Георгий Малинецкий о происходящих в российских вузах процессах разрушения учебного процесса и интенсификации труда преподавателей…
Алин Бельковский-младший, профессор, Москва
О разрушителях
российского образования сказано и написано столько негатива, что кажется уже
ничего нового о них и не скажешь. Но
меня откровенно затронула «за живое» яркая, талантливо написанная статья
Георгия Малинецкого, которая просто и доходчиво
разъясняет суть происходящих во
всех российских вузах процессов разрушения учебного процесса и интенсификации
труда преподавателей. Автор убедительно показал, что данные процессы есть целенаправленная политика, своеобразная
команда с Центра на места, по проведению
этого разрушения. Причем, именно с этой позиции надо понимать периодическую
замену самодостаточных, авторитетных ректоров
на малоизвестных в
научно-педагогическом обществе России ректоров-назначенцев, которые легко
управляются Центром и ни на шаг не отходят от установок вышестоящего начальства… И разумеется ректоры – назначенцы подбирают «под
себя» в свою команду проректоров и
вузовских руководителей рангом пониже, готовых к беспрекословному выполнению
указаний от вышестоящих лиц несмотря на отторжение их трудовыми коллективами
вузов.
А, поэтому наивно
полагать, что ректор и «его команда» самостоятельны в выборе решений и способны
действовать в интересах вузовского большинства…
И доказательством этого вывода
могут служить обобщенные Георгием Малинецким семь «основных достижений» большой систематической работы высших
чиновников от образования по ликвидации высшей школы России [http://zavtra.ru/blogs/apologiya_neznaek 03.11.16]:
1. «Большой победой ликвидаторов стал переход к
болонской системе. Навязывая её, руководители российского образования
толковали, что «мы сделаем всё как в Европе» (есть в этом какая-то аналогия с
киевским «майданом»), обеспечим признание российских дипломов в зарубежье, а
также мобильность студентов, преподавателей, профессоров. Ради этого была разрушена отшлифованная десятилетиями советская система
подготовки специалистов, которая позволила нашему народу резко повысить
свой культурный и образовательный уровень, создать вторую экономику мира,
добиться паритета в области стратегических вооружений с США, внести выдающийся
вклад в мировую науку.
Появились
у нас бакалавры и магистры. Думаю, сейчас уже всем понятно:
бакалавриат не даёт высшего образования. Бакалавры не являются полноценными
специалистами. Вы согласны пойти на приём к врачу-бакалавру, лететь на
самолёте, который ведёт пилот-бакалавр или доверить детей учителям-бакалаврам?
Думаю, что нет.
С
магистратурой совсем беда. Сплошь и рядом в неё приходят люди с
разных факультетов одного вуза или из разных вузов. Приведу наглядный пример из
своей практики подготовки нанотехнологов в магистратуре. На первом занятии даю
тест, чтобы выяснить, что знают, помнят и умеют поступившие в магистратуру. С
грустью вижу, что почти никто не помнит и не может вывести сумму членов
геометрической прогрессии, а это программа 9 класса. Когда пару лет назад
парень из Танзании решил в ходе этого теста вчетверо больше задач, чем лучший
российский магистр, сразу стало ясно: неладно что-то в нашем королевстве. Но в
целом ход с магистратурой сильный. Чтобы что-то ликвидировать, надо вначале это
«что-то» хорошенько испортить. И будет не так жалко выбрасывать испорченное, и
протестов будет меньше.
2.
Разваливать высшую школу
России — дело нелёгкое. Наш народ очень ценил и до сих пор ценит
образование. Дать хорошее образование — и сейчас главный императив
российских родителей, лучший способ позаботиться о будущем детей. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на
тысячи ребят из младших классов, которых родители приводят на олимпиады,
определяют в различные секции и кружки. Но
реформаторам удалось подобрать ключик и к решению этой проблемы. Этот
ключик — единый государственный экзамен (ЕГЭ). О его разрушительном
действии на среднюю и высшую школу сказано и написано немало — не будем
повторять. Обратим внимание только на два аспекта. Первый связан с тем, что
ЕГЭ уничтожил профориентацию. Сплошь и рядом поступающие приходят в вуз не
потому, что мечтают стать инженерами, врачами или учителями, а потому что
полученная в результате сдачи ЕГЭ бумажка позволяет провести несколько лет в
данном вузе. А там видно будет. В ряде слаборазвитых стран «третьего мира» дело
обстоит примерно так же.
3. В 2013 году по инициативе Дмитрия Медведева, Ольги Голодец и Дмитрия
Ливанова был принят закон (часто называемый «законом МГЛ»), фактически
уничтожающий российскую Академию наук в том виде, в котором она формировалась с
1724 года. Академию превратили в клуб заслуженных ученых, а институты, в
которых, собственно, и ведётся научная работа, были переданы Федеральному
агентству научных организаций (ФАНО). Это славное учреждение, созданное «законом
МГЛ», было призвано «присматривать» за госимуществом, переданным учёным во
временное пользование. Через него пошло финансирование научных институтов. Но,
как известно, кто платит, тот и заказывает музыку. Хозяйственники начали
управлять учёными, требовать от них гору бумаг и проводить слияния институты,
уничтожая при этом научные школы и академическую инфраструктуру, складывавшиеся
десятилетиями. Для полноты картины «фундаментальщиков» объединили с «прикладниками»,
объединив РАН с сельскохозяйственной и медицинской академиями.
4. Казалось
бы, преподаватели и профессора, работу которых министерство в большой степени
лишает смысла, учителя школ, объединяемых между собой и с детсадами, должны
протестовать против насаждаемого развала. Тоже проблема для реформаторов от
образования. Однако и она была успешно
решена. Руководители Минобрнауки воспользовались старой, как мир, тактикой «разделяй
и властвуй!» Достаточно
зайти на сайт, где выложены налоговые декларации руководителей вузов, и
убедиться, что зарплата в полтора миллиона рублей в месяц для многих российских
ректоров — совсем не диво. Кроме того, в распоряжении последних имеются
фонды, позволяющие успокаивать наиболее активных и недовольных, либо, напротив,
награждать «своих». Не диво — и нагрузка
900 часов в год в вузах России. Это 30 часов в учебную неделю с зарплатой около
20 тысяч рублей в этих же институтах. Сытый голодного не разумеет. Более
того — они живут в разных мирах. Конечно, всем тяжело, но у одних суп
жидкий, а у других — жемчуг мелкий…
5. Администрация многих вузов России и
изобретательна, и исполнительна. Например, майские указы президента требуют поднять зарплаты
преподавателей вузов до уровня, вдвое превышающего средний по региону. Но как
же этого достичь, если дополнительных денег не дано, а многие способы почти
честного отъёма денег у населения ещё запрещены? Тут на помощь приходит
изобретательность. В 900 часов нагрузки раньше входили и консультации, и работа
с дипломником, и многое другое. Так что на аудиторные занятия («горловые», как
их сейчас называют многие преподаватели) приходилась лишь половина. Но если в нагрузке оставить только «горловые»,
а преподавателей перевести на полставки, то и овцы будут целы, и волки сыты, и
указы выполнены…
6. В доброе старое время
в институтах были факультеты, которые возглавляли деканы. И вот теперь от этой
архаики, которой без малого 800 лет, решили отказаться. В одних вузах вместо факультетов создали «институты», в других —
«центры превосходства» (никак не могу понять, кто, как, кого и в чём должен
превосходить), в-третьих — «школы», объединяя в эти структуры по несколько
факультетов. Как шутит мой коллега из Московского физико-технического института:
«Школы у нас уже создали, директоров назначили, а завучей ещё не прислали»…
7. Много лет ведётся системная, профессиональная,
отлично организованная работа по ликвидации высшей школы России. При нынешних темпах развала высшей школы у
правительства вскоре появятся все основания утверждать, что от значительной
части вузов России никакого толка нет, поэтому многие институты и университеты
вполне можно закрыть. Впрочем, это делается и так, без громогласных заявлений…
Когда
говоришь с руководителями российского образования и показываешь, что их решения
и действия ведут страну в пропасть, то в конце они обычно говорят примерно так:
«Это политические решения. Добейтесь других решений, и мы будем их исполнять». Россия —
страна будущего. Надеюсь, что нашему Отечеству в конце концов удастся обрести
реальную независимость, а всем нам — добиться иных политических решений в
сфере образования. Будущее должно состояться».
Просто, доходчиво и талантливо!
Так и хочется сделать автору комплимент в
стиле Александра Сергеевича: «Ай, да Пушкин, пардон, Малинецкий, ай да сукин сын!»
Одно плохо, не указаны Георгием Малинецким ориентиры для
движения в сторону перелома ужасающей обстановки в российском образовании
под требования патриотически настроенного большинства…
Кто задаст заветные ориентиры?
Так хочется, чтобы
это сделала Ольга Юрьевна
Васильева…
Комментарии
Отправить комментарий