Несколько слов к проекту строительства мини-завода по получению СПГ на базе Анивских газовых месторождений...

2 августа 2016 года в СМИ промелькнуло сообщение, что японская JGC Corporation рассматривает возможность строительства на базе Анивских газовых месторождений Сахалина мини-завода сжиженного природного газа (СПГ), сообщила пресс-служба правительства Сахалинской области [http://www.interfax-russia.ru/FarEast/news.asp?id=750021&sec=1671 02.08.16]... Меня заинтересовал сам факт, что это сообщение не привлекло внимание специалистов арматуростроения и не вызвало поток комментариев на портале «Трубопроводная арматура»...

И я, не пытаясь убедить кого-либо в исключительности и компетенции своих суждений, решил высказать ряд соображений по важности обсуждения специалистами решений принимаемых чиновниками на местах по развитию газотранспортных систем регионов России...

Из СМИ стали известны причины желательности появления в этой местности мини-завода по производству СПГ: «...Добыча газа здесь началась еще в 1985 году, пик пришёлся на 2000 год, причём с годами извлекаемые объёмы стабильно уменьшались, семь лет назад были пробурены последние две скважины, на сегодняшний день из 16 работают всего девять... В прошлом году две скважины отремонтировали. Но запустить их в работу не смогли – сломался дорогостоящий компрессор. Дефицит в 40-50 тысяч кубических метров в сутки возник как раз по этим причинам. Кроме того, в начале года из-за временных проблем на Анивском газовом месторождении ухудшилось качество газа, он был сильно обводнён. В некоторых случаях это привело к замораживанию индивидуальных газораспределительных пунктов»...
Губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко потребовал от газовых служб оперативно исправить сложившуюся ситуацию и составить детальный план по выходу из неё...
Следует полагать, что в этот план чиновниками задействовано финансирование будущего мини-завода... Главное, чтобы это не оказалось «не эффективным» использованием бюджетных средств...[http://valve-expert.ru/news/sobytiya-otrasli/jgc-corporation-rassmatrivaet-vozmozhnost-stroitelstva-mini-zavoda-spg-na-sakhaline/ 03.08.16]...

Возникает резонный вопрос, а не проще ли было бы вместо строительства мини-завода по получению СПГ из запасов голубого топлива в Анивском газовом месторождении Сахалинской области повысить эффективность работы уже действующих газопроводов и узлов подготовки газа, снабжающих предприятия и индивидуальных потребителей?

Как известно, эксплуатационщиками названы причины возникшего дефицита газа, нарушающего стабильность поставки голубого топлива потребителю, - это выход из строя/отказ дорогостоящего компрессора, с одной стороны, и ухудшение качества газа из-за сильного обводнения, приводящего к замораживанию индивидуальных газораспределительных пунктов, с другой стороны.

Вначале о «выходе из строя» компрессора...
Неизвестно, а это очень важно, была ли проделана работа по анализу причин выхода из строя компрессора или всё кончилось простой констатацией факта отказа? Если такой анализ сделан не был, то мы имеем дело с простейшим непрофессионализмом сахалинских руководителей газодобывающей/газораспределительной сферы и их стремлением «отмазаться» от решения конкретных, технических проблем по текущим газопроводным объектам путем запуска проекта мини-завода с японцами, «которые всё смогут»... За денежки и не малые из нашего с Вами отечественного бюджета.

А, теперь о ухудшение качества газа из-за сильного обводнения
Также неизвестно были ли попытки сахалинских газовиков улучшить качество обводненного газа за счет его обогрева и дополнительной фильтрации...
В качестве пояснения важности таких мероприятий приведу факт из личной практики...
В Самарской области на газоперекачивающей станции «Красноармейская» на базе газоперекачивающего комплекса с авиационными двигателями НК-12СТ (со свободной турбиной, запитываемой для работы природным газом через дозатор) возникали неполадки работы дозатора из-за обводненного газа и вредных включений в нем после прохождения голубого топлива через ряд фильтров грубой и тонкой очистки на базе фильтрующих элементов из металлических сеток с определенными размерами их сечения...После многократных нареканий со стороны эксплуатационников станции конструкторами Куйбышевского мотостроительного объединения имени М. В. Фрунзе и нашего ККБ «Арматурпроект» было найдено несложное техническое решение, закрывшее дефект по бесперебойности работы дозатора, питающего двигатель НК-12СТ.
Суть решения заключалась в том, что в корпусе фильтра тонкой очистке был демонтирован сварной фильтровальный блок с фильтрующим сетчатым элементом, а вместо него были установлены пять или шесть, поджатых плотно друг к другу по торцам при помощи введенного в конструкцию по центру корпуса резьбовой пары «болт-гайка», воздушных фильтрующих элементов для отечественной машины «Жигули». На станции была осуществлена наработка этого фильтра до нарушения его работоспособности, то есть до его загрязнения, при котором дозатор начинал «чихать» и подавать признаки скорого выхода из строя... Позднее данное техническое новшество и обеспечиваемый им назначенный ресурс работы до первого ремонта (после которого фильтр разбирался, а вместо отработавших фильтров ставились новые «жигулевские» фильтры) были введены в техническую документацию по эксплуатации станции... Говорю это с полным сознанием дела, как для реализации этой идеи меня, тогда еще молодого конструктора руководство посылало на станцию, где я на месте присутствовал при разборе фильтра с сетчатым элементом, провел обмер внутренних полостей фильтра, а потом начертил чертежи этого фильтра с набором «жигулевских», воздушных фильтров и оговорил порядок его сборки...
Смею Вас заверить, что дефектов с дозатором, более на станции не наблюдалось... Кстати, на это техническое нововведение авторами было оформлено рационализаторское предложение, я как самый молодой из соавторов, принявший участие в реализации идеи непосредственно на станции и выпустивший чертежи на новый фильтр и его монтаж в корпус старого фильтра, получил вознаграждение по рац. предложению, - около 80 рублей, при тогдашнем окладе в 160 рублей...

Еще раз повторюсь, что приведенными сведениями я не стремился поставить под сомнение правильность принятия сахалинскими газовиками решения о строительстве мини-завода по производству СПГ, а хотел усилить/обострить важность тезиса, что каждому решению по утверждению дорогостоящего проекта должен предшествовать критический/углубленный анализ эффективности альтернативных решений, способных решить ту же проблему меньшими финансовыми затратами...

Без проведения и знания данных такого анализа все намерения о принятии новых, дорогостоящих проектов следует признать легкомысленными и расточительными для российского бюджета...


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

КОРРУПЦИЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ. СТАТИСТИКА.

ПОЧЕМУ И КАК НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ ПРОЦЕСС СОКРАЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ?

Еще раз о «мусорных публикациях» или почему учет только «ваковских публикаций» преподавателей ведет к деградации научной деятельности в вузах...