«КАЖДЫЙ СВЕРЧОК ЗНАЙ СВОЙ ШЕСТОК» Пьеса-трагикомедия (фрагмент из неоконченного произведения)

 Действующие лица


Ракитин Николай Ильич - писатель, председатель  правления Острогорского отделения  Союза литераторов (ООСЛ)


Серпухов Олег Иванович – писатель, член  правления ООСЛ


Рожановский Ефим Львович - начинающий писатель, заносчивый, себялюбивый человек

Рожановская Ирина Наумовна - жена Ефима Рожановского,  властная, циничная женщина

Стрелецкий Валентин Сергеевич -  главный редактор политиздания «ПРОСЛИ», беспринципный, циничный журналист


Червяков Вилен Петрович - руководитель информационной службы  городской администрации

 

Действие 1

Картина 1

Офис  Острогорского отделения Союза  литераторов страны.  В мягких креслах расположились друзья, писатели Николай Ракитин и Олег Серпухов и вполголоса обсуждают  последние новости в литературном мире.

Ракитин:
Стал Рожановский  нарасхват,
Все о Ефиме  говорят...
Томик стихов на днях издал,
«За родину!»  томик  назвал...
Его раскрыл  - так это ж бред,
Ни стержня, ни идеи нет...
Божественной он власть назвал,
Народ как стадо показал...
Язык убог, корявый слог,
От книг таких, - спаси нас бог.
Отзыв Стрелецкий подписал,
Он душу дьяволу продал...

Серпухов:
Бездарь Ефим, к тому ж дурак,
Таким канавы лишь копать.
Зря щеки надувает он…
Он, как поэт,  жалок, смешон,
Удел невежи и глупца,
Возомнившим Пушкиным себя, -
Без логики в слова играть
И тупо строчки рифмовать...

Ракитин:
Еще в народе говорят,
Что пишет он стихи не сам...
«Строгает»  их ему жена,
Хочет прославить муженька...
Ирина  мелочна, глупа,
Сварлива, злобна, как змея...
Да и Ефим в общем  такой,
К тому же жаден, - крохобор...
Их «АйТи» - парочкой зовут,
А за глаза, - на них плюют...

В комнате появляется Ефим Рожановский. Он здоровается за руку с литераторами и важно  садится в кресло напротив них.

Рожановский:
Сам Азарян мне позвонил,
«За родину!» очень хвалил...
Я так польщен, слов не найду,
От радости я весь дрожу...
Хочу «заслуженным»  я стать,
Нельзя удачу отпускать...

Серпухов:
Ефим, совет дельный прими:
С «заслуженным» ты не спеши...
Что губер? Он же дилетант, -
В поэзии  нужен талант.
Ведь шею можешь ты сломать,
Коль будут под тебя «копать»...

Ракитин:
А что, Ефим, Олег ведь прав,
Не торопись, дай  результат.
А то, что губер похвалил,
Так классику он подзабыл:
«Чины людьми даются,
А люди могут обмануться...».

Рожановский:
Никак завидуете мне?
Хотели б лавры взять себе...
Вот и жена мне говорит,
Что каждый за себя стоит...
Пока, ребята, ухожу,
Готовить нужно интервью...

Ефим уходит. Друзья  после его ухода  многозначительно переглянулись.


Ракитин:
Прикидывается иль дурак?
Готов подряд всех оскорблять...
Советы принимает в бой,
Он собеседник не простой...
С ним невозможно говорить,
Он критиков готов побить.

Серпухов:
Он с ходатайством к нам придет,
От плана он не отойдет...
«Заслуженный» в мозгах сидит,
Будет канючить, лебезить.
Но я ему не уступлю,
Бумаг ему не подпишу...

Ракитин:
И я бумаг не подпишу,
Себя позорить не хочу...
Стрелецкий подлость совершил,
Ему в лицо я говорил...

В комнате появляется Валентин  Стрелецкий, он здоровается с литераторами за руку и присаживается рядом с ними.

Серпухов:
Сколько лет и сколько зим,
Пожаловал, с чем Валентин?


Стрелецкий:
Быка берете за рога?
А я начну издалека...
Что новенького, как дела?
Здоровы ль дети, как семья?

Ракитин:
Не сглазь,  спасибо, - хорошо...
Как сам? Не видели давно...


Стрелецкий:
Лишь  карий глаз приносит сглаз,
Зеленый цвет у моих глаз...
И у меня все хорошо, -
На жизнь  мне  жаловаться  грешно...
Главредом в «ПРОСЛИ» состою,
Бюджет тихонечко «пилю»...
Вилен Петрович  к вам послал,
Просьбу его, чтоб передал.

Серпухов:
И что за просьба у него,
УК мы чтим  выше всего... 

Стрелецкий (смеется):
Не просьба, просьбишка, пустяк,
Ефима нужно поддержать...
Книга «За родину!»  его,
Уже  в Москве... У самого!

Ракитин:
Вилен Петрович не звонил,
Вдруг  сказку нам ты  сочинил...

Стрелецкий неодобрительно качает головой,  достает телефон, набирает номер Вилена Червякова.

Стрелецкий (по телефону):
Вилен Петрович, это я...
Ракитин осадил меня...
Я Вашу просьбу передал,
Не верит, что от Вас сигнал...
Все понял, Вас не подведу,
Трубку ему передаю...

Стрелецкий  передал телефон Ракитину.

Ракитин (по телефону):
Вилен, ведь знаешь ты меня,
Я  «не ложился» под тебя...
А за Ефима не проси,
Ты его книгу сам прочти...

Червяков (по телефону):
Ильич, с Москвы прошел звонок,
Ефиму должен ты помочь...
Против пойдешь, придет  беда,
Ты плюнь на все, живи, как я...
Есть положение у тебя:
Работа, должность и семья...
Всего лишишься, голова...
Договорились! Все, пока!

Ракитин, закончив разговор с Червяковым, вернул телефон Стрелецкому.

Стрелецкий:
Все, что просили, передал,
Прощайте, в Думу  поскакал.

Ефиму с Думой повезло,

Дает он ему «добро».

Подействовал звонок с Москвы,

Там у него все «на мази».

Стрелецкий уходит.

Серпухов:
Вилен по ветру держит нос,
Матерый жулик и прохвост...
Не шутит он, нас ждет беда,
Коли «прокатим» упыря...
Ефим, мерзавец, блудный сын,
Он, к сожалению, не один...
Нас ненавидит он с тобой,
И с властью сталкивает в лоб...
Но как его остановить,
В литературу путь закрыть?


Ракитин:

Мысль в голову сейчас пришла,

Пресса помочь в борьбе должна…

Ракитин достает телефон и набирает  номер друга,  журналиста вечерней газеты «Острогорская хроника» Сергея Гальперина.

Ракитин  (по телефону):
Сергей Борисович, дорогой,
Рад слышать  голос бодрый твой...
По «Хронику» оставь дела,
Нам помощь от тебя нужна...
Да; и Олег рядом со мной,
Сейчас подъедем с коньяком.

Закончив разговор, Ракитин подмигнул Серпухову, достал из стола бутылку коньяка и  засунул ее в свой черный, видавший виды портфель.

Серпухов:
Да, Коля, это верный шаг,
В таких делах Гальперин  клад.

Друзья покидают офис правления ООСЛ.

 

 

Действие 1

Картина 2

Квартира Рожановских. На столе стоит ваза с цветами, открытая бутылка вина и блюдо с нарезанными кусочками торта «Королевский визит».  Хозяйка Ирина и ее гость Вилен Червяков  сидят на диване и ведут беседу.

Рожановская:
Вилен, не надо про любовь,
Любовники мы третий год...
У нас с тобой все хорошо,
Ефиму не помочь, грешно...
Ему б Ракитина пройти,
Сам знаешь, что они враги.
И Серпухов глазастый черт,
Все делает наоборот.

Червяков:
Тебя, Ирина, я ценю,
Не то, что женушку свою...
Поверь, Ефиму помогу,
В Москву дорогу проложу.
Гонца к Ракитину послал,
Мою он просьбу передал.
Я сам звонил, ему  сказал,
Чтоб он Ефима поддержал...

Ирина обнимает Червякова и целует  в щеку.

Рожановская:
Вилен, спасибо, дорогой,
Меня сам Бог с тобою свел...
Когда Ефим в силу войдет,
Тогда спокойствие придет...
В волнениях жить это беда,
С ними уходит красота...

Червяков:

Как хорошо мне у тебя,

И благоденствует душа…

Ты для меня словно нектар,

Даже от слов твоих я пьян…
Ирина, мне уже  пора,
Побрал бы черт эти дела...

Червяков  на прощание обнимает Ирину, целует и уходит.

 

Рожановская:
Старый кобель так надоел,
Хоть бы ковидом заболел...
Меня  лишь гладит  «червячок»,
Всю облизал  мерзкий сучок...

Зазвонил телефон, Ирина  взяла трубку, телефон высветил номер  Стрелецкого.

Стрелецкий (по телефону):
Ирина, солнышко, мое,
Может подъедешь на «Бордо»...
Шашлык и рыбу заказал,
Я по тебе так заскучал...

Рожановская (по телефону):
Бери  машину, приезжай,
На сборы полчаса мне дай.
И жди  у булочной меня,
К подъезду подъезжать нельзя.

Стрелецкий (по телефону, радостно):  
Ирен, до встречи, очень жду,
От нетерпения горю.


Закончив разговор, Ирина подошла к столу, налила в бокал вина, выпила, поела торт и  закурила сигарету. В комнате появляется Ефим, он смотрит на накрытый стол.

Рожановский:
Кто был у нас  в гостях, жена?
Чем ты порадуешь меня?

Рожановская:
Стрелецкий был и Червяков,
И о тебе шел разговор...
Они заверили меня,
Что нас с тобою ждет Москва.

Ефим обнимает жену.

Рожановский:
Устала, милая моя?
Все ты хлопочешь за меня...

Рожановская:

Немного, это ерунда,

Коль нам с тобой светит Москва.
Поешь один здесь, без меня,
А я отъеду, есть дела...
Все за тебя  я хлопочу,
Сам знаешь, как тебя люблю...

Ирина целует мужа и покидает квартиру.

Оставшись один Ефим налил в бокал вина, выпил его, налил второй ,начал пить вино маленькими  глотками и есть торт. Съев почти весь тори, он довольно потянулся и прилег на  диван.

Рожановский (размышляет вполголоса):

Она себя не бережет,

В трудах, - работа на износ.
С женой мне очень повезло,
Дела разруливает легко…  
А  без  нее я  пропаду,
Даже стиха не напишу.

Незаметно для себя  Ефим уснул.



Сон Ефима
Москва, звонят колокола,
Его приветствует толпа...

Видит в толпе своих врагов:

Гордец Ракитин, Серпухов…

Читает он у них в глазах»

«И где ж конечный результат?

Чужое место ты занял,,.

Сверчок на шест не свой попал…».

От них Ефим воротит глаз:

«Какое дело мне ло вас.

Все, что хотел я получил,

Живу я так, как сам решил…».
На белом едет он коне,

Но думы все лишь о жене.
«Заслуженный,  любимый мой», -
Услышал голос он родной. 
Он не поймет, откуда крик...
Глядь, - на колу жена весит...
От страха он похолодел,
С коня сошел, рядом присел.
«Да кто ж тебя так наказал? -
Ее он плача вопрошал. -
За что хотел бы я узнать?
Кому могла ты помешать?»
Вдруг толи демон, толи черт
На ухо шепчет: «Идиот!
Ракитин написал  донос,
Ей смерть назначил сам Синод.
И Серпухов в том виноват,
Донос доставил этот гад...
Обоих должен ты убить,
Чтобы прощение заслужить!»
«Но убивать я не могу,
Отстаньте, я домой хочу!»
Смотрит, а в руках его ружье,
От страха пот пробил его.
«Убей врагов, любимый мой.  -
Вновь слышит голос он родной. -
Я умираю на колу,
Их не убьешь, тебя убью».
И с кола вдруг сползла жена,
И смотрит злобно, как змея...
И ноги страх его сковал,
Не помнит, как курок нажал...
Смотрит, -  Вилена он убил,
«Я не хотел», - он завопил.
Снова  в жену стреляет он,
Убит Стрелецкий, - рухнул «слон»...
Видит жена вновь на колу:
«Зачем стрелять, я так умру!»
Теперь  в руках ее ружье,
В сердце нацелено его...
Выстрел раздался, все в дыму.
«Наверно,  - думает.  - В аду...».
И слышит голос он родной:
«Ефим, вставай мой дорогой».

Глаза тогда раскрыл Ефим,
А в комнате он не один...
Гладит его жены рука,
Значит, она не умерла.

 

Рожановский:

Ирина, я тут задремал,

Весь день не спал, очень устал…

Вижу горят твои глаза,

Какие вести у тебя?

 

Рожановская:
Стрелецкий все же деловой,
И очень важно, пробивной...
Бумаги с Думы он привез,
Тебя с победой, милый мой...

Ирина наполнила бокалы вином и протянула один из них мужу. Супруги чокаются бокалами и пьют вино.

Рожановский:
Небо услышало меня,
Думу прошли, пью за тебя...

Рожановская:
Сама  к Ракитину пойду,
Штришок последний наведу...
Игру мы к финишу  ведем,
С пути  врагов своих сметем.
Если Ракитин не поймет,
Тогда по полной огребет...
И с ФСБ контачу я,
В Прокуратуре есть друзья.
Начнут давить со всех сторон,
От страха сразу взвоет он...
Против системы не пойдет,
Она его пережует...

Рожановский (поднимая бокал):
Тост за победу, за Москву,
Чтоб воплотили мы мечту!

 

Супруги выпивают вино, и Ирина увлекает Ефима в спальню.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

КОРРУПЦИЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ. СТАТИСТИКА.

ПОЧЕМУ И КАК НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ ПРОЦЕСС СОКРАЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ?

Еще раз о «мусорных публикациях» или почему учет только «ваковских публикаций» преподавателей ведет к деградации научной деятельности в вузах...