Российское образование, - спираль с обрывом!


 



Почему  год от года не повышается, а снижается научная активность преподавателей вузов?

 Мулюкин О.П.


         «Никакая инструкция не может перечислить всех обязанностей должностного лица, предусмотреть все отдельные случаи и дать впредь соответствующие указания, а поэтому господа инженеры должны проявить инициативу и, руководствуясь знаниями своей специальности и пользой дела, прилагать все усилия для оправдания своего назначения»
[Из циркуляра   Морского технического комитета  ©  15 от 29 ноября 1910 года]



            Время какое-то  удивительное! В вузах, несмотря на компьютеризацию,  число документов на твердых носителях, то бишь  на  бумажной  основе  не то, что не  уменьшается, а только год от года увеличивается ... Электронных документов явно недостаточно, на бумаге дублируется буквально всё... Электронный документ можно «стереть», а вот, «что написано пером, то не вырубишь и топором!».
          А, сколько всяческих документов, как в электронном, так и бумажном виде,  проходит  через профессорско-преподавательский состав кафедр, как-то:   отчеты о выполненной  педагогической  и госбюджетной работе, сведения о аттестации студентов,  данные о различных рейтинговых мероприятиях,  предложения  на НТС различного ранга,  различные анкеты,  сведения об публикациях,  отчеты о работе с аспирантами и соискателями,  заявки и отчетность на вузовские и внешние гранты ...  и многое, многое другое, - которое дополнит  даже начинающий преподаватель любой вузовской кафедры ... Да, еще заведующему кафедрой надо ходить на  деканские и вузовские  заседания, различного рода НТС и  университетский ученый совет ...
         И у  вузовских руководителей  возникла, на первый взгляд, оригинальная идея, подкупающая своей новизной: надо во главе кафедр  поставить ни  солидных  в летах докторов  наук, профессоров, а молодых  вьюношей, шустрых и быстрых ...
        И не важно, что  этот  «молодой»  степень-то кандидата только-только получил и даже  ваковское звание доцента не имеет ... Это всё равно ... Более того, именно  поэтому молодой менеджер будет  каблуками щелкать и по-собачьи в хозяйские глаза смотреть ... И любое, самое дурацкое приказание (даже  направленное на разрушение научно-учебных основ кафедры)  от вышестоящего начальника он оспаривать не будет  и кинется исполнять!  А, если сменится начальник, то такой человек, и не обязательно молодой, - даже чиновник средней руки, -  тут же забудет  о принципах управления предыдущего начальника и с той же собачьей преданностью  будет исполнять приказы нового начальника...
        Выбирая такой путь  выдвижения в заведующие кафедры  молодых менеджеров вузовское начальство наивно полагает, что под его командой научно-педагогическая  деятельность на кафедре расцветет ...
        Смею заверить, что этого не будет!
        Вот  аргументы в пользу моего утверждения:
        1. Отстраненный от должности доктор наук, профессор, выступающий ранее генератором идей на кафедре,  справедливо посчитает, что  теперь ему нечего  утруждаться, как прежде  (когда он доказывал лидерство на кафедре), и он резко снизит свою трудовую активность,  создавая лишь  достаточное количество научной продукции, чтобы быть в середине  членов кафедры по своей научной активности. И он прав,  ибо если начальство предпочло  вместо него молодого менеджера-руководителя, то пусть тот и доказывает свое лидерство на кафедре, публикуя   больше профессора  научных статей,  монографий, изобретений ...
        2. Также очевидно, что отстраненный от должности профессор  резко, если не полностью забросит работу с аспирантами и соискателями, возможно продолжив работу в науке с одним из своих учеников, особо не афишируя созданные с ним на стороне научные труды ... И правильно сделает! А зачем  своими трудами и знаниями наращивать рейтинг   молодому назначенцу-руководителю кафедры, который может присосаться к профессорской  шее ... И придраться к такому профессору нельзя, так как  минимально необходимый  объем  научной продукции им создаваться будет, но, извините, не больше ... в силу сказанного!
        3.  Каждому преподавателю на кафедре понятно, что  науку на кафедре определяют  один-два человека, как правило, доктора наук - профессора, а остальные  члены кафедры  являются исполнителями и  развивают  сгененированные ими идеи... Вполне очевидно, что снижение научной активности профессора-генератора идей приведет к резкому снижению научно-педагогической активности всех членов кафедры! И ни какой, самый активный и исполнительный молодой менеджер-руководитель кафедры  не сможет  это снижение остановить!
            Есть ли выход для  безболезненной ротации   «возрастных» заведующих кафедр на  40-50 летних  руководителей, как правило, кандидатов наук, ибо  большинство защит  докторских диссертаций осуществляюся  после 50лет  (возраст 40-50 лет принят не случайно, ибо без опыта преподавательской работы и проверки своих качеств в начальники идти не нужно, либо будешь в вузе начальником, над которым все будут хихикать или ненавидеть из –за недостающих компетенций в области знания, умения и владения) ...
           Пример такого выхода практикуется в Самарском государственном аэрокосмическом университете (СГАУ) ...   Встретился с приятелем-профессором из СГАУ и поинтересовался у него о кадровой политике его руководства о профессорах-докторах наук, занимающих должности заведующих кафедр ... В ответ услышал, что в СГАУ негласно действует правило добровольного ухода профессоров с руководящей должности при достижении 70 лет ... На мое сообщение о попытках сокращения этого срока до 45 лет он рассмеялся мне прямо в лицо, заявив, что преподаватель-ученый, в большинстве случаев, достигает ученой степени доктора наук и ученой степени профессора в 50-55 лет ... И сразу готовится к пенсии? А слабо эффективным менеджерам, готовящих заменить авторитетных руководителей, стать докторами и профессорами в 45 лет? Безусловно, что слабо ... отметил мой коллега-профессор из СГАУ! Эффективные менеджеры могут быть только в замах у профессоров-докторов и оперативно исполнять их креативные идеи ... но ни как не учить профессоров методологии научного творчества, руководству аспирантами и докторантами, генерировать для них технические идеи, ибо им этого не дано!    

            Примечание. В солидных вузах заблаговременно  перед переводом  авторитетного, уважаемого профессора,  доктора наук  на ставку профессора  ректор, как правило, лично встречается с таким профессором, благодарит его за  проделанную работу и просит оказать помощь молодому преемнику в руководстве кафедрой. Данная просьба подкрепляется со стороны ректора своеобразным «золотым парашютом» и заверениями в нужности профессора в коллективе. В менее значимых по престижности вузах об этом правиле нередко забывают, а перестановка кадров совершается молниеносно, без всяких объяснений,  вызывая обиды и протест у заслуженных профессоров-руководителей.  Удивительно, что некоторые руководители - проректора вузов, забывают, что они сами находятся на предельном, - близком к пенсионному возрасту,  и  отношение к ним новых руководителей и коллег по работе в самом ближайшем времени будет даже хуже,  как  к  уходящим с должности уважаемым профессорам…

            В советское время,  - когда готовили людей-творцов в  «школе знаний», а не креативных потребителей  (по Фурсенко)  в «школе компетенций»,  -  заведующими кафедр назначались  люди с достаточным уровнем квалификации и педагогическим стажем, а предпочтение отдавалось докторам наук, и было просто смешно и неприлично их противопоставление с молодыми эффективными менеджерами ...
            Назначение на должности   деканов производилось из лиц профессорского или доцентского состава, проработавших в должности преподавателя или  доцента не менее 10 лет ... Поэтому  деканы имели золотой возраст около 35-40 лет... И это действительно были «золотые деканы» ...

          Пройдет время  и «школа знаний» вновь восторжествует, как это сейчас происходит в США, давшей миру теперь ей не нужную  «школу компетенций»,  и вновь главным станет  человек-творец,  а не шелкающий каблуками приказчик ...  И люди посмеются над   компетентными невежами ... временно «втюрившими»  непригодное американское пойло в нашу систему образования ...

         Развитие общества, в том числе и в области образования,  идет по спирали с новым качеством ...
         Почему   это развитие в «застое»?
         Да, обрыв в спирали ...
         Кто скрутит спираль?
         Есть надежда на Владимира Владимировича... ведь  россияне убедились, что Запад и США нам не поможет, в том числе и в науке и образовании ... Вспомнилось, как он призывал своих чиновников  не размещать за рубежом финансовые средства, ибо Запад  при  стычках с Россией может "положить на них лапу" и  "замучишься по судам пыль глотать, отстаивая конфискуемые финансы" ...   



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

КОРРУПЦИЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ. СТАТИСТИКА.

ПОЧЕМУ И КАК НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ ПРОЦЕСС СОКРАЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ?

Еще раз о «мусорных публикациях» или почему учет только «ваковских публикаций» преподавателей ведет к деградации научной деятельности в вузах...