СТРАНА КАРЛОСТАН. Пьеса-сказка [N 3]


ГЛАВА 1
Действие 3


Королевский дворец, рабочий кабинет Кшелома. Король сидит за столом и   что-то пишет. Входит без всякого оповещения его любимец, шут-карлик Кажир.

Кажир:
«Я по тебе скучал, король,
Меня нашли, - к тебе я шел…
Что наболтал я сгоряча?
Все глупость, - мы с тобой друзья!
А вот спросил бы ты тогда:
Кто рассказал мне про тебя?
Кто за народ так говорит?
И я б сказал, - где, кто шалит!
Но ты вопрос мне не задал,
Ты просто взял меня прогнал…
Сейчас свой бубен я возьму,
Тебе сыграю и спляшу…
Не хочешь пляски, то тогда,
Спою охотно для тебя!»

Кшелом:
«Постой, Карлуша, не спеши…
Так кто шалун, ты мне скажи».

Кажир:
«Народ открыто говорит:
Казол - шалун, визирь темнит…
По улице, где не пройдешь.
О нем кругом лишь речь идет…
В листок слова я записал,
Чтоб не забыть, что он сказал»

Кшелом:
«Что тянешь время, не мычи,
Достань листок, слова прочти».

Кажир достает скомканный лист бумаги и с выражением читает цитаты от народа о Казоле.

Кажир:
«Народ он мутит неспроста, -
Он бредит троном короля». 
«Он пол казны разворовал,
Кшелом – растяпа прозевал»
«Казол на службе у Тагил,
И даже их он гражданин…».
«Тагиловцы город берут:
И их ряды только растут:
Они - торговцы на базаре,
Их штаб-квартира на вокзале.
Гостиницы уж все заняли,
Склады с оружием создали.
В городе дома скупают
В свою веру граждан обращают».

Кшелом:
«Закончил, все ты прочитал,
Иль пропустил, чтоб я не знал?»

Кажир:
«До слова всё я прочитал,
И это всё, что я узнал…
Болтают многое толпа, -
Разносит их слова молва.
Возьми Казола да проверь, -
Он кролик или дикий зверь?»

Король забирает у Кашира листок, еще раз его перечитывает и засовывает в карман халата.

Кшелом:
«Ты молодец, теперь иди,
А за Казолом проследи…
А в благодарность за труды
В подарок кошелек возьми».

Кашир принимает от Кшелома кошелек с золотыми, обрадованно трясет головой и вприпрыжку, по-дурацки размахивая руками, покидает короля.

Кшелом:
«Порой устами дурака
Предупрежденье шлет судьба!
Как всё проверить? Правда где?
Кто подключен к этой борьбе?
Смутьян Казол или дурак?
Что в рассуждениях ни так?»

Кшелом затряс колокольчиком. Вбежал секретарь Кагад.

Кшелом:
«Казола срочно отыскать,
Ко мне немедленно прислать».

Кагад:
«Он тут, - в приемной уж давно,
Сейчас я позову его».

Секретарь уходит, вбегает визирь и низко кланяется королю.

Кшелом:
«Казол, нет на тебе лица...
Случилось что? Пришла беда?»

Казол:
«Негаданно пришла беда, -
Враги клевещут на меня:
В народе родилась молва, -
С Тагилом породнился я,
Замыслил свергнуть я тебя, -
Все это чушь и клевета».

Кшелом:
«Конечно, это клевета,    
Всё врет народная молва...
Что о Кажире ты узнал?
Кто за его спиной стоял?»

Казол:
«Пока, что не успел узнать,
Буду следить, чтобы понять...».

Входит секретарь.

Кагад:
«Каклиш с Касилом здесь стоят...
Вы их изволите принять?»

Кшелом:
«Приму...
Скажи им, - жду!»

Кагад уходит, и в королевскую приемную с низкими поклонами входят Каклиш и Касил.

Король достает из кармана листок от Кажира, передает Каклишу и жестом показывает Касилу, чтобы и тот его прочел. Каклиш вместе с Касилом быстро прочитали написанное на листке и вернули его королю.

Кшелом:
«Смута в народе нарастает.
Листок Казола обвиняет...
Каклиш, Касил, молчанье зло. -
Мне ваше мнение важно».

Каклиш:
«Казол, а объясни-ка нам,
Как ты в листок этот попал?
И почему народ тебя
Врагом вдруг сделал короля?»

Казол:
«Всегда был верен королю
И преданно служил ему...
Враги клевещут на меня,
Причина же мне не ясна...».

Касил:
«Злость измеряется в деньгах,
Ну для того, кто весь в долгах...
Казол, а нет ли у тебя долгов?
Ведь с должников особый спрос...».

Казол:
«Жил и живу я без долгов,
Мечтаю всех раскрыть врагов...».

Кшелом:
«Идите, думайте, ищите, -
Загадку эту мне решите...
Казол, пока ответ не дашь,
За листок будешь отвечать!»

Все кланяются и уходят. Король вновь перечитывает листок, переданный Кажиром.

Кшелом:
«А если все же Казол враг,
И листок этот не пустяк?
Да доказательств нет пока, -
Одни слова, слова, слова».

Король трясет колокольчик. Вбегает Кагад.

Кшелом:
«Готовь немедленно указ, -
Для жителей страны приказ...
О тех, кто хает короля,
Каклиша извещать всегда...
Награду в 20 золотых,
За извещенье учредить.
За умолчанье - палкой бить...
Указ народу объявить...».

Кагад с поклоном выходит из кабинета Кшелома готовить королевский указ.

Кшелом:
«А может визиря убрать,
Чтобы отгадку не искать?
Да взять народу объявить, -
Смутьянов будем мы крушить...
Но как же без улик убрать?
Друзей могу я распугать.
Все разбегутся от меня,
Один останусь я тогда...
Нет, лучше затаиться, ждать,
Чтобы с поличным врага взять».

Входит секретарь. Дает Кшелону на подпись указ. Король его читает и подписывает.

Кагад (протягивает королю листок бумаги):
«Подбросили ко мне на стол, -
То враг, но неизвестен он.
«Воззвание» подписал Казол...
От нас он только что ушел».

Кшелом (читает листок):
«Кшелом ограбил весь народ.
Король мерзавец, вор, прохвост!
И Карлостан для нас стал ад,
Злодей в нем правит, ренегат.
Народ проснись, метлу бери,
Кшелома из страны гони!
Другой нам надобен король,
Не враг народу,  - друг - герой!
Готов возглавить я народ, -
С любовью к людям, ваш Казол!»

Встревоженный Кшелом сунул листок в карман халата и, не обращая никакого внимания на секретаря, стал расхаживать по комнате. Кагад, пятясь спиной к двери, потихоньку покинул приемную короля. 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

КОРРУПЦИЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ. СТАТИСТИКА.

ПОЧЕМУ И КАК НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ ПРОЦЕСС СОКРАЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ?

Еще раз о «мусорных публикациях» или почему учет только «ваковских публикаций» преподавателей ведет к деградации научной деятельности в вузах...