Памяти выдающегося ученого, друга и прекрасного человека!

ШТРИХИ К ВЕЛИКОЛЕПИЮ ПОРТРЕТА ПРОФЕССОРА ДМИТРИЯ ЧЕГОДАЕВА


«Если учитель имеет только любовь  к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если  учитель объединяет в себе любовь к  делу и к ученикам, он – совершенный  учитель».
                                                   Л. Н. Толстой
      
Успешность работы над кандидатской диссертацией во многом связывают с личностью научного руководителя. Не даром говорят, что на 80% решение вопроса о выполнении диссертации и ее публичной защите в срок зависит от научных, деловых и волевых качеств научного руководителя, которому Вы вверились …
Может ли аспирант или соискатель ученой степени сам подобрать научного руководителя? Ответ утвердителен для одаренных  и волевых личностей, хотя во многих случаях это трудно или невозможно. Обычно молодому специалисту каждый доктор наук, а особенно профессор, представляется недоступной и недостижимой личностью.
На мой взгляд, каждому учёному, достигшему определенных высот в научном сообществе, должно быть присуще непроходящее чувство благодарности, искреннего уважения и, не побоюсь этого произнести, чувство благоговения и любви к своему наставнику – учёному, который внёс первоочередной вклад в становлении своего ученика-учёного. Лично для меня таким человеком был безвременно ушедший из жизни доктор технических наук, профессор Чегодаев Дмитрий Евгеньевич (07.03.1946 – 07.10.2000), - мой сокурсник-выпускник КуАИ (Куйбышевского авиационного института, - ныне  СГАУ-НИУ: Самарский государственный аэрокосмический университет – национальный исследовательский университет), мой друг-наставник и прекрасный человек, выдающийся учёный, подготовивший 6 докторов наук и 12 кандидатов технических наук, создатель п ервого в  г. Самаре технопарка.
Немного об истории  моих взаимоотношений с Дмитрием Евгеньевичем.
После окончания в 1970 году КуАИ факультета «Двигатели летательных аппаратов»  Д. Е.Чегодаев в силу своей талантливости, высокой организаторской мобилизованности, неповторимых доброжелательности  и  колоритности был оставлен на работе в вузе, где добился  высокого положения руководителя-учёного [1], а я был распределён  на работу  в конструкторское бюро аэрокосмического профиля, где проработал боле 18 лет конструктором 3, 2 и 1 категории  [2].
В годы работы  в конструкторском бюро я успешно занимался подготовкой кандидатской  диссертации  под научным руководством  Д. Е.Чегодаева. Перед тем как согласиться на руководство он попросил чётко ответить на вопрос о цели защиты мной кандидатской диссертации. Мой ответ о желании приобщиться к науке, а не « мотаться» по курительным комнатам в свободное время, как многие мои коллеги-конструкторы, его удовлетворил. В 1987 г. и в 1995 г. в диссертационном совете при СГАУ я защитил под научным руководством/консультированием Д. Е.Чегодаева соответственно кандидатскую и докторскую диссертации по научной специальности 05.07.05  - Тепловые двигатели летательных аппаратов.
И все прожитые (после ухода из жизни Д.Е.Чегодаева, годы, я , как первый аспирант и первый докторант этого замечательного человека, постоянно стремился достичь и превзойти творческие  результаты своего учителя-друга, открывшего передо мной многогранный мир науки. Ибо, по- моему мнению, это способствует сохранению памяти о Д. Е.Чегодаева, долгие годы успешно возглавлявшего школу учёных-механиков КуАИ-СГАУ  и  идеи которого претворяются в жизнь его учениками.
Д. Е.Чегодаев всегда грамотно оценивал реальную обстановку и не боялся принимать единоличные, волевые решения, на первый взгляд, не отвечающие реалиям текущего времени.
Приведу два характерных примера.
В период распада СССР (90-ые годы прошедшего столетия), когда научные подразделения вузов практически не финансировались, что привело к резкому сокращению штатных сотрудников отраслевых и проблемных НИЛ, жестко встал вопрос о сокращении разрабатываемых научных тем в связи с трудностями их коммертизации. И в этот сложный период возглавлявший нашу научную школу учёных механиков СГАУ проф. Д. Е.Чегодаев озвучил свою личную позицию по тематике моего научного направления: « … да, основа благополучия нашей лаборатории – виброзащита и  демпфирование  динамически нагруженных объектов, но тематику совершенствования динамики клапанной пневмогидроарматуры я не закрою … мы не знаем, что будет завтра … нельзя сужать спектр научных исследований … работайте спокойно …».
В этот же период, когда в массовом порядке шла  так называемая приватизация государственной собственности прекратили существование или перепрофилировались на выпуск другой продукции или оказание всевозможных услуг  (в основном торгового назначения) многие небольшие промышленные предприятия самарской аэрокосмической отрасли. Эта же участь постигла действующий при КуАИ экспериментальный завод по производству виброизоляторов из созданного в институте материала МР [ 3 ], которыми комплектовалась ракетно-космическая техника, изготавливаемая в ракетно-космическом центре «ЦСКБ-Прогресс». И лишь благодаря организаторским и волевым качествам проф. Д. Е.Чегодаева с разрушенного экспериментального завода силами сотрудников института при моём участии удалось по крупицам собрать оснастку и инструмент для изготовления виброизоляторов  из материала МР и организовать их мелкосерийное изготовление и поставку на Самарский завод «Прогресс». Указанная поставка этих виброизоляторов из СГАУ для комплектации изделий ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс» осуществляется по настоящее время.
Работать с Д. Е.Чегодаевым  было одно удовольствие, его научная эрудиция и прирожденная интуиция позволяли возглавляемой им научной школы КуАИ-СГАУ «Конструкционное демпфирование» всегда находиться на лидирующих позициях научно-образовательного пространства России. Это, в условиях непрерывной подпитки идеями, исходящими от руководителя нашей научной школы, стимулировало  активность моей  изобретательской деятельности в течение  всего времени работы в СГАУ (ОНИЛ-15; ОНИЛ-1 и кафедра «Конструкция и проектирование двигателей летательных аппаратов»). Следует отметить, что он, несмотря на сверхнормативную занятость и перегруженность организационно-педагогической деятельностью на уровне руководства вуза, а также на возглавляемых им кафедре, лаборатории и технопарке, всегда уделял много внимания и времени анализу тенденций развития науки и техники, отслеживал всё новое в науке, лично просматривал все новые литературные и иные источники  (монографии, пособия, статьи, патенты, тезисы  докладов и др.), поступающие в вуз, отписывал и контролировал их поступление  каждому конкретному исполнителю каждой конкретной научной темы, входящей в общее научное направление, возглавляемое Д. Е.Чегодаевым.
В завершении рассказа о великолепии портрета ученого, наставника и друга  обращусь к щемящим душу воспоминаниям профессора СГАУ  В. Л.Балакина  о Д. Е.Чегодаеве:
« Когда вспоминаешь о близком человеке, уже ушедшим из жизни, то меньше всего останавливаешься на его смерти. Смерть переводит человека в другое состояние – что в ней ЖИВУЩИМ. Размышляешь о том, чем близок тебе этот человек, какие уроки жизни – не смерти – он даёт, и ты их усваиваешь: узнаешь от него или повторяешь для себя вновь.
                                  ДЕРЖИСЬ УМА
Наблюдая за ним в формальной и неформальной обстановке, всегда поражался быстроте и точности его реакции, будь то обсуждение новой для него научной проблемы или решение вопроса, у которого нет очевидного ответа, или оценки события, вызвавшего его интерес.
Это так естественно для него – легко понимать, что происходит вокруг, и поступать по своему уму, а не по чьей-то подсказке.
Для него авторитеты – личности его ума и масштаба, но никогда не авторитеты степеней, званий и занимаемых кресел.
                          НЕ СТАНОВИСЬ НА КОЛЕНИ
Конечно, бывали ситуации, когда он шёл на компромисс, бывали моменты, когда он молчал. Но это было не проявлением слабости или отсутствия воли, это было пониманием того, что данная ситуация или данный момент мало что определяли или изменяли в его жизни и в жизни других людей.
Но когда кто-то ждёт, что опустившись на колени, смиренно попросив или покорно склонив голову перед неправдой или несправедливостью – вот этого, по жизни, никогда.
                                  ПОМОГАЙ ДРУГИМ
К кому обратиться за помощью? К нему. Почему? Никогда не отмахнётся, не сошлётся на занятость, не пожалеет своего времени – самого ценного, чем обладает человек.
Так привык жить, так понимает эту жизнь – жизнь, невозможную без людей, которым нужен, которые надеятся и верят.
                                            БУДЬ  ВЕСЕЛ
Быть весёлым, как он – это «не рот до ушей, хоть завязочки пришей», не гогот или бессмысленная улыбка на лице. Нет, весёлость, первое качество русского человека по Гоголю, было его качеством, не позволяющим невзгодам, неудачам и потерям взять верх и превратить тебя в подобие  человека, которому никто не рад, да и ты не рад самому себе.
Я не видел его покинувшим нас, он для меня всегда живой.
Вот он стоит передо мной чуть вдали, и я с радостью приближаюсь к нему, и он улыбается мне. Он стоит, освещенный солнцем, - мой умный и гордый товарищ ДМИТРИЙ ЧЕГОДАЕВ.
Нет, не задута его свеча – он светит нам, и мы не предадим его уроки».
В последние годы  появляется всё больше публикаций, в которых в той или иной мере освещается талант и организаторские способности проф. Д. Е.Чегодаева  [ 1, 2, 4, 5 ]. Наиболее  полную картину о великолепии этого замечательного учёного и человека автор постарался раскрыть в практичес —ко — методологическом пособии «Формирование личности учёного и стратегии научной карьеры», выход в свет которого запланирован на конец 2013 года.
                                         Литература
1. Фалалеев, С. В. Штрихи к портрету: монография [Текст] / С. В.Фалалеев, А. Д.Чегодаев. – Самара, 2006. – 104с.
2.Мулюкин, О.П. Как преуспеть в науке или всерьез и с шуткой о научной карьере: монография [Текст]/О. П. Мулюкин. – Самара: СамГУПС, 2010. –
293с.
           3. Чегодаев, Д. Е. Конструирование рабочих органов машин и оборудования из упругопористого материала МР: Учебно-справочное пособие в двух частях [Текст] / Д. Е.Чегодаев, О. П.Мулюкин, Е. В.Колтыгин. – Самара: НПЦ «Авиатор», 1994. – Ч.1 – 156с.; Ч.2 – 100с.
            4. Мулюкин, О. П. Выбор научной карьеры. Инновационный подход [Текст] / О. П.Мулюкин // Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии. — № 5 (289). – Орёл:  Госуниверситет-УНПК, 2011. – С.90—95.
            5.Мулюкин, О. П. Исследование мотивов выбора научной карьеры во взаимосвязи с задачами повышения качества инновационной научно-педагогической деятельности российских вузов и научных организаций [Текст]  / О. П.Мулюкин // Известия Самарского научного центра РАН.  –  Том  14. — № 2 (3). – Самара: СНЦ РАН, 2012. – С.564—568.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

КОРРУПЦИЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ. СТАТИСТИКА.

ПОЧЕМУ И КАК НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ ПРОЦЕСС СОКРАЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ?

Еще раз о «мусорных публикациях» или почему учет только «ваковских публикаций» преподавателей ведет к деградации научной деятельности в вузах...