Российское образование, - спираль с обрывом!
Почему год от года не повышается, а снижается научная активность преподавателей вузов?
Мулюкин О.П.
«Никакая инструкция не может перечислить всех обязанностей должностного
лица, предусмотреть все отдельные случаи и дать впредь соответствующие
указания, а поэтому господа инженеры должны проявить инициативу и,
руководствуясь знаниями своей специальности и пользой дела, прилагать все
усилия для оправдания своего назначения»
[Из циркуляра
Морского технического комитета © 15 от 29 ноября 1910 года]
Время какое-то удивительное! В вузах, несмотря на
компьютеризацию, число документов на
твердых носителях, то бишь на бумажной
основе не то, что не уменьшается, а только год от года увеличивается
... Электронных документов явно недостаточно, на бумаге дублируется буквально
всё... Электронный документ можно «стереть», а вот, «что написано пером, то не
вырубишь и топором!».
А, сколько всяческих документов, как в электронном, так и бумажном виде,
проходит через профессорско-преподавательский состав
кафедр, как-то: отчеты о выполненной педагогической и госбюджетной работе, сведения о аттестации
студентов, данные о различных рейтинговых
мероприятиях, предложения на НТС различного ранга, различные анкеты, сведения об публикациях, отчеты о работе с аспирантами и соискателями, заявки и отчетность на вузовские и внешние
гранты ... и многое, многое другое, -
которое дополнит даже начинающий
преподаватель любой вузовской кафедры ... Да, еще заведующему кафедрой надо
ходить на деканские и вузовские заседания, различного рода НТС и университетский ученый совет ...
И у вузовских руководителей возникла, на первый взгляд, оригинальная идея,
подкупающая своей новизной: надо во главе кафедр поставить ни солидных в летах докторов наук, профессоров, а молодых вьюношей, шустрых и быстрых ...
И не важно, что этот «молодой» степень-то кандидата только-только получил и
даже ваковское звание доцента не имеет
... Это всё равно ... Более того, именно поэтому молодой менеджер будет каблуками щелкать и по-собачьи в хозяйские
глаза смотреть ... И любое, самое дурацкое приказание (даже направленное на разрушение научно-учебных
основ кафедры) от вышестоящего начальника
он оспаривать не будет и кинется
исполнять! А, если сменится начальник,
то такой человек, и не обязательно молодой, - даже чиновник средней руки, - тут же забудет
о принципах управления предыдущего начальника и с той же собачьей
преданностью будет исполнять приказы
нового начальника...
Выбирая такой путь выдвижения в
заведующие кафедры молодых менеджеров
вузовское начальство наивно полагает, что под его командой
научно-педагогическая деятельность на
кафедре расцветет ...
Смею заверить, что этого не будет!
Вот аргументы в пользу моего утверждения:
1. Отстраненный от должности доктор наук, профессор, выступающий ранее
генератором идей на кафедре, справедливо
посчитает, что теперь ему нечего утруждаться, как прежде (когда он доказывал лидерство на кафедре), и
он резко снизит свою трудовую активность,
создавая лишь достаточное
количество научной продукции, чтобы быть в середине членов кафедры по своей научной активности. И
он прав, ибо если начальство
предпочло вместо него молодого менеджера-руководителя,
то пусть тот и доказывает свое лидерство на кафедре, публикуя больше
профессора научных статей, монографий, изобретений ...
2. Также очевидно, что отстраненный от должности профессор резко, если не полностью забросит работу с
аспирантами и соискателями, возможно продолжив работу в науке с одним из своих
учеников, особо не афишируя созданные с ним на стороне научные труды ... И
правильно сделает! А зачем своими
трудами и знаниями наращивать рейтинг молодому назначенцу-руководителю кафедры,
который может присосаться к профессорской
шее ... И придраться к такому профессору нельзя, так как минимально необходимый объем
научной продукции им создаваться будет, но, извините, не больше ... в
силу сказанного!
3. Каждому преподавателю на
кафедре понятно, что науку на кафедре
определяют один-два человека, как
правило, доктора наук - профессора, а остальные члены кафедры
являются исполнителями и
развивают сгененированные ими
идеи... Вполне очевидно, что снижение научной активности профессора-генератора
идей приведет к резкому снижению научно-педагогической активности всех членов
кафедры! И ни какой, самый активный и исполнительный молодой
менеджер-руководитель кафедры не
сможет это снижение остановить!
Есть ли выход для безболезненной ротации «возрастных»
заведующих кафедр на 40-50 летних руководителей, как правило, кандидатов наук,
ибо большинство защит докторских диссертаций осуществляюся после 50лет
(возраст 40-50 лет принят не случайно, ибо без опыта преподавательской
работы и проверки своих качеств в начальники идти не нужно, либо будешь в вузе
начальником, над которым все будут хихикать или ненавидеть из –за недостающих
компетенций в области знания, умения и владения) ...
Пример такого выхода практикуется в
Самарском государственном аэрокосмическом университете (СГАУ) ... Встретился с
приятелем-профессором из СГАУ и поинтересовался у него о кадровой политике его
руководства о профессорах-докторах наук, занимающих должности заведующих кафедр
... В ответ услышал, что в СГАУ негласно действует правило добровольного ухода
профессоров с руководящей должности при достижении 70 лет ... На мое сообщение
о попытках сокращения этого срока до 45 лет он рассмеялся мне прямо в лицо, заявив, что преподаватель-ученый, в большинстве
случаев, достигает ученой степени доктора наук и ученой степени профессора в
50-55 лет ... И сразу готовится к пенсии? А слабо эффективным менеджерам,
готовящих заменить авторитетных руководителей, стать докторами и профессорами в
45 лет? Безусловно, что слабо ... отметил мой коллега-профессор из СГАУ!
Эффективные менеджеры могут быть только в замах у профессоров-докторов и
оперативно исполнять их креативные идеи ... но ни как не учить профессоров
методологии научного творчества, руководству аспирантами и докторантами,
генерировать для них технические идеи, ибо им этого не дано!
Примечание. В солидных вузах заблаговременно перед
переводом авторитетного, уважаемого
профессора, доктора наук на ставку профессора ректор, как правило, лично встречается с таким
профессором, благодарит его за
проделанную работу и просит оказать помощь молодому преемнику в
руководстве кафедрой. Данная просьба подкрепляется со стороны ректора
своеобразным «золотым парашютом» и заверениями в нужности профессора в
коллективе. В менее значимых по престижности вузах об этом правиле нередко
забывают, а перестановка кадров совершается молниеносно, без всяких объяснений,
вызывая обиды и протест у заслуженных
профессоров-руководителей. Удивительно,
что некоторые руководители - проректора вузов, забывают, что они сами находятся
на предельном, - близком к пенсионному возрасту, и отношение
к ним новых руководителей и коллег по работе в самом ближайшем времени будет
даже хуже, как к уходящим с должности уважаемым профессорам…
В советское время, - когда готовили людей-творцов в «школе знаний», а не креативных потребителей (по Фурсенко) в «школе компетенций», - заведующими кафедр назначались люди с достаточным уровнем квалификации и
педагогическим стажем, а предпочтение отдавалось докторам наук, и было просто
смешно и неприлично их противопоставление с молодыми эффективными менеджерами ...
Назначение на должности деканов производилось из лиц профессорского
или доцентского состава, проработавших в должности преподавателя или доцента не
менее 10 лет ... Поэтому деканы имели
золотой возраст около 35-40 лет... И это действительно были «золотые деканы»
...
Пройдет время и «школа знаний» вновь восторжествует, как
это сейчас происходит в США, давшей миру теперь ей не нужную «школу компетенций», и вновь главным станет человек-творец, а не шелкающий каблуками приказчик ... И люди посмеются над компетентными невежами ... временно «втюрившими» непригодное американское пойло в нашу систему
образования ...
Развитие общества, в том числе и в
области образования, идет по спирали с
новым качеством ...
Почему
это развитие в «застое»?
Да, обрыв в спирали ...
Кто скрутит спираль?
Есть надежда на Владимира
Владимировича... ведь россияне убедились,
что Запад и США нам не поможет, в том числе и в науке и образовании ... Вспомнилось, как он призывал своих чиновников не размещать за рубежом финансовые средства, ибо Запад при стычках с Россией может "положить на них лапу" и "замучишься по судам пыль глотать, отстаивая конфискуемые финансы" ...
Комментарии
Отправить комментарий