Мнение Самарского Профессорского Союза: «Участие российских вузов в западных рейтингах не усиливает, а ослабляет российские вузы»…

Мулюкин О.П., д.т.н., профессор, Самара





В настоящее время в  российских вузах  чуть ли не главным мерилом полезности и успешности вузовской деятельности преподавателя  является  не качество постановки  учебного процесса по закрепленным  за ним дисциплинам и не умение донести до студентов знания для воспитания креативной личности и патриота своей страны, а лукавые данные/«цифирь» о  величинах рейтинговых показателей по  РИНЦ, СКОПУС и пр.
Сказанное  в полной мере и относится к СамГУПС, где  для профессоров и доцентов узаконены  свои, конкретные цифры по числу ВАКовских статей для избираемого  на конкретный срок по конкурсу преподавателя… И, соответственно, превозносятся «до небес»  достижения преподавателей, способствующих  продвижению вузов в  международных рейтингах…
Но далеко не все в российском научно-педагогическом сообществе поддерживают эту борьбу «за цифирь»… Об этом свидетельствуют результаты недавно прошедшего в Самаре Совета Российского союза ректоров, на котором  прозвучали мнения   ученых-преподавателей, ректоров  известных российских вузов, считающих, что  международные рейтинги не учитывают интересы и специфику российской системы высшего образования [http://www.ssau.ru/news/13124/  30.09.16]:

- ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий: «Рейтинги - это способ конкуренции с нашей страной. Это способ доказать молодежи мира, что другие университеты лучше, чтоб привлечь туда лучших студентов со всего мира, способ добиться превосходства для своей страны. Ведущие международные рейтинги выполняют эту задачу, и они очень субъективны»…

- ректор Самарского университета Евгений Владимирович Шахматов: «Вопросы по рейтинговой оценке являются для нас теми задачами, которые мы должны вместе отстаивать. Такая страна, как Россия, не может развивать наукоемкие направления, образование, науку, технологии, опираясь на оценку со стороны тех, кто не хочет, чтобы эти направления развивались в нашей стране. Поэтому мы должны принимать решения, которые принесут пользу всем»…

- Виктор Антонович  представил новый международный рейтинг, разработанный российским научно-образовательным сообществом с учетом международного опыта. Он называется Московский международный рейтинг «Три миссии университета». Вузы будут оцениваться в нем по 40 индикаторам, отражающим три основные миссии университета в современном мире: «образование», «наука», «университет и общество». Причем в отличие от трех признанных сейчас глобальными мировых рейтингов университетов (THE, QS, ARWU), наибольший вес – 40%, в новом международном рейтинге займет оценка образовательной миссии высших учебных заведений. «Ни образования, ни оценки миссии университета в обществе в этих трех мировых рейтингах нет. Это дает нам право объявить новый рейтинг», - подчеркнул президент Российского союза ректоров…


Но не надо думать, что профессорская элита самарских вузов  ранее не вскрывала пагубность курса руководителей российских вузов на «подлаживание» своей деятельности по продавливанию/наращиванию  зарубежных рейтингов цитируемости своих преподавателей  и вдруг «проснулась» после  обличительных слов о западных рейтингах уважаемых Виктора Антоновича и Евгения Владимировича…

Вскрывала, да ещё как вскрывала профессорская элита   порочность курса руководства ряда российских вузов, подлаживающихся под «хватку западных рейтингов оценки деятельности университетов», в  том числе под рейтинги цитируемости, нацеленные  на создание Западу интеллектуальных преимуществ перед Россией…

Вот примеры этих «вскрытий» [1,2]:

- «Без должной оценки труда ученого, основанной не только на наукометрических показателях, но и на реальном вкладе сотрудника в развитие новых знаний и технологий, развитие науки в России может легко пойти по тупиковому пути, и страна окончательно утратит свои достижения в науке и образовании. Принимая во внимание сложность оценки труда ученого с учетом не только наукометрических показателей при одновременном усилении бюрократических подходов в отечественной науке, трудно сказать, можно ли на такой основе консолидировать  каждый научный коллектив»…
- «Вдумчивый человек, оценив грядущие последствия, «накатывающие» на российское образование и науку из «второй плоскости», горестно махнет рукой на негатив от «плоскости первой» и задастся вопросом: «Что делать?». По крайней мере, давайте согласимся с мнением депутата И. И. Никитчука, что нельзя оставаться равнодушным к навязываемым нам Западом «правилам игры», и будем по мере сил и возможностей им противодействовать: «Вся нынешняя социальная политика определяется теми, кто владеет нашей собственностью, то есть крупным международным олигархатом и его российскими ставленниками. Необходимо не на словах, а в реальности отодвигать их от принятия стратегических решений в вещах, которыми должно управлять суверенное государство в своих интересах. Пока это не будет сделано, все заявления о нашем суверенитете, о наших национальных интересах – пустой звук. На Востоке говорят: хочешь победить врага – воспитай его детей. Они уже съели почти все в стране, на очереди наши дети»…».
И поэтому, каждому, «кинувшему камень» в сторону профессоров, якобы молчаливо воспринимающих разрушение отечественного образования,  нам-профессорам  есть, что ответить и что предъявить в качестве доказательств нашего сопротивления разрушителям, и, извинившись за свой плохой французский, послать их на…  «мелким шагом», как поговаривал в свое время замечательный ученый, мой друг-профессор  Дмитрий Евгеньевич Чегодаев, в  круг  друзей которого входили и  уважаемые мной ректоры Виктор Антонович и Евгений Владимирович…

Литература

1. Мулюкин О.П. Преподаватель помни, что «без бумажки [о текущем «индексе Хирша»], ты букашка, а с бумажкой – человек» [учёный]…  [https://alinbelkovski.blogspot.ru/2016/09/blog-post_28.html   28.09.16].
2. Мулюкин О.П. Зигзаги российского образования и науки: с тропы  «утечки мозгов» на тропу «утечки идей»  [https://alinbelkovski.blogspot.ru/2016/06/0018.html  21.06.16].

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

КОРРУПЦИЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ. СТАТИСТИКА.

ПОЧЕМУ И КАК НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ ПРОЦЕСС СОКРАЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ?

Еще раз о «мусорных публикациях» или почему учет только «ваковских публикаций» преподавателей ведет к деградации научной деятельности в вузах...