Тема реформирования железнодорожной отрасли  России – краеугольный   камень  и красивая  обложка     создающихся  научных трудов,  предлагаемых к публикации  новых книг,  статей и многочисленных  докладов на совещаниях, семинарах, конференциях и симпозиумах различного уровня, включая всероссийский и международный...

         Чем же так  привлекает  и  так интересна тема  реформирования отрасли  для авторов научных публикаций  и что нового и практически ценного   в науку и практику развития отрасли может внести освещение  авторами этой темы?

 

       Вначале обратимся  к истокам реформы   [http://rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=1314]…  

       18 мая 2001 года Правительством Российской Федерации была утверждена Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте.

 

Цели реформы железнодорожного транспорта, определенные программой:
·        Повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг для обеспечения единого экономического пространства страны и общенационального экономического развития.
·        Формирование единой гармоничной транспортной системы страны.
·        Снижение совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом.
·        Удовлетворение растущего спроса на услуги железнодорожного транспорта.
Задачи и принципы, направленные на достижение целей реформы:
·        Разделение функций государственного управления и организации хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте с одновременным выделением из монопольной структуры конкурентных видов деятельности.
·        Сохранение единой государственной сетевой производственной инфраструктуры железных дорог и централизованного диспетчерского управления.
·        Поэтапное прекращение перекрестного субсидирования между грузовыми и пассажирскими, внутрироссийскими и экспортно-импортными перевозками.
·        Совершенствование тарифной политики.
·        Дальнейшее развитие конкуренции в сфере перевозок грузов, ремонта подвижного состава, перевозок и обслуживания пассажиров.
·        Недопущение слияния предприятий, действующих в потенциально конкурентной среде, с предприятиями естественно-монопольного сектора.
·        Обеспечение гарантированного недискриминационного доступа к инфраструктуре федерального железнодорожного транспорта независимых грузовых и пассажирских компаний-операторов и пользователей подвижного состава.
·        Выделение из сферы деятельности федеральных железных дорог объектов социально-бытового и другого назначения (кроме специализированных) для снижения непроизводственных издержек.
·        Обеспечение финансовой прозрачности всех видов хозяйственной деятельности отрасли, в том числе на основе введения раздельного финансового учета.
·        Осуществление мер, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности системы железнодорожного транспорта.
·        Повышение материальной заинтересованности работников железнодорожного транспорта и обеспечение им социальных гарантий.

                                   I этап (подготовительный)  2001 - 2003 гг.:
-     Разделение на железнодорожном транспорте функций государственного регулирования и хозяйственного управления, создание ОАО "Российские железные дороги".
-      Разработка проектов законодательных и иных нормативных актов для реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте.

                         II этап  Оптимизация структуры управления РЖД  2003 - 2005 гг.:
Создание ДЗО ОАО "РЖД", осуществляющих открытые для конкуренции виды деятельности:
·        грузовые перевозки,
·        пригородные пассажирские перевозки,
·        сервисные предприятия,
·        телекоммуникации
·        НИОКР и проектирование ж/д транспорта.
Сокращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок.
Создание условий для повышения уровня конкуренции в сфере грузовых и пассажирских перевозок.
III этап  Создание и развитие конкурентного рынка железнодорожных перевозок  2006 - 2010 гг.: 
·        Развитие в сфере грузовых перевозок.
·        Переход большей части (60% и более) парка грузовых вагонов в частную собственность.
·        Создание Федеральной пассажирской компании по перевозкам в дальнем следовании.
·        Формирование пригородных пассажирских компаний с участием субъектов Российской Федерации.
·        Продажа акций дочерних общество ОАО "РЖД" частным собственникам с целью привлечения инвестиций в железнодорожную структуру.

                                                                Резюме: 
 В целом, результаты проведенных трех этапов реформирования железнодорожного транспорта получили положительную оценку на заседании Президиума Правительства Российской Федерации в январе 2011 г., при этом отмечено, что ряд важнейших решений еще предстоит принять. В этой связи руководством страны принято решение продлить реализацию структурных преобразований на железнодорожном транспорте еще на пять лет в рамках осуществления четвертого этапа реформы. В настоящее время федеральными органами исполнительной власти подготавливаются соответствующие изменения в Программу структурной реформы на железнодорожном транспорте

         На начало 2014 года, по мнению многих российских экспертов, приходится финальная  стадия реформирования, что было озвучено ещё в середине 2013 года  [http://top.rbc.ru/economics/21/05/2013/858562.shtml  21.05.13]:

назад
вперед
          1.Железнодорожная отрасль России пришла к финальной стадии реформирования. Этот этап станет, наверное, самым противоречивым, потому как потребует решить очень неоднозначный вопрос: разделять ли инфраструктуру и перевозки в грузовом секторе. Иными словами - сделать ли независимыми друг от друга пути со всем инженерным оборудованием и рынок локомотивной тяги.

          2. С грузовым и пассажирским комплексом, которые уже прошли реформу на предыдущих этапах, все было более-менее ясно. Да и мировой опыт в этом процессе расставлял четкие перспективы и обнажал типичные для многих стран проблемы. А вот в случае с локомотивной тягой нет ни однозначного примера успешного зарубежного опыта, ни единого мнения среди экспертов.  Тем не менее вопрос активно прорабатывается аналитиками и учеными из десятка стран мира, где стальные магистрали сталкиваются с похожей проблемой.
          Эксперт консалтинговой компании «Инно-В» (Амстердам) Дидье ван де Вельде, говоря о целесообразности разделения инфраструктуры и тяги, отмечает, что доказательств между положительными тенденциями развития рынка грузовых перевозок и вертикальным разделением не существует. «Нет никаких оснований полагать вертикальное разделение более эффективным, чем вертикально-интегрированную или холдинговую модель. Все системы организации управления инфраструктурой и перевозками имеют свои плюсы и минусы, и необходимо принимать их во внимание при выборе направления реформирования. Вертикальное разделение решает одни проблемы, но создает другие - к этому нужно быть готовым», - подчеркивает Дидье ван де Вельде.

           3. Европейские страны подошли к вопросу разделения исходя из собственных потребностей и представлений об эффективности. Некоторые государства, к примеру,  Германия и Швейцария, просто отказались делить железную дорогу. Другие подошли к вопросу разделения формально, разграничив финансовую отчетность подразделений одной компании (Греция и Люксембург). Третьи поделили все основательно, создав на месте бывшего государственного оператора множество компаний. Так произошло, например, в Великобритании и Швеции, где владельцам инфраструктуры запрещено заниматься перевозочной деятельностью.
Дидье ван де Вельде полагает, что прогресс в рамках режима разделения в Европе затронул в основном операционную и коммерческую сферы, исправив недостатки, которые были особенно ощутимы до реформы. Однако такая форма управления не оказала положительного влияния на развитие инфраструктуры.

          4. Эту позицию разделяют и российские специалисты, которые в своих исследованиях не приводят аргументов в пользу разделения тяги и инфраструктуры. Так, по оценке генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрия Саакяна, в нашей стране подобное решение о разделении можно справедливо считать разделением железнодорожной инфраструктуры и перевозочной деятельности, поскольку вагонный парк уже передан в частные руки. По оценке ИПЕМ, разделение может вызвать ежегодный рост затрат на перевозки грузов по сети стальных магистралей России до 223 млрд.  руб., что на 32% превышает расчетные условия 2007г. Кроме того, в результате разделения себестоимость транзакций возрастает. Появляется риск потери производительности, связанный с разобщенностью действий и стимулов участников рынка. Что касается руководящего состава, то он при разделении инфраструктуры и тяги утратит часть своих профессиональных компетенций, не относящихся к узкой сфере их деятельности. В итоге отдельные участники перевозочной цепочки не будут иметь полного объема информации и не смогут выработать согласованную стратегию по предотвращению сбоев в работе и уменьшению вероятности аварий.

          5.  Именно вопрос безопасности железнодорожных перевозок является одним из самых убедительных козырей против разделения инфраструктуры и тяги. Сегодня случаи выхода на линию неисправных частных вагонов - не редкость, а в условиях общей либерализации отраслевых правил игры ответственность за форс-мажоры и так становится слишком размытой. К тому же отсутствует система жесткого технологического контроля. В итоге частные операторы получают прибыль, а РЖД продолжает нести ответственность за каждую внештатную ситуацию, произошедшую на железной дороге.
         По последним данным, с начала года на сети зафиксировано 33 случая излома боковых рам тележек грузовых вагонов, которые привели к 6 крушениям и 20 сходам поездов, гибели машинистов и значительным затратам на ликвидацию последствий таких происшествий.

          6. О том, что сейчас отрасли следует сосредоточиться на модернизации инфраструктуры, а не на либерализации рынка локомотивной тяги, говорит также и аналитик Дмитрий Адамидов. «Цифры настаивают на том, что бюджет вернет свои расходы путем косвенных доходов за счет развития промышленности и создания рабочих мест через 10-15 лет. Соответственно, речь идет не о прямой окупаемости, а о мультипликативном эффекте развития инфраструктуры. И с этими расчетами согласились в Минэкономразвития», - резюмирует эксперт».


       Скоро будет  отмечаться  15-летний юбилей  с начала  реформирования железнодорожной отрасли ...  А, впереди финальная стадия реформирования ... Главное, чтобы  сведения о ней не стали красивой обложкой или упаковкой  для  различных  научных исследований, оторванных от практических забот  железнодорожной отрасли ...



Рекомендовано к публикации Алином Бельковским-младшим, 15.04.14





Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

КОРРУПЦИЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ. СТАТИСТИКА.

ПОЧЕМУ И КАК НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ ПРОЦЕСС СОКРАЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ?

Еще раз о «мусорных публикациях» или почему учет только «ваковских публикаций» преподавателей ведет к деградации научной деятельности в вузах...