Интервью профессора О.П. Мулюкина редакции международного журнала ТПА в связи с 70-летием…
ОЛЕГУ ПЕТРОВИЧУ МУЛЮКИНУ – 70!
Пять вопросов юбиляру [полное интервью редакции международного журнала
«Трубопроводная арматура и оборудование» с д.т.н., профессором Самарского
государственного университета путей сообщения, заслуженным изобретателем
Российской Федерации, заслуженным деятелем науки Российской Федерации О.П.
Мулюкиным]…
Ред.: Уважаемый Олег Петрович, примите самые искренние
поздравления с Вашим знаменательным юбилеем. Вы один из старейшин среди российских ученых – арматуростроителей и
стояли у истоков создания специальных разработок аэрокосмической арматуры с начала 70-х годов
прошлого века. Прошу Вас тезисно осветить Ваше участие в этих разработках.
О.П.: Большое спасибо за поздравление с юбилеем и добрые слова, ибо мне, конечно,
очень приятно и дорого внимание
международного журнала ТПА, занявшего достойную нишу в информационной
сфере отечественного и зарубежного арматуростроения…
Время летит неумолимо, и каждый из ныне живущих
перешел или перейдет со временем в
когорту «старейшин» в своей профессиональной деятельности, и это нормально…
Ведь не даром говорят, что человеку столько лет, насколько он сам себя
чувствует, и в этом плане для меня примером подражания служит актер Владимир Зельдин, который перешагнул
столетний юбилей и продолжает творческую жизнь на театральной сцене… Кстати, одна
из моих любимых шуток гласит: «Жаль, что жизнь коротка, зато
живем каждый день, и причин для грусти нет, ибо каким бы не было здоровье его
нам хватит до конца нашей жизни».
А теперь несколько слов о истоках
создания в отечественном аэрокосмическом
арматуростростроении специфических
проектов, в которых мне посчастливилось принять участие… Это, во-первых, прежде всего моё участие с начала 1970-х годов в проектировании,
испытании и доводке агрегатов автоматики и управления, в основном пускоотсечных
клапанов, для советской ракеты-носителя
сверхтяжелого класса Н-1 в рамках организации полета человека на Луну, Венеру,
Марс (работы по Н-1 были закрыты в 1976 году), во-вторых, участие в создании с нуля, - от
разработки конструкторско-технологической документации до изготовления мелкосерийных партий
трубопроводной арматуры, - в работах
по государственному проекту создания первой в мире водородной
арматуры для летающей
лаборатории-самолета Ту-155 на водородном топливе... И, в-третьих, это участие
в середине-конце 80-х годов прошлого столетия в разработке эскизных проектов конструктивно
сложных гидропневмотопливных агрегатов для советской государственной программы
по противодействию развертываемой американцами так называемой Стратегической Оборонной Инициативы
(СОИ), предусматривающей милитаризацию космоса с выводом на околоземную орбиту
ядерного оружия и нанесения этим оружием
ударов из космоса по противникам США…
Были и другие работы и,
соответственно, научные свершения по
другим направлениям, - по авиационным проблемам и двигателям наземных газоперекачивающих
станций природного газа, - менее
масштабные, по сравнению с этими тремя работами, но значимость этих работ для
моего становления, как специалиста отрасли и ученого-экспериментатора я принижать
не буду…
Ред.: Расскажите, пожалуйста, как Вы пришли в
арматуростроительную отрасль? Кто и как стал Вашим «ракетоносителем», который
вовлек Вас на многие годы в этот мир задвижек и краников?
О.П.: По окончанию в 1970 году Куйбышевского авиационного института, – КуАИ (ныне Самарский
национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева), - я был распределен (было такое золотое время в
советском государстве, когда выпускники вузов распределялись на конкретные рабочие
места) на работу в Куйбышевское конструкторское бюро «Арматурпроект» (ныне ОАО
«Агрегат», Самара) где проработал более 18 лет на конструкторской должности, и
с должности инженера-конструктора 1 категории я был приглашен на научную и преподавательскую работу вначале
в родной аэрокосмический университет, а затем для укрепления вузовской науки и
подготовки высоквалифицированных кадров через аспирантуру и докторантуру в другой университет, где я тружусь по
настоящее время, - в Самарский государственный институт путей сообщения, в
стенах которого мной подготовлено 3 доктора
и 5 кандидатов технических наук…
И я искренне благодарен
коллективу ККБ «Арматурпроект», благодаря которому я приобрел большой опыт и специфические знания в области проектирования, изготовления и
испытания трубопроводной арматуры для
авиационной и ракетной техники… Вспоминаю организаторский и инженерный талант
ушедшего из жизни главного конструктора
организации Владимира Михайловича Квасова, который окрылил меня надеждой и
верой, что я раскроюсь и как конструктор, и как ученый… Кстати, именно, в этой
организации, я выполнил работы по своей кандидатской диссертации, которую
защитил в КуАИ в 1987 году (там же в 1995 году прошла защита
моей докторской диссертации)…
Ред.: В День
юбилея каким Вам видится мир трубопроводной арматуры? Что такое наука в арматуростроении? В чем,
по-Вашему, «изюминка» арматурного инженерного мира для тех людей, кто пытается
что-то создать новое? Можно ли сформировать научное сообщество в
арматуростроении?
О.П.: Итак, прозвучали четыре вопроса.
По первому вопросу: на наш взгляд, мир трубопроводной арматуру будет становится всё более интеллектуальным: возобладает проектирование и
изготовление трубопроводной арматуры на
базе аддитивных и других высокотехнологичных, критических технологий (как
известно, технология становится критической, когда она воспринимается как один
из параметров изделия, без которого изделие не может быть создано) с
преобладанием дистанционного управления работой
трубопроводной арматуры, в том числе при
помощи интеллектуальных систем контроля
и корректировки режимов работы приводных
механизмов для автоматической
регулировки параметров арматуры под циклограмму работающей пневмогидросистемы
объекта или под меняющиеся условия потребителя рабочей среды…
По второму вопросу: Наука в арматуростроении, как и в другой сфере
человеческой деятельности, без динамики/развития может стать тормозом для
креативных личностей. Мне, в этом плане,
симпатичен закон Гиббона: «Всё, что не прогрессирует, должно
деградировать». А по сему, отбросив классические рассуждения о науке, скажем,
упрощенно, что наука в арматуростроении
– это «не застывающий» сплав теоретических разработок ученых
и опыта специалистов-практиков арматуростроения, который непрерывно пополняется новыми добавками передовых методов проектирования,
изготовления и доводки параметров изделий…
По третьему вопросу: на наш взгляд, «изюминкой» арматурного
инженерного мира для тех людей, кто пытается что-то создать новое может служить
классический постулат: «Робость в науке и безоговорочная оглядка на научные
авторитеты – это путь в никуда» [по американской терминологии: «Сделай себя
сам» или «Человек, сам пробившийся в жизни» («Make yourself with your own hands» и «Беритесь за всё, что в Ваших силах» («Do everything which is in your forces»)]… Не забывайте, что многие дерзкие замыслы не удается воплотить в
жизнь из-за робости подавшего креативную идею…
По четвертому вопросу: по
формированию научного сообщества
в арматуростроении… Давать
однозначный ответ было бы крайне неразумно, тем более для нашей развивающейся/полусырьевой страны, в
которой состояние науки, образования и, главное,
промышленности, явно не блещет, мягко
будет сказано… Но попытки в этом направлении предпринимать нужно, и, именно,
это является одной из целью журнала ТПА,
портала «Арматурный эксперт» и экспертного сообщества портала, к
которому я имею честь принадлежать…
Ред.: Что для Вас
было главным в работе и творчестве? В целом, если подводить
предварительные итоги, что было самым прекрасным и самым неприятным/непонятным
в работе и жизни?
О.П.: Главным в работе всегда ставил на первое
место чувство ответственности за выполнение качественно и в срок
порученного дела… Вспоминаю, что за
стремление быстро и качественно выполнить порученное дело меня, некогда
молодого инженера, часто находящегося в разъездах
по согласованию документации на
самарских авиастроительных фирмах прозвали «вертолетом»… И не менее главное, -
необходим постоянный профессиональный рост, ибо «отсидеться» на старом багаже
знаний – удел посредственных личностей…
О подведении предварительных итогов сделанного… С точки зрения любого ученого-педагога данные итоги весьма
радужные: у меня есть ученики – доктора и кандидаты наук; список монографий, учебных пособий и других
опубликованных научных работ приближается к цифре 600; есть две государственные
награды, несколько отраслевых, областных и т.д. И когда я анализирую
«промчавшиеся» годы, то солидаризуюсь с мнением, что надо «судить о жизни не по
собранному урожаю, а по посеянным семенам»… И у меня с этим всё в порядке…
Кстати, у меня хорошая семья: любящая жена, бывший инженер-конструктор
самарского «ЦСКБ-Прогресс»; добрая и умная
дочь – врач по образованию, проживающая в Москве и работающая в
руководстве московского филиала
зарубежной фармацевтической компании;
честный, добрый и креативный внук, также проживающий в Москве и
заканчивающий бакалавриат уважаемого мной физтеха. Так что и на личную жизнь
грех жаловаться…
Сказать однозначно о самом приятном в работе
нельзя… Наверное, это были дни
получения мной первого авторского свидетельства СССР на первое изобретение,
публикация первой статьи, первой монографии, первого грифованного учебного
пособия, собственные защиты кандидатской и докторской диссертаций, защиты
диссертаций учениками…
В личном плане незабываемыми из советского периода жизни оказались служебные
командировки из авиационного института в ПАКУ (Пекинский аэрокосмический
университет), выступление с докладом на конференции в Дрезденском политехническом университете…
Это сейчас никого не удивишь зарубежными
поездками (только за последние два года я отдохнул с супругой на пляжах
Турции и Греции)…
Были в жизни и горестные
мгновения, ибо, сожалению, все мы смертны: ушли из жизни мои родители, ушел ряд
замечательных друзей-ученых с большой буквы (Д.Е. Чегодаев, В.В. Шалавин, А. М. Долотов…). Но жизнь
продолжается, и надо думать о нынешних делах и делать их и за себя, и за
ушедших от нас друзей-коллег…
Ред.: Можно ли вспомнить вопиющий случай на
работе или может самый смешной случай из
арматурный жизни, который Вам запомнился на всю жизнь?
О.П.: К вопиющему
случаю (по
несправедливости восприятия сторонами
сути проблемы) из своей производственной
деятельности в ККБ «Арматурпроект»
отношу свою размолвку с главным конструктором организации В.М. Квасовым,
который принял с обидой мое заявление о переходе на работу в авиационный
институт и сказал мне много горьких слов, что негоже мне уходить из ККБ,
которое меня вырастило, поставило на
ноги, сделало классным специалистом.. Он
также проигнорировал и мои слова, что я
перерос должность инженера-конструктора 1 категории, что мне нужны помощники,
которыми я бы руководил, как ученый, и
что я буду поддерживать с организацией
тесную связь, ибо вуз готовит кадры для авиационной отрасли, в том числе и для
ККБ… Мы расстались, и больше уже никогда
с ним не контактировали…
Были и смешные случаи в моей производственной
деятельности… Как-то я
был в местной командировке на самарском заводе «Гидроавтоматике», где во вторую
смену проводились приемо-сдаточные испытания клапанной арматуры,
спроектированной нашим ККБ. При проверке
внешней герметичности корпуса изделия погружались в ванну со спиртом, а
вовнутрь изделий подавалось избыточное
давление воздуха. По недосмотру слесаря-испытателя шланги, подводящие воздух в
изделие, были плохо закреплены, и воздух выдул весь спирт в ванне в окружающее
пространство… Мне, как самому любознательному и стоящему рядом с спиртовой
ванной, досталось больше всех… Конечно, одежда обсохла, но запах спирта стоял
очень долго… И мне «за выпитое» спиртное досталось «на орехи» от жены, когда я вечером
вернулся домой, ибо она не поверила моему рассказу, что меня окатило спиртом,
который воздух выдул из ванночки испытателя…
Кстати, читатели портала
«Арматурный эксперт» возможно
ознакомились и с многими другими опубликованными забавными эпизодами из моего советского
конструкторского прошлого…
Ред.: Каким Вам видится будущее? Представьте, что
прошло пять лет и Вы отмечаете 75-летие.
Какой будет арматура и Вы через пять лет?
О.П.: О видении будущего, пожалуй, рассуждать
труднее всего, ибо «мы предполагаем, а
Бог располагает». Сначала о своем будущем… Так как я оптимист и
приверженец поговорки, что «везет тому,
кто везет», будущее и себя в нем я вижу в оптимистических тонах: не намерен
«закрываться» возрастом и снижать
работоспособность, буду стремиться лидировать в доступном и подтягиваться в достойному
уровню в менее доступных сферах, и, главное, не терять азарт к жизни и
увлеченность к простым, земным делам и увлечениям… И только движение к
достижению нового/лучшего, а не имитация
развития вдохновляет человека на долгую жизнь, когда он и себе и
окружающим не в тягость, а в радость… И, именно, эти слова я надеюсь повторить
и в своё 75-летие!
Относительно видения арматуры через пять лет… Вначале нашего разговора я уже высказывал
мнение, что мир трубопроводной арматуру будет становится всё более интеллектуальным… Высокотехнологичные
производственные процессы и высокоинтеллектуальные информационные технологии
будут определять облик будущего
арматуростроения… Конечно, за ближайшую пятилетку российские арматуростроители
в рамках импортозамещения достигнут
некоторой новой планки в освоении известных
западных и создании собственных критических технологий, но выйти на
равные позиции с зарубежными
конкурентами вряд ли удастся… Но стремится к этому надо, - «госпожа – удача» любит настойчивых и самоотверженных бойцов…
И в заключение позвольте пожелать Вашему уважаемому журналу успехов в информационной
деятельности по объединению усилий российских арматуростроителей в развитии
отрасли, в том числе путем популяризации
ценностей российского арматуростроения и повышения квалификационной шкалы ее
работников.
P.S. Фрагмент
из текста данного интервью профессора
О.П. Мулюкина приведен в источнике: международный журнал «Трубопроводная арматура
и оборудование», 2016. - № 5 (86). – С.31.
Источник: https://valve-expert.ru/community/blogs/intervyu-professora-op-mulyukina-redaktsii-mezhdunarodnogo-zhurnala-tpa-v-svyazi-s-70letiem/ 13.10.16
Комментарии
Отправить комментарий