С заседания Ученого Совета СамГУПС от 26.04.17 или что будущее нам готовит…

Мулюкин О.П., профессор, член Совета Самарского Профессорского Союза,  Самара

Не важно, где родишься ты,
Не важно, где помрёшь…
А важно, что посеешь ты,
Что в мир сей принесешь!
О. Мулюкин, 2017




Согласно повестке дня на заседании Совета по всем вопросам (о стратегическом развитии СамГУПС на ближайшую перспективу и подготовке к аккредитации) в роли докладчика выступал ректор Д.В. Железнов

Я откровенно обрадовался, что наконец-то ректор в докладе по первому вопросу отошел от своего рефрена «о необходимости усиления количества предоставляемых образовательных услуг», четко заявив об изменении миссии университета (философии и предназначения организации), - то есть от отказа от старого варианта «предоставления услуг» и переходу на новый вариант в виде «подготовки кадров высокой квалификации с необходимым набором потребных компетенций, - проще знаний. Он подробно изложил виденье руководства вуза по стратегическому развитию университета, в том числе и по кадровой политике и созданию мотивационной системы для поиска и отбора достойных кадров для пополнения профессорско-преподавательского состава университета.
По завершении доклада ректор предложил задавать вопросы по прозвучавшему.

Меня откровенно удивило, что в этом, по словам ректора многостраничном документе, подготовленным многочисленной группой помощников ректора, все до конца не прочувствовали и не прописали полностью общеизвестную истину о миссии любого российского государственного образовательного учреждения. И поэтому я взял слово и спросил о том, что ускользнуло от взгляда всех:

«Почему в миссии университета не прописано патриотическое воспитание студентов?» Далее я вопросом не ограничился и добавил, что и СМИ, и Правительство, и президент Владимир Путин всегда подчеркивают, что основной задачей образования является воспитание креативной (творческой), патриотически настроенной личности, радеющей об интересах страны и преумножающей её мощь своими знаниями

И, стремясь усилить сказанное, я добавил, что иначе мы вырастим умных, компетентных в разных областях знаний и сориентированных на Запад новых «ходорковских», а не творческих ребят-патриотов… 

Вот тут бы мне остановится, но захотелось придать своим выводам дополнительный лоск, и я напомнил окружающим, что вообще-то я  доктор наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный изобретатель Российской Федерации, и что это здесь к моим словам мало прислушиваются и ценят, в вот вне стен вуза другие ценят: я член редколлегии орловского журнала «Фундаментальные и прикладные исследования», член  международного журнала «Трубопроводная арматура и оборудование»… Хотел рассказать про свою активную деятельность в Совете Самарского Профессорского Союза, но передумал…

Затем я перешел к охарактеризованной ректором мотивационной системе поиска и отбора выпускников вуза в будущие преподаватели, напомнив, что при нынешнем финансировании и малой оплате труда преподавателей сделать эту систему эффективной  будет очень трудно, а бесконечная, рутинная работа преподавателей по доделыванию/переделыванию и составлению РПД  всё более нового поколения окончательно отлучает молодежь от творческой работы и делает их  малозаметными исполнителями-копировщиками этой документации-хлама, которым забиты все полки в преподавательских…

Ректору мой монолог очень не понравился (слова о «хламе» тоже), и он вставил в мой монолог свое «фэ», сказав, что говорящих не по существу, как он думает, вопроса и  поэтому, уводящих в сторону от обсуждения конкретной темы он будет наказывать, вплоть до вывода из состава Ученого Совета…

Я на месте пробурчал негромко, что если ректор не хочет меня видеть в Совете, то я могу и сам уйти… Хотя все прекрасно понимают, что это не ректор меня назначил членом Совета, а коллеги по факультету «Подвижной путь и путевые машины» предложили, одобрил Ученый Совет вуза, а избрала трудовая конференция университета тайным голосованием, и вот как коллектив скажет, так я и сделаю… А поэтому для понимания коллегами моих действий лучше, если это «действо» по выводу меня из Совета сделает сам ректор, а не я добровольно, ибо коллеги по университету верят в меня и мою решимость отстаивать их интересы…
Кроме меня, по традиции никто критических вопросов ректору не задавал, и далее всё покатилось «по накатанной стезе», как обычно, тем не менее, я заметил, что никакой аудиозаписи выступлений членов Совета не ведется, а поэтому вот эти мои письменные записи – это конкретное свидетельство фактов из  истории СамГУПС-2017 за 26.04.17…

Я не удержался и задал ректору еще один вопрос, - по введению в университете глобальной/комплексной информационной среды, а, именно, спросил, как могут решаться глобальные вопросы, если не решаются местные, кафедральные вопросы по компьютаризации рабочих мест преподавателей? И привел негативный факт, что в нашем подразделении (ауд. 5310) ни на одном из трех компьютеров старых моделей работать нельзя в редакторе Word, а поэтому преподаватели над «изготовлением» РПД корпят дома за своими ноутбуками… На мою критику ответил член Совета, проректор по информатизации С.П. Ткаченко, который сказал, что от кафедры НТТС не было заявки на ремонт компьютеров. Я еще раз подтвердил сказанное, заметив, что к сожалению сейчас нет заведующего кафедрой и попросил Сергея Павловича лично, как член Совета, помочь отремонтировать компьютеры в ауд. 5310 (позднее вернувшись с заседания я увидел, что посланный проректором техник, пытался отремонтировать наши старенькие компьютеры, и очевидно, что ремонт продолжится и завтра…

Затем ректор выступил с докладом по второму вопросу, - подготовке к аккредитации вуза…
Обратил внимание на слова ректора, что на 2017-2018 учебный год в связи с чемпионатом мира по футболу учебная нагрузка на студента запланирована не более 30 часов в неделю… Это где-то две пары в день… Без комментариев… 

P.S. Когда мы расходились по завершении почти трехчасового заседания Ученого Совета   у выхода из дверей конференц-зала состоялся мой скоропалительный диалог с одним возрастным профессором (К) …
К.: «Олег Петрович, ну зачем тебе ввязываться в спор с ректором? Ведь он выживет  тебя!».
Я: «Этого я не боюсь, у меня есть гордость, и я буду отстаивать своё мнение в отличие от Вас, когда Вы будете прогибаться до 90 лет, лишь бы Вас оставили на работе… Пусть выживает, но это будет для него проблема… Скажу всем и везде, что я думаю об этом, тем более, когда окажусь в роли «свободного художника» - блогера, несвязанного корпоративной этикой поведения» …
И раздосадованный этим разговором я расстался с К., который когда-то был гордым, нормальным человеком, а сейчас стал «стелющимся», со всем соглашающимся «осиновым листком» …

Кстати, почему-то забывают, что «короля делает свита» … А, если свита второразрядная, то король - третьеразрядный…
Говорят и иначе: «Лучше с умным потерять, чем с дураком найти» …

И последний штрих к сказанным ректором словам о вузовской кадровой политике по поиску и отбору лучших выпускников вуза для введения в вузовский ППС, который мне хотелось бы довести до членов Ученого Совета университета, - о чем я, вместе с коллегами из Совета Самарского Профессорского Союза, не устаю повторять:

«Сейчас уже для многих стало ясно, что  нынешний демонтаж советского образования, как системообразующего института нации по подготовке творческих, патриотически настроенных граждан, и «модернизация» российского образования в сторону «взращивания креативного потребителя»  по либеральным лекалам Запада лишь усиливает  роль негативных мотивов выбора научно-педагогической карьеры («Ничего личного, господа, только бизнес»)  и  способствуют усилению наполняемости  рядов российского образования и науки случайными попутчиками в лице «эффективных менеджеров», неспособных к творческой работе, но способных  неустанно стричь купоны при замене просветительско-образовательной и воспитательной функции образования функцией предоставления услуг, преимущественно платных…».

Также бесспорно, что чиновники от образования, не желающие слышать открытую, честную критику от оппозиционеров на коллегиальных мероприятиях, сильно вредят имиджу не только региональной власти, но и имиджу Центра, ибо этим  загоняют критикующих «в подполье», где протестные голоса  станут более радикальными, что похоронит надежды на разумный компромисс между оппонирующими друг с другом сторонами нынешних конфликтов в российском высшем образовании … 


Об этом поднимался вопрос и на очередном заседании Совета Самарского Профессорского Союза, на котором было принято обращение к главе Минобрнауки О.Ю. Васильевой по поводу открытого письма в адрес министерства от профессора из СГУ В.В. Афанасьевой… 


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ПОЧЕМУ И КАК НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ ПРОЦЕСС СОКРАЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ?

Обзор и авторский комментарий интернет-сообщений по путям повышения читательской и рекламной привлекательности интернет-изданий...

Еще раз о «мусорных публикациях» или почему учет только «ваковских публикаций» преподавателей ведет к деградации научной деятельности в вузах...