Фрагмент из моих мемуаров: о альма-матер или как меня невзлюбил преподаватель…
Мулюкин О.П., д.т.н., профессор, заслуженный деятель
Российской Федерации, заслуженный изобретатель Российской Федерации, член Совета Самарского Профессорского Союза
Куйбышев, 1964 год: на скамеечке у своего дома на 66 квартале… До свидания школа… Впереди КуАИ и «неведанная даль»…
Когда я в 1964 году заканчивал в Самаре среднюю образовательную
школу № 112, то своё будущее представлял весьма туманно…
Выбор мной КуАИ для
получения высшего образования был случаен… Получилось
так, что я наслушался восхищенных разговоров однокашников из своей школы,
которые мечтали о поступлении в КуАИ, и потянулся за ними в этот вуз, хотя в
начале у меня были планы поступления на нефтяной факультет в самарский политех
или в педагогический…
Учиться в КуАИ было очень трудно, особенно таким
ребятам, как я, со средними способностями и не утруждавшими ранее себя серьезной
учебой в школе…
Особенно было трудно в учебе на первых двух курсах
вуза, когда изучались общеобразовательные дисциплины и остро чувствовался
недобор знаний в средней школе… Бывало всякое, но моя старательность,
настойчивость в завершении дел (уже тогда я понял, что оказывается у меня есть
«характер») компенсировали мои пробелы в школьном образовании…
На старших курсах, когда пошла специализация по
предметам учиться стало легче, да и уровень знаний вырос, а преподаватели к нам
стали относится гораздо мягче, чем на первых курсах, когда в каждый семестр
группа уменьшалась на одного-двух студентов, отчисленных за неуспеваемость или
добровольно/принудительно переведшихся в другой вуз по собственному заявлению.
Вспоминаю, как меня невзлюбил преподаватель по
дисциплине «Теория машин и механизмов» [«ТММ», - или как студенты в шутку
называли этот предмет – «тут моя могила»] Михаил Федорович (Меер Файтелевич) Кричевер…
А было всё это так… Михаил Федорович у нашей группы читал
лекции на потоке и вел лабораторные работы по ТММ. Когда он прочитал потоку студентов
свою первую лекцию, то предупредил, чтобы к следующему занятию, - лабораторной
работе, - наша группа выучила материал этой
первой лекции. Лектор он был никудышный: отвратительная дикция с картавостью,
любил многократно включать свой рефрен «повторяю, повторяю» и без
самостоятельного изучения учебника Артоболевского по ТММ запомнить с первого
раза излагаемый Кричевером материал было практически нельзя. Мои одногруппники
это поняли, самостоятельно проштудировали Артоболевского и пришли к Михаилу
Федоровичу подготовленными по данной им лекции. Те же студенты, кто этого не
сделал, на первую лабораторию не пришли, решив её отработать потом, с другой
группой у другого преподавателя…
А я, ничего не понявший по лекции Кричевера и не
удосужившийся полистать учебник Артоболевского, самодовольно приплелся на
лабораторную, наивно полагая, что поскольку лекция была дана плохо, то и ответ
на неё не должен быть очень хорошим…
Лабораторную мы сделали все успешно: была хорошая
методичка, установка для физического моделирования какого-то динамического
процесса работала отменно и у всех получились требуемые результаты. Все, кроме
меня, отчитались по сделанной лабораторной и ответили на вопросы Кричевера по
лекционному материалу…Меня же Михаил Федорович, как не ответившего на вопрос из
лекции, громогласно при всех назвал лодырем, обвел кружком мою фамилию в своем
журнале красным карандашом и пригрозил мне судьбой Зубарева…
Вот слова Кричевера о Зубарева, которыми он запугивал
студентов:
«Был у меня такой студент Зубарев, страшный лодырь. Не хотел учиться
и ничего не делал… Однажды иду по набережной Волги, а Зубарев лежит на песочке,
загорает, - брюхо греет… Я у него
спрашиваю: «Зубарев, а Зубарев, а сколько процентов у вас курсового проекта
сделано?». А он мне так спокойненько отвечает: «Нуль»…И тогда я ему сказал:
«Ну, попомнишь ты меня, Зубарев»...
По окончании этого монолога Кричевер пристально
вглядывался в притихших студентов и победоносно заявлял: «А, Зубарева с института
выгнали!»…
Я понял, что Кричевер уже с первой нашей очной встречи
стал готовить мне судьбу Зубарева…
И я, приналег на ТММ: перерешал массу задач по пройденным
темам, «достал» друзей по помощи мне в объяснении и прорисовке двух листов
ватмана для курсового проекта по ТММ (расчет механизма выпуска шасси самолета,-
завершался курсовой проект в следующем
семестре выпуском заключительных двух листов)… И стал по уровню подготовки ТММ одним из лучших студентов в нашей группе…
Но Кричевер этого не знал и продолжал меня «давить»
из-за давнишней лабораторной, по которой я отчитался, минуя его, при досдаче с
другой группой… Он снова и снова проявлял своё «упрямство», когда я приходил к
нему сдавать зачет и подписывать листы курсового по ТММ, и не желал со мной
даже разговаривать, повторяя одну и ту же фразу: «А, лодырь пришел! Иди, иди,
не буду тебя принимать»… Закончилась зачетная неделя, а так как у меня был не сдан зачет по ТММ, то меня из-за этого
не допустили к экзамену по философии... А, я снова и снова приходил к Кричеверу
с просьбой проверить мои листы курсового и принять у меня зачет… Наконец, Кричевер
соизволил меня принять. Сдача зачета заключалась в решении двух задач по предмету.
Кричевер дал мне выбрать билет с задачами, записал номер билета и сел напротив,
внимательно следя за всеми моими действиями. Списать или что-то подглядеть в
шпаргалке у Кричевера было практически невозможно. Бывалые студенты
рассказывали, как Кричевер буквально чуть ли не под юбки заглядывал студенткам
в поисках шпаргалок и нещадно прогонял заподозренных даже за случайно
обнаруженные книги, тетради или отдельные листы… Я об этом знал, и поэтому
рассчитывал только на свои знания.
Минут через двадцать я под цепким, всевидящем взглядом
Кричевера передал преподавателю листок с подробным и аккуратно записанным
решением этих задач. Кричевер «впился»
глазами в листок и на лице его возникло непередаваемое удивление: «Правильно!
Но как же так? Ведь вы же лодырь»… Как
вы это решили?»
Я запротестовал: «Ну почему же лодырь, Михаил
Федорович? Я Вашему предмету отдал столько сил, даже в ущерб другим предметам,
я старался!»…
Внутри я весь торжествовал над Кричевером: черта лысого
тебе, «повторяю, омега», «повторяю, омега»… Готовь судьбу Зубарева кому-нибудь
другому, ошибся «дорогой» товарищ в выборе жертвы…
Кричевер внимательно посмотрел на меня и «подсунул»
мне еще одну задачу: «Решите-ка мне ещё одну задачу»…
Я запротестовал: «Как же так, Михаил Федорович, все на
зачете решали по две задачи, а мне еще одну»…
«Ничего, ничего, решайте, - ответил Кричевер, - она
простая»…
Я, опять же под пристальным взглядом преподавателя,
взялся за решение третьей задачи и вскоре передал ему её решение.
«Правильно, - несколько растерянно сказал он, - вот
здесь направление Кориолиса ускорения чуть подправим». Зачет он мне поставил, а
потом проверил и подписал сделанные мной листы курсового, и мы с ним расстались
до следующего семестра…
Я был допущен к экзаменам, сдал оставшиеся экзамены, а
потом досдал и пропущенный экзамен по философии, к которому был не допущен
из-за кричеверского зачета.
В следующем семестре я стал лучшим и любимым учеником
Кричевера: он как будто никого из моих одногруппников не видел, а я постоянно вызывался для решения задач на
доске, и он постоянно меня подхваливал… Вся группа «веселилась» над чудачеством преподавателя в
отношении студента, скоропалительно отнесенного к «когорте лодырей»…
И позднее, на последующих курсах Кричевер, издалека, увидя
меня, мчался «на всех парусах ко мне» (ребята-одногруппники при этом шептали: «Вон
твой друг, Кричевер, к тебе несется»), и при встрече со мной он начинал
светиться улыбкой, расспрашивал об успехах в учебе, получаю ли я стипендию и интересовался не нужна ли мне его помощь во
взаимодействии с другими преподавателями…
Говорят, что «от любви до ненависти один шаг». В отношении моего взаимодействия с Кричевером
эта поговорка должна трактоваться наоборот…
Интересно
и весьма образно охарактеризовал студенческую жизнь и преподавателей КуАИ
д.т.н., профессор Сергей Викторович
Лукачев, окончивший нашу альма-матер на два года позднее, чем я:
«Преподаватели... Нам, как, наверное, и всем выпускникам
КуАИ, здорово повезло с преподавателями. Учили нас на совесть, хотя из-за
высоко поднятой «планки» требований отсев был очень большой (из зачисленных на
наш поток в 1966 году студентов закончили вуз в 1972 году менее 70%). Наиболее
запомнившиеся преподаватели:
- Евгения Александровна Бредихина. Как минимум 70% студентов группы получали у неё «двойки»
за контрольные работы, зато линейную алгебру большинство из нас знали весьма
прилично.
- Сверхтемпераментный Абрам Израилевич Болтянский - пожалуй,
единственный преподаватель, имя и отчество которого знал весь поток, поскольку
он десятки раз за лекцию изрекал свой любимый речевой оборот – «Вот Вы меня
спросите, Абрам Израилевич, ...?, а я Вам отвечу ...». Одно время мы
подсчитывали, сколько раз за лекцию он употребит этот оборот - рекордная цифра
- 28 раз.
- Особым уважением за свой
оригинальный юмор и необычное обращение со студентами у нас пользовался Николай Николаевич Огородников, который
к тому же отличался и тем, что во время лекции не выпускал изо рта папиросу
«Север».
- Значительный след в моей
памяти оставил Борис Матвеевич Аронов.
Его всегда отличали артистизм, интеллигентность и интересные примеры из
производственной практики.
- Михаил Федорович Кричевер. Думаю, многие помнят его невообразимую дикцию. У меня в
конспекте были лишь формулы и рисунки, и ни слова комментария. Пришлось сдавать
экзамен по конспекту, взятому у приятеля из политехнического института.
- Софья Натановна Левина. До сих пор в ушах стоит её громкий гортанный голос, оповещающий нас о
том, какие мы оболтусы и бездари, что не можем постичь английский язык. На
самом же деле Софья Натановна всегда относилась к нам по-отечески.
- Лидия Михайловна Ермакова - строгий, но справедливый и даже любящий нас заместитель
декана по младшим курсам» [http://www.ssau.ru/info/about/history/1942-2002/ocherki/contents/3_15/]…
Как точно охарактеризованы
эти преподаватели…
Помню, как во время экзамена
по «Деталям машин» меня вызвали с экзамена в коридор и сообщили, что только что
умер мой 54-летний отец… Лидия Михайловна Ермакова тут же отпустила меня домой,
поставив мне в зачетку пятерку, чисто по-матерински посочувствовала, и мне
стало немного легче от ее теплоты…
Помню, как мы с восхищением следили
за логичными и захватывающими изыском подачи материала рассуждениями Николая
Николаевича Огородникова по теплообмену газов и жидкостей через стенки сосудов,
и как растерялись вместе с Николаем Николаевичем, когда он в какой-то формуле
допустил описку и пол урока её искал, а затем так радовался, что ошибка
найдена…
Преподаватели у нас были от
Бога, и в этом было наше счастье, которое дается не каждому…
Причем не секрет, что слабые по успеваемости студенты,
переведшись из КуАИ в другой самарский вуз, сразу находили себя, - становились
в новом вузе вполне успешными студентами, получали стипендию и радовались, что
«бешеная учебная нагрузка с постоянными домашними заданиями, коллоквиумами и
прочими работами позади и им уже не грозит…
Но оставшиеся, выдержавшие эту нагрузку и закончившие
КуАИ, всегда с гордостью подчеркивают, что они куаёвцы…
И только после окончания института я по уважительному
отношению к себе других людей, узнавших, что я выпускник авиационного
института, понял, что как это здорово принадлежать к братству авиаторов из
КуАИ…
2011 год, СамГУПС: моё выступление с пленарном докладом на научной конференции по динамике машин...
2011 год, СамГУПС: моё выступление с пленарном докладом на научной конференции по динамике машин...
P.S. Много лет спустя после окончания КуАИ я в
последний раз встретил сильно состарившегося Дмитрия Федоровича в Оперном театре на каком торжественном
мероприятии, посвященном научной тематике… Конечно, я подошел к нему: «Дмитрий
Федорович, здравствуйте! А я Ваш бывший ученик, - Мулюкин… Помните ли Вы меня?».
Кричивер насупился, внимательно всмотрелся в меня и ответил: «Помню, помню…».
Но по его пустому взгляду и отсутствию малейших эмоций я понял, что он меня
забыл… Я пожелал ему здоровья, семейного благополучия и мы расстались…
Вскоре Дмитрий Федорович ушел из жизни…
Историю моих отношений с преподавателем ТММ из КуАИ я
частенько рассказываю своим студентам из железнодорожного университета, как пример
студенческой стойкости в противостоянии с неблагоприятными обстоятельствами,
сложившимися при взаимодействии со строгими преподавателями…
Комментарии
Отправить комментарий