Комментарий к интернет-изданию «Гражданская инициатива»: «Как и почему сокращают преподавателей в вузах?»

Мулюкин О.П., д.т.н., профессор по инженерной графике, заслуженный изобретатель Российской Федерации, заслуженный изобретатель Российской Федерации, член Совета Самарского Профессорского Союза, Самара  




Заинтересовала одна из статей интернет-издания «Гражданская инициатива», решил дать из нее ряд фрагментов и снабдить их комментарием…
И вот оно главное, заинтересовавшее меня [http://netreforme.org/news/kak-i-pochemu-sokrashhayut-prepodavateley-v-vuzah/  16.04.17]:
«Схема, по которой происходит увольнение:
  • Интенсификация труда. То есть манипуляции с нормами времени учебной работы – исключение из учебной работы часов на прием экзаменов и зачетов, исключение из норм часов на проверку расчетно-графических работ, контроль самостоятельной работы, проведение практик, пересдач экзаменов и зачетов и тому подобное. Как неотъемлемая часть учебного процесса вся эта работа преподавателями безусловно выполняется, но не оплачивается. Дополнительно производится перевод существенной части учебных часов, отведенных на дисциплину, из аудиторных занятий в самостоятельную работу студентов. Целью этих манипуляций является сокращение числа ставок ППС при сохранении общего объема работы ППС вуза для выполнения майских указов президента по уровню средней заработной платы.
  • Дробные ставки. На первом этапе преподавателям предлагается перейти на доли ставки. Доходит до абсурда – высококвалифицированные профессора с гигантским опытом работы вынуждены соглашаться на труд по основному месту работы на 0,3-0,4 ставки. На этом этапе выявляются преподаватели, которые не соглашаются на существенное изменение условий их трудового договора, не лояльные руководству, требующие выполнения Трудового Кодекса РФ.
  • На втором этапе сокращения штата эти «неправильные» преподаватели сокращаются совсем, путем «необъявления конкурса» на замещение должности преподавателя при окончании срока трудового договора. Таких преподавателей – десятки тысяч. Защиты против «необъявления конкурса» на должность у преподавателя нет – суды регулярно выносят решения о праве ректора определять штатное расписание. Фактически, преподавателя увольняют по сокращению штата, но компенсации, которая положена при таком увольнении, он не получает. Такое увольнение не вызывает у ректора никаких затруднений, ни моральных, ни юридических.
Чтобы защититься от таких сокращений, в профсоюзе советуют добиваться заключения стандартного трудового договора на неопределенный срок. Также необходимо добиваться от всех ректоров признания увольнения преподавателя в связи с «не объявлением конкурса» на замещение должности – увольнением по сокращению штата…
Мы вынуждены идти по пути индивидуального спасения. Практика такова, что массовый профсоюз сегодня занимает провластную позицию. Когда люди приходят за помощью, они говорят: очень жаль, но ничего не сделаешь. А это еще более усугубляет эти процессы…
О том же пишет Васильевой и Вера Афанасьева: «Любое правдивое высказывание воспринимается как подвиг или сумасшествие. В сфере образования практически нет настоящих профсоюзов, которые отстаивали бы наши интересы – существующие в большинстве своем раздают лишь убогие подарки на бывшие советские праздники да путевки в ветхие, еще советские, профилактории. Да что профсоюзы – у нас давно нет простого товарищества» …
После этого фрагмента из «Гражданской инициативы» остановлюсь на мнении интернет-пользователей, осуждающих заоблачные зарплаты ректора и администрации вуза на фоне нищающих преподавателей, подводимых под сокращение для увеличения премиальных руководства:
- «помимо официальной зарплаты администрация имеет возможность выписывать САМА СЕБЕ (фактически) замечательные премии» …
- «патологическая жадность. Бесконтрольность власти, позволяющая паразитировать на преподавателях. Клептомания. А вообще - хороший способ лишать Россию будущего.
Навести порядок - проще простого, но властям почему-то это не нужно.
Утвердить порядок зарплат в ВУЗах и соотношение зарплат администрации и преподавательского состава - и проблема решена.
Но ни Госдума, ни правительство, вообще никто НЕ ЗАИНТЕРЕСОВАН в решении проблемы» …

И как тут не вспомнить горестный вывод по творящему в вузах административному беспределу лично мне симпатичного за откровенность Вадима Чалого, заведующего кафедрой философии Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (БФУ) из Калининграда:  
«Есть люди (и у них есть имена), которые рассматривают растущий бюрократический гнёт как вызов своему достоинству, как угрозу деградации личности и предпочитают своевременный «выход на пенсию» – не в 65, а в 30 лет» [http://olegmulyukin.mypage.ru/o_nizkopoklonstve_pered_zapadom_hochesh_sop_-_sopi_hochesh_.html  22.05.17]…

Но в одном я с калининградцем Вадимом Чалым не согласен... Из вуза от безнадеги уходить нельзя, нужно бороться за свой вуз, за свои права и права коллег, не боясь грядущего увольнения…
А когда «подведут под увольнение, то уходить надо не молча, а гордо, как боец, с созданием проблем для подведшего тебя под увольнение ректора не только с разоблачениями на сайтах интернета, но и в вышестоящих инстанциях для нанесения имиджу ректора максимального урона, чтобы на следующих ректорских выборах он был аутсайдером…


И такой боец со временем в вуз может вернуться из принципа, но ни как «уволенный ректором», а как «победивший ректора» …


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ПОЧЕМУ И КАК НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ ПРОЦЕСС СОКРАЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ?

Обзор и авторский комментарий интернет-сообщений по путям повышения читательской и рекламной привлекательности интернет-изданий...

Еще раз о «мусорных публикациях» или почему учет только «ваковских публикаций» преподавателей ведет к деградации научной деятельности в вузах...