Накануне 100-летия Великой Октябрьской социалистической революции в высшем образовании вновь актуален сталинский лозунг: «Кадры решают всё»…

Мулюкин О.П.. профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, Самара





Выдвинутый  в годы  индустриализации отсталой, лапотной России Иосифом Виссарионовичем лозунг «кадры решают всё» (вместо  прежнего «техника решает всё») стал вновь актуален в нынешнее время для страны, превращенной западенцами-либералами в сырьевой, энергетический придаток Запада…
И так же остро он стоит на повестке дня в нынешнем высшем образовании, «модернизируемом» по западным шаблонам для взращивания «креативного потребителя», равнодушного к проблемам родного отечества в силу искусственно навязанного бывшим советским людям  «ничего личного, господа, только бизнес»,  вместо творческого, патриотично воспитанного молодого поколения, пекущегося о счастье России и её граждан …
И об этом постоянно напоминает соотечественникам профессорская элита, обеспокоенная негативным состоянием российского образования и задающая себе вопрос: «А, кто придёт нам на смену?». 
И я не исключение среди встревоженных профессоров…
А, начну с самовосхваления: «Сам себя не похвалишь  никто не похвалит», Пусть это и шутка, но в каждой шутке есть доля правды! Иногда признавать собственные
достижения, говорить себе комплименты полезно для повышения самооценки. И с этой позиции отмечу, что в 2009 году кафедра «Инженерная графика» под моим заведованием добилась качественного роста в подготовке высококвалифицированных кадров педагогов, -  стала самой первой не только в   СамГУПС, но и в во всех самарских вузах со специализированной кафедрой этого профиля (специальности «Начертательная геометрия», «Инженерная и компьютерная графика»)  со сто процентной остепененностью  преподавательского состава…   Это достижение держится до сих пор, как в СамГУПС, так и вузах Самары, но сейчас руководство железнодорожного вуза об этом «забыло» и старается о этом достижении не вспоминать…
Лично я объясняя эту «забывчивость» тем, что остепенность преподавательского состава  «сливаемых» ради укрупнения кафедр СамГУПС падает практически при нулевом росте подготовленного  числа докторов наук и профессоров, имеющих  ваковское звание, - как в «большом колхозе»…
Придет время, когда время «выкосит» понемногу возрастных вузовских профессоров, а преподавателей, способных выполнить докторскую работу и пополнить убывающую профессорскую элиту вузу, просто не окажется или окажется недостаточно…

А привлекательность вуза без маститых профессоров и научных школ в глазах  не только федеральных чиновников, но и в глазах приценивающихся к рейтингу  учебного заведения  абитуриентов будет выглядеть весьма неубедительно, ибо, на наш взгляд,  приближается время, когда вновь на первый план выйдет научно-педагогическая состоятельность профессорско-преподавательского состава  вузов, что задвинет на второй план в оценке успешности  коммерческую деятельность всяческих вузовских Центров, «стригущих купоны на предоставлении платных образовательных услуг»…
И тогда судьба вузов, руководство которых не прочувствовало «ветер перемен», будет плачевна, ибо на виду и должном бюджетном финансировании со временем будут только вузы с сильной наукой и сильной, авторитетной и мощной профессорской прослойкой, к которым в первую очередь, на наш взгляд, следует отнести Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева…

В чем «плачевность» таких вузов, не отреагировавших на «ветер перемен»?

Да,  в том, что такие вузы будут «скукоживаться» с крупных университетских комплексов в меньшие  учебные образования: с потерей/закрытием филиалов, снижением количества специальностей и количества бюджетных мест, уменьшением площадей учебных корпусов и штата преподавателей, закрытием диссертационных советов, выпуском только бакалавров без всяких надежд на подготовку магистров… Следствием этого станет  скатывание вузов во второразрядные учебные заведения на базе дистанционного образования, в которых квалифицированные преподаватели будут не нужны, ибо  оценка знаний студентов будет оцениваться дистанционно в тестовом режиме по готовым ответам к тестовым заданиям, с которыми в состоянии  «работать»  простой клерк… 

Лично я смотрю с иронией (это мягко сказано) на недалёких преподавателей вузов, которые «с упоением и страстью» работают над «доведением до ума» электронных УМК под новые РПД... Потом будет дан старт на разработку новых рабочих программ под требования обеспечения дистанционного обучения студентов через интернет...Когда будут готовы эти электронные учебно-методические комплекты под дистанционное обучение, то большую часть преподавателей уволят, а во главе дела поставят методистов, которые будут дистанционно выдавать студентам задания и литературу для самостоятельного изучения разделов конкретного курса и также дистанционно в тестовом режиме будут принимать у студентов экзамены и зачеты...

Большая часть российского научно-педагогического сообщества негативно относится к нынешней «модернизации» отечественной науки и образования по западным лекалам, согласно которым знания становятся обычным товаром, а образование продвигается в виде платных услуг, резонно полагая , что на нынешнем этапе восстановления былой самодостаточности и независимости страны от санкционирующего нас Запада, подталкиваемого Штатами, российское государство просто обязано быстро и решительно приступить к решению сложной задачи по выработке эффективной стратегии организации и управления системой образования с сохранением и приумножением научных школ и образовательных традиций, в том числе из лучшего в мире советского образования с воспитанием творчески активной, патриотически настроенной личности .
Приход в 2016 году в  руководство Минобрнауки нового главы Ольги Юрьевны  Васильевой и её новой команды позволяет надеяться на положительные изменения министерской политики в области обеспечения приоритетности деятельности в университетах научных школ и их ведущих ученых, без  опоры на которых вузы превращаются  в ретрансляторы, обучающие учащихся только потреблять известное (порой не самое лучшее, а лишь распиаренное, то есть хорошо  разрекламированное), а не воспитывающие  креативных, патриотично настроенных к родине  личностей, способных   к генерированию/созданию  новых знаний …

К чему это всё?
Да, к тому, что вузы, в которых начальники — новоиспеченные кандидаты наук, - вчерашние аспиранты, да чиновники без общепризнанных научных достижений, - всё больше напоминают техникумы...
Кстати, спросил как-то нескольких таких чиновников расшифровать аббревиатуру слова «техникум»... Не знают, отвечают, что «техникум — это просто техникум»...
Дадим для них расшифровку: «техникум» - это «технический комбинат учащейся молодежи»...
Верной дорогой идете, «товарищи-чиновники»... по пути  превращения вузов в техникумы!

Поживем увидим изменится ли столь негативный расклад, - «надежда умирает последней»…





Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

КОРРУПЦИЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ. СТАТИСТИКА.

ПОЧЕМУ И КАК НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ ПРОЦЕСС СОКРАЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ?

Еще раз о «мусорных публикациях» или почему учет только «ваковских публикаций» преподавателей ведет к деградации научной деятельности в вузах...