«От Москвы до самых до окраин» или вуз тем лучше, чем больше «скопусовских» статей и «внебюджетных доходов»…

Мулюкин О.П., профессор, член Совета Самарского Профессорского Союза, Самара


Приказом правительства РФ № 2433-р  от 20.12.12 была задействована  государственная программа «Развитие науки и технологий», одним из целевых индикаторов выполнения которой  был принят «скопусовский» показатель - «число публикаций российских авторов в научных журналах, индексируемых в базе данных Scopus».
Федеральными чиновниками  этот  управленческий параметр был быстро спущен  на «места», и  руководство вузов, чтобы  не попасть под карающую руку вышестоящего начальства   стало  инициировать своих работников к публикации статей в журналах, индексируемых в Scopus, методами «кнута и пряника»…
Позднее  эта государственная программа утратила силу в соответствии с  Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 301 о утверждении Государственной  программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий»  на 2013 - 2020 годы, причем приверженность высшего руководства страны к наращиванию «скопусовского» показателя сохранилась.
 Об этом свидетельствуют целевые показатели (индикаторы) Государственной программы:
1.      «Удельный вес России в общем числе публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science)».
2.      «Число публикаций российских авторов в научных журналах, индексируемых в базе данных Scopus, в расчете на 100 исследователей; число цитирований в расчете на 1 публикацию российских исследователей в научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (WEB of Science)».
3.      «Коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России в расчете на 10 тыс. человек населения)».
4.      «Удельный вес машин и оборудования в возрасте до 5 лет в общей стоимости машин и оборудования в организациях, выполняющих научные исследования и разработки».
5.      «Удельный вес публикаций в соавторстве с зарубежными учеными в общем числе публикаций российских авторов в научных журналах, индексируемых в базе данных Scopus».
6.      «Средний возраст исследователей».
7.      «Удельный вес исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей».
8.      «Объем внутренних затрат на исследования и разработки в процентах к ВВП».
9.      «Удельный вес внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки».
10.  «Отношение средней заработной платы научных работников к средней заработной плате в соответствующем регионе».
11.  «Удельный вес учреждений высшего профессионального образования во внутренних затратах на исследования и разработки».

У отечественных вузовских преподавателей, «осчастливленных»  в 2016 году ростом учебной нагрузки до  средней  порядка в  900 часов (и это при том, что нагрузка  сформирована в виде в виде аудиторных занятий при ликвидации ранее имевшихся часов на «неголосовые» занятия, -  консультации, контрольные работы, расчетно-графические задания и пр.), нескончаемой «доработкой» ФГОСТ очередного поколения и прочей бюрократической мишурой-отчетностью для ублажения отчетной, показушной деятельности чиновников на местах и в Центре, практически нет ни времени, ни желания штурмовать барьеры высокорейтинговых и престижных западных  журналов, выполняя для этого огромное количество сложнейших требований и проходя жесточайшее рецензирование…
Но чтобы выполнить указание вузовского руководства преподаватели нашли другой, более легкий путь приобщения к «скопусу» в виде  заполнения/насыщения  своей «научной продукцией»   более доступных, «мусорных» журналов базы  Scopus. Тем более, что интернет «пестрит» заманчивыми приглашениями от посредников  за разумную плату опубликоваться  в  «скопусовских» изданиях.

В связи с этим ряд отечественных ученых бьет тревогу:
- в руководстве российских вузов возникла нездоровая конкуренция за наращивание и представление в Центр радующих федеральных чиновников отчетных данных о росте вузовского «скопусовского» показателя в «мусорных» научных изданиях передового западного мира. И при этом в самих вузах и в СМИ замалчивается сам факт, что  публикация преподавателями своих  научных трудов в значимых/общепризнанных изданиях из скопусовской базы  возложена на плечи самих авторов, что сопряжено  с  их значительными финансовыми и временными затратами, которые порой им не под силу;
- необдуманные шаги по принуждению  вузовских ученых-педагогов к наращиванию своей научной активности в западных рейтингах цитируемости размывает устои действующих, эффективных научных школ на вузовском пространстве и достоверность оценки фактической научной ценности  сотрудников вузов и  их нынешних, конкретных научных исследований для развития российской промышленности, науки и образования и нередко выдвигает в число  научных лидеров научных подразделений откровенно слабых в научном плане сотрудников, правдами и неправдами озабоченных первоочередным делом повышения своей «скопусовской» значимости…

Время идет, а политика кнута и пряника в вузах по наращиванию «скопусовского» показателя преподавателями продолжается…
Министр образования недавно на одной из встреч с коллегами  отметила: «Вузы поставлены в такие условия, что у каждого декана, у каждого завкафедрой в голове сидит один лейтмотив: «внебюджетка, внебюджетка». Едва ли не самым важным оказывается заработать, а не выучить студентов»…
Мы  позволим себе по этой фразе  уважаемой Ольги Юрьевны  внести следующую ремарку: «Не только заработать, Ольга Юрьевна, но и повысить  «скопусовскую»  значимость… Знаете ли, как-то на фоне «внебюджетки» и «скопуса»  преподавателям  не  до студентов»…



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ПОЧЕМУ И КАК НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ ПРОЦЕСС СОКРАЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ?

Обзор и авторский комментарий интернет-сообщений по путям повышения читательской и рекламной привлекательности интернет-изданий...

Еще раз о «мусорных публикациях» или почему учет только «ваковских публикаций» преподавателей ведет к деградации научной деятельности в вузах...