Интервью профессора О.П. Мулюкина редакции международного журнала ТПА в связи с 70-летием…

ОЛЕГУ ПЕТРОВИЧУ МУЛЮКИНУ – 70!


Пять вопросов юбиляру [полное интервью редакции международного журнала «Трубопроводная арматура и оборудование»  с д.т.н., профессором Самарского государственного университета путей сообщения, заслуженным изобретателем Российской Федерации, заслуженным деятелем науки Российской Федерации О.П. Мулюкиным]… 



Ред.: Уважаемый Олег Петрович, примите самые искренние поздравления с Вашим знаменательным юбилеем. Вы один из старейшин среди  российских ученых – арматуростроителей и стояли у истоков создания специальных разработок  аэрокосмической арматуры с начала 70-х годов прошлого века. Прошу Вас тезисно осветить Ваше участие в этих разработках.
О.П.: Большое спасибо за поздравление  с юбилеем и добрые слова, ибо мне, конечно, очень  приятно и дорого  внимание  международного журнала ТПА, занявшего достойную нишу в информационной сфере отечественного  и зарубежного  арматуростроения…
Время летит неумолимо, и каждый из ныне живущих перешел или перейдет со временем  в когорту «старейшин» в своей профессиональной деятельности, и это нормально… Ведь не даром говорят, что человеку столько лет, насколько он сам себя чувствует, и в этом плане для меня примером подражания служит актер  Владимир Зельдин, который перешагнул столетний юбилей и продолжает творческую жизнь на театральной сцене… Кстати, одна из моих  любимых  шуток гласит: «Жаль, что жизнь коротка, зато живем каждый день, и причин для грусти нет, ибо каким бы не было здоровье его нам хватит до конца нашей жизни».
А теперь несколько слов о  истоках  создания в отечественном аэрокосмическом  арматуростростроении  специфических проектов, в которых мне посчастливилось принять участие… Это, во-первых,  прежде всего моё участие  с начала 1970-х годов в проектировании, испытании и доводке агрегатов автоматики и управления, в основном пускоотсечных клапанов, для  советской ракеты-носителя сверхтяжелого класса Н-1 в рамках организации полета человека на Луну, Венеру, Марс (работы по Н-1 были закрыты в 1976 году),  во-вторых, участие в создании с нуля, - от разработки конструкторско-технологической документации  до изготовления мелкосерийных партий трубопроводной арматуры, -  в работах по  государственному  проекту создания первой в мире водородной арматуры для  летающей лаборатории-самолета Ту-155 на водородном топливе... И, в-третьих, это участие в  середине-конце  80-х годов прошлого столетия  в разработке эскизных проектов конструктивно сложных гидропневмотопливных агрегатов для советской государственной программы по противодействию развертываемой американцами  так называемой Стратегической Оборонной Инициативы (СОИ), предусматривающей милитаризацию космоса с выводом на околоземную орбиту ядерного оружия и нанесения  этим оружием ударов из космоса по противникам США…
Были и другие работы и, соответственно,  научные свершения по другим направлениям, - по авиационным проблемам и  двигателям наземных газоперекачивающих станций природного газа,  - менее масштабные, по сравнению с этими тремя работами, но значимость этих работ для моего становления, как специалиста отрасли и ученого-экспериментатора я принижать не буду…
Ред.: Расскажите, пожалуйста, как Вы пришли в арматуростроительную отрасль? Кто и как стал Вашим «ракетоносителем», который вовлек Вас на многие годы в этот мир задвижек и краников?
О.П.: По окончанию в 1970 году Куйбышевского авиационного института, – КуАИ (ныне Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева), -  я был распределен (было такое золотое время в советском государстве, когда выпускники вузов распределялись на конкретные рабочие места) на работу в Куйбышевское конструкторское бюро «Арматурпроект» (ныне ОАО «Агрегат», Самара) где проработал более 18 лет на конструкторской должности, и с должности инженера-конструктора 1 категории я был приглашен  на научную и преподавательскую работу вначале в родной аэрокосмический университет, а затем для укрепления вузовской науки и подготовки высоквалифицированных кадров через аспирантуру и докторантуру  в другой университет, где я тружусь по настоящее время, - в Самарский государственный институт путей сообщения, в стенах которого мной подготовлено 3 доктора  и 5 кандидатов технических наук…
И я искренне благодарен коллективу ККБ «Арматурпроект», благодаря которому я приобрел  большой опыт и специфические знания в  области проектирования, изготовления и испытания  трубопроводной арматуры для авиационной и ракетной техники… Вспоминаю организаторский и инженерный талант ушедшего из жизни  главного конструктора организации Владимира Михайловича Квасова, который окрылил меня надеждой и верой, что я раскроюсь и как конструктор, и как ученый… Кстати, именно, в этой организации, я выполнил работы по своей кандидатской диссертации, которую защитил в КуАИ в 1987 году (там же в 1995 году прошла  защита  моей докторской диссертации)…
Ред.: В  День юбилея каким Вам видится мир трубопроводной арматуры?  Что такое наука в арматуростроении? В чем, по-Вашему, «изюминка» арматурного инженерного мира для тех людей, кто пытается что-то создать новое? Можно ли сформировать научное сообщество в арматуростроении?
О.П.:  Итак, прозвучали  четыре вопроса.
По первому вопросу: на наш взгляд, мир трубопроводной арматуру будет становится всё более интеллектуальным:   возобладает проектирование и изготовление  трубопроводной арматуры на базе аддитивных и других высокотехнологичных, критических технологий (как известно, технология становится критической, когда она воспринимается как один из параметров изделия, без  которого   изделие не может быть создано) с преобладанием дистанционного  управления   работой трубопроводной арматуры, в том числе  при помощи  интеллектуальных систем контроля и  корректировки режимов работы приводных механизмов для  автоматической регулировки  параметров арматуры под  циклограмму работающей пневмогидросистемы объекта или под меняющиеся условия потребителя рабочей среды…
По второму вопросу: Наука в арматуростроении, как и в другой сфере человеческой деятельности, без динамики/развития может стать тормозом для креативных личностей. Мне, в этом плане,  симпатичен закон Гиббона: «Всё, что не прогрессирует, должно деградировать». А по сему, отбросив классические рассуждения о науке, скажем, упрощенно,  что наука в арматуростроении – это «не застывающий» сплав теоретических разработок  ученых  и опыта специалистов-практиков арматуростроения, который  непрерывно пополняется  новыми добавками  передовых методов проектирования, изготовления и доводки параметров изделий…
По третьему вопросу: на наш взгляд, «изюминкой» арматурного инженерного мира для тех людей, кто пытается что-то создать новое может служить классический постулат: «Робость в науке и безоговорочная оглядка на научные авторитеты – это путь в никуда» [по американской терминологии: «Сделай себя сам» или «Человек, сам пробившийся в жизни» («Make yourself with your own hands» и «Беритесь за всё, что в Ваших силах» («Do everything which is in your forces»)]… Не забывайте, что многие дерзкие замыслы не удается воплотить в жизнь  из-за  робости подавшего креативную идею…
По четвертому вопросу:  по формированию  научного  сообщества  в арматуростроении…  Давать однозначный ответ было бы крайне неразумно, тем более для  нашей развивающейся/полусырьевой страны, в которой   состояние   науки, образования и, главное, промышленности,  явно не блещет, мягко будет сказано… Но попытки в этом направлении предпринимать нужно, и, именно, это является одной из целью журнала ТПА,  портала «Арматурный эксперт» и экспертного сообщества портала, к которому я имею честь принадлежать…

Ред.: Что для Вас  было главным в работе и творчестве? В целом, если подводить предварительные итоги, что было самым прекрасным и самым неприятным/непонятным в работе и жизни?
О.П.: Главным в работе всегда ставил на первое место чувство ответственности за выполнение качественно и в срок порученного  дела… Вспоминаю, что за стремление быстро и качественно выполнить порученное дело меня, некогда молодого инженера, часто находящегося  в разъездах  по согласованию документации на самарских авиастроительных фирмах прозвали «вертолетом»… И не менее главное, - необходим постоянный профессиональный рост, ибо «отсидеться» на старом багаже знаний – удел  посредственных личностей…
О подведении предварительных итогов сделанного… С точки зрения любого  ученого-педагога данные итоги весьма радужные: у меня есть ученики – доктора и кандидаты наук;  список монографий, учебных пособий и других опубликованных научных работ приближается к цифре 600; есть две государственные награды, несколько отраслевых, областных и т.д. И когда я анализирую «промчавшиеся» годы, то солидаризуюсь с мнением, что надо «судить о жизни не по собранному урожаю, а по посеянным семенам»… И у меня с этим всё в порядке… Кстати, у меня хорошая семья: любящая жена, бывший инженер-конструктор самарского «ЦСКБ-Прогресс»; добрая и умная  дочь – врач по образованию, проживающая в Москве и работающая в руководстве  московского филиала зарубежной фармацевтической компании;  честный, добрый и креативный внук, также проживающий в Москве и заканчивающий бакалавриат уважаемого мной физтеха. Так что и на личную жизнь грех жаловаться…
Сказать однозначно о самом приятном в работе нельзя… Наверное, это были дни получения мной первого авторского свидетельства СССР на первое изобретение, публикация первой статьи, первой монографии, первого грифованного учебного пособия, собственные защиты кандидатской и докторской диссертаций, защиты диссертаций  учениками…
В личном плане незабываемыми из  советского периода жизни оказались служебные командировки из авиационного института в ПАКУ (Пекинский аэрокосмический университет), выступление с докладом на конференции  в Дрезденском политехническом университете… Это сейчас никого не удивишь  зарубежными поездками (только за последние два года я отдохнул с супругой  на пляжах  Турции и  Греции)…
Были в жизни и горестные мгновения, ибо, сожалению, все мы смертны: ушли из жизни мои родители, ушел ряд замечательных друзей-ученых с большой буквы (Д.Е. Чегодаев,  В.В. Шалавин, А. М. Долотов…). Но жизнь продолжается, и надо думать о нынешних делах и делать их и за себя, и за ушедших от нас друзей-коллег… 
Ред.: Можно ли вспомнить вопиющий случай на работе  или может самый смешной случай из арматурный жизни, который Вам запомнился на всю жизнь?
О.П.: К вопиющему  случаю (по несправедливости восприятия сторонами  сути проблемы) из своей производственной  деятельности  в ККБ «Арматурпроект» отношу свою размолвку с главным конструктором организации В.М. Квасовым, который принял с обидой мое заявление о переходе на работу в авиационный институт и сказал мне много горьких слов, что негоже мне уходить из ККБ, которое  меня вырастило, поставило на ноги, сделало классным специалистом..  Он также проигнорировал и мои  слова, что я перерос должность инженера-конструктора 1 категории, что мне нужны помощники, которыми я бы руководил, как ученый,  и что я буду поддерживать с  организацией тесную связь, ибо вуз готовит кадры для авиационной отрасли, в том числе и для ККБ… Мы расстались, и  больше уже никогда с ним не контактировали…
Были и смешные случаи в моей производственной деятельности… Как-то я был в местной командировке на самарском заводе «Гидроавтоматике», где во вторую смену проводились приемо-сдаточные испытания клапанной арматуры, спроектированной нашим ККБ. При проверке  внешней герметичности корпуса изделия погружались в ванну со спиртом, а вовнутрь  изделий подавалось избыточное давление воздуха. По недосмотру слесаря-испытателя шланги, подводящие воздух в изделие, были плохо закреплены, и воздух выдул весь спирт в ванне в окружающее пространство… Мне, как самому любознательному и стоящему рядом с спиртовой ванной, досталось больше всех… Конечно, одежда обсохла, но запах спирта стоял очень долго… И мне «за выпитое» спиртное  досталось «на орехи» от жены, когда я вечером вернулся домой, ибо она не поверила моему рассказу, что меня окатило спиртом, который воздух выдул из ванночки испытателя…
Кстати, читатели портала «Арматурный эксперт»  возможно ознакомились и с многими другими опубликованными  забавными эпизодами из моего советского конструкторского прошлого…
Ред.: Каким Вам видится будущее? Представьте, что прошло пять лет и Вы отмечаете  75-летие. Какой будет арматура и Вы через пять лет?
О.П.: О видении будущего, пожалуй, рассуждать труднее всего,  ибо «мы предполагаем, а Бог располагает». Сначала о своем будущем… Так как я оптимист и приверженец  поговорки, что «везет тому, кто везет»,  будущее и себя в нем я   вижу в оптимистических тонах: не намерен «закрываться» возрастом и  снижать работоспособность, буду стремиться лидировать в доступном и подтягиваться в достойному уровню в менее доступных сферах, и, главное, не терять азарт к жизни и увлеченность к простым, земным делам и увлечениям… И только движение к достижению нового/лучшего, а не имитация  развития вдохновляет человека на долгую жизнь, когда он и себе и окружающим не в тягость, а в радость… И, именно, эти слова я надеюсь повторить и в своё 75-летие!
Относительно видения арматуры через пять лет… Вначале нашего разговора я уже высказывал мнение, что мир трубопроводной арматуру будет становится всё более интеллектуальным… Высокотехнологичные производственные процессы и высокоинтеллектуальные информационные технологии будут определять облик  будущего арматуростроения… Конечно, за ближайшую пятилетку российские арматуростроители в рамках импортозамещения  достигнут некоторой новой планки в освоении известных  западных и создании собственных критических технологий, но выйти на равные позиции  с зарубежными конкурентами вряд ли удастся… Но стремится к этому надо, -  «госпожа – удача»  любит настойчивых и самоотверженных бойцов…

И в заключение позвольте пожелать Вашему  уважаемому журналу успехов в информационной деятельности по объединению усилий российских арматуростроителей в развитии отрасли, в том числе путем  популяризации ценностей российского арматуростроения и повышения квалификационной шкалы ее работников.
P.S. Фрагмент из текста данного  интервью профессора О.П. Мулюкина приведен  в источнике:  международный журнал «Трубопроводная арматура и оборудование», 2016. - № 5 (86). – С.31.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

КОРРУПЦИЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ. СТАТИСТИКА.

ПОЧЕМУ И КАК НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ ПРОЦЕСС СОКРАЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ?

Еще раз о «мусорных публикациях» или почему учет только «ваковских публикаций» преподавателей ведет к деградации научной деятельности в вузах...