О низкопоклонстве перед Западом: хочешь «СОП» - «сопи», хочешь жить – живи…

Мулюкин О.П., профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, Самара



 Вадим Чалый

«Есть люди (и у них есть имена), которые рассматривают растущий бюрократический гнёт как вызов своему достоинству, как угрозу деградации личности и предпочитают своевременный «выход на пенсию» – не в 65, а в 30 лет»
Вадим Чалый, заведующий кафедрой философии Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (БФУ), Калининград 





Написать это сообщение меня сподвигла заметка ученого-педагога, патриота из Калининграда Вадима Чалого, переживающего за будущее российского образования, направляемого чиновниками от образования по шаблонам Запада…

Ориентация системы отечественного образования на европейскую модель организации обучения, в которой место кафедр занимают советы образовательных программ (СОП) полностью забюрократизировала работу вузовских преподавателей, лишив её творческой составляющей, сделав главным отчетность по «успешному» составлению рабочих программ дисциплин (РПД), фондов оценочных средств (ФОС) и прочей «упаковочной мишуры» бюрократической бумажной мешанины…
Сторонники европейской модели образования напирают на то, что она доказала свою эффективность за более чем столетнюю историю использования на Западе и, игнорируя полярное мнение большинства российских преподавателей, безапелляционно заявляют, что, руководствуясь опытом ведущих российских и зарубежных образовательных организаций и потребностями рынка труда необходимо  обеспечить решение ключевого вопроса по экспертному анализу качества реализуемых и планируемых к реализации образовательных программ и координации образовательной деятельности в рамках укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, что входит в обязанности коллегиального совещательного органа – Совета образовательных программ, которые должны на высоком профессиональном уровне готовить рекомендации и предложения по повышению эффективности и результативности образовательных программ по всем уровням подготовки, определяя стратегию по совершенствованию и оптимизации учебного процесса.

 Максим Гаранин
                                 

Проректор по учебной работе СамГУПС  Гаранин М. А. дает детализацию европейской оптимизации учебного процесса на примере СамГУПС: «В СамГУПС с 2014 года запущена реформа структуры управления. На первом этапе произошло существенное сокращение кафедр, в первую очередь невыпускающих (общеобразовательных). За два года количество кафедр сократилось с 32 до 20, более чем в 1,5 раза. Результатом этого стало сокращение линий взаимодействия. Заработали советы образовательных программ (СОП). Поменялось мировоззрение председателей советов образовательных программ, главным делом которых стало управление реализацией и обновлением образовательной программы. Следующим этапом реформирования должно стать выделение единой общеобразовательной кафедры. Кроме того, состав кафедр должен соответствовать перечню реализуемых образовательных программ университета, группированных по укрупненным группам. По сути это и есть бескафедральная модель работы университета. Это позволит существенно упростить структуру управления, убрав лишние взаимодействия. Бескафедральная модель работы университета имеет как преимущества, так и недостатки. В числе преимуществ следует выделить комплексное управление реализацией образовательной программой (кадровое обеспечение, материально-техническое обеспечение, методическое обеспечение). Также стоит отметить повышение качества реализации образовательных программ. Поскольку председатель образовательной программы управляет всеми преподавателями, которые непосредственно участвуют в ее реализации» [https://vk.com/public111710225?w=wall-111710225_90  ]…

Но с молодым проректором СамГУПС не согласен молодой ученый-философ, заведующий кафедрой философии БФУ Вадим Чалый, имеющий отличное мнение о нынешнем упразднении кафедр в университетах:
«В нашем университете в новом учебном году, по-видимому, будут упразднены социально-гуманитарные кафедры. «По-видимому» здесь означает, что есть консенсус относительно необходимости такого шага. Вместо кафедр появятся несколько «школ» или «департаментов» - название обсуждается… Ждёт ли нас атомизация академического сообщества и прекаризация преподавателей, силы которых будут направлены не столько на работу с «лямкой», которая никуда не денется, сколько на оппортунистский поиск социальных опор вне дестабилизировавшегося университета, отношения с которым будут носить уже сугубо экономический, а не корпоративный характер? Сможет ли университет удовлетворить так монетизировавшийся интерес, учитывая сложившиеся практики оплаты преподавательского труда? Создадут ли «департаменты» и возглавляемые менеджерами образовательные программы сообразную человеческим параметрам среду, атмосферу, которой можно будет дышать? Что станет пространством воспроизводства неявного знания, коммунитарной культуры и прочих вещей, на сущностную значимость которых указывают современные критики модерна и «модернизаций»?Есть люди (и у них есть имена), которые рассматривают растущий бюрократический гнёт как вызов своему достоинству, как угрозу деградации личности и предпочитают своевременный «выход на пенсию» – не в 65, а в 30 лет. Они бегут из Касталии, оказавшейся кафкианским Замком. Это подводит нас к большой теме реформы образования в целом, перед которой мы и остановимся (самонадеянно было бы без подготовки пытаться расшевелить этот клубок в режиме фэйсбучного потока сознания). «Рынок», «спрос», «образовательная услуга» и многие другие категории, в которых мыслится реформа, являются грубейшей калькой из часто поверхностной англоязычной литературы, не сцепляющейся с нашей действительностью на уровне антропологических аксиом и интуиций. Приглашение западных PhD, хирш и прочие радости – это реинкарнация петровских попыток сбрить бороды и попрание максимы о том, что «может собственных Платонов...». Если бы я не боялся пафоса, я назвал бы это недостатком патриотизма и капитуляцией в попытках построить собственную меритократию в образовании и за его пределами, если бы не боялся сомнительных аллюзий, назвал бы низкопоклонством перед Западом. Мне самому немного странно в этом признаваться - после суммарных почти двух лет в Оксфордском, Колумбийском, Лёвенском университетах» [https://www.facebook.com/vadim.chaly/posts/10209839612049618 ]

И не надо чиновникам от образования напирать на столетнюю историю успешного функционирования европейской модели образования!
И для отпора этому напору чиновников есть все основания, ибо российское образование и наука сдают позиции из-за проблем с занесенными с Запада тестовыми методиками обучения и контроля, с «неудобоваримостью» ЕГЭ, с некачественной подготовкой недоучиваемых до уровня специалистов бакалавров и растранжириванием средств на магистрантов, подменивших специализированных инженеров, лучших из которых  ранее ожидала бесплатная аспирантура…

И без кафедр СОПы не внесут прогнозируемого роста в качество учебного процесса и вузовскую научную деятельность…


Сомневающиеся в этом смогут убедиться в сделанном выводе через 2-3 года, когда начнут искать виноватых в лице нынешних разрушителей российского кафедрального устройства вузов…

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

КОРРУПЦИЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ. СТАТИСТИКА.

ПОЧЕМУ И КАК НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ ПРОЦЕСС СОКРАЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ?

Еще раз о «мусорных публикациях» или почему учет только «ваковских публикаций» преподавателей ведет к деградации научной деятельности в вузах...