Россия в "загоне": Кто будет разрабатывать перспективную трубопроводную арматуру?

Заграница нам поможет ... пришлёт своих инженеров!


Мулюкин О.П.

          Вначале сообщения отмечу, что  длительное время, более 18 лет, в советское время (1970-1987 гг.)  я проработал в специализированном, аэрокосмическом  конструкторском бюро, разрабатывающим многономенклатурную,  пневмогидротопливную клапанную и иную арматуру для военной и гражданской авиации, космических объектов и специальных изделий машиностроения.
          Уже более двадцати лет (с 1987 года по настоящее время) я работаю в сфере высшего образования, - вначале в Самарском государственном аэрокосмическом университете (СГАУ), а в настоящее время, более 10 лет, - в Самарском государственном университете путей сообщения (СамГУПС).
          За эти годы связь с производителями трубопроводной арматуры свелась на нет, - по естественным причинам развала и существования на уровне выживания самих предприятий, с одной стороны, и переходом российского потребителя на использование закупаемых зарубежных образцов техники.
           Высказанный ниже ряд положений по вынесенной в заголовок сообщения теме базируется на моем многолетнем опыте научного руководства ПНИЛ "Динамическая прочность и виброзащита транспортных систем" и научной школой СамГУПС "Динамика и прочность агрегатов и оборудования транспортных систем", а также подготовкой под моим руководством/консультированием трех докторов наук и пяти кандидатов наук по динамике и прочности трубопроводной арматуры:
            1. Личная, многолетняя, педагогическая деятельность показывает, что надежды российских ученых  на востребованность в  недалеком будущем  отечественных разработок в области арматуры  не имеют под собой твердой почвы …
            Проще говоря, в нынешней системе российского общего и высшего образования,  по-тихоньку,  исчезает творческий, или , как сейчас принято говорить, креативный школьник, студент, аспирант и молодой ученый … 
           С гордостью вспоминаю свою принадлежность к советской системе  образования, готовящих творцов, жадных ко всему новому и нежелеющих сил и времени на приумножение научных знаний и с душой относящихся к новым научным разработкам.
           Слепое копирование западной системы образование  нанесло непоправимый урон общему и высшему образованию в России.
           Образование в России готовит сейчас «не человека-творца, а креативного потребителя», с которым нельзя решать серьёзные научные проблемы.
           Уровень школьников (не только в усвояемости школьной программы, но и в культурном развитии, морально-эстетическом, нравственном и физическом), поступающих в   высшие учебные заведения снижается год от году … И мы, старшее поколение, негодуем, но ничего не можем сделать по изменению нынешней системы образованию в другую сторону … У высших чиновников от образования на всё один ответ:  «Не нравится, - уходите!».
           Иными словами, нет преемственности в смене   научных поколений
          На смену старшему научному поколению приходят менеджеры от науки, ничего не умеющие собственно в науке … По подобию эффективных менеджеров от науки,  «распиливающих» сейчас имущество РАН …
           Так что, старшему поколению ученых  нельзя уходить в тень, полагаясь на молодёжь… Будем вместе  реализовать наши планы …
            Больше не кому! 

             2. Все хорошо знают, что в настоящее время предприятия  всё реже  финансируют отечественных ученых-разработчиков и предпочитают закупать  уже существующую технику за рубежом …
             То есть, никто не хочет развивать свою науку и вкладывать в это дело деньги…
             И этому порой способствует коррумпированность чиновников во всех эшелонах власти … Везде казнокрадство, - хоть Сколково, хоть РАН …
            Пока в России властвует коррупция надеяться на подъем отечественного арматуростроения наивно!

               3. Хорошо известно, что  государственное  финансирование  ученых вузов по фундаментальным и прикладным исследованиям практически прекращено, всё сведено к борьбе за единичные гранты, требующие быстрого выхода продукции …
                В этих условиях научная жизнь в вузах чуть «теплится»
                И «теплится»  вокруг немногих,  креативных ученых, в основном,  из советской школы, которые ещё не разучились ставить теоретические задачи, как правило, оторванные от реальной практики,   и умеют предлагать пути их решения.
               Позволю пояснить это из собственного опыта научной деятельности по выполнению гос. бюджетных НИР и подготовки кандидатов и докторов наук в стенах родного вуза.
                Вот эти актуальные для вуза задачи, решаемые в рамках  основных  тем  научных исследований за всю историю возглавляемой мною научной школы «Динамика и прочность агрегатов и оборудования транспортных систем» СамГУПС:

               1.Защита грузов ответственного назначения от динамических воздействий со стороны рельсового пути, энергетических установок и внешних воздействий при транспортировании железнодорожным, автомобильным и морским (речным) транспортом (2000 - 2003 гг.).
               2. Повышение динамического качества, герметизирующей способности и ресурса  клапанно - седельных пар агрегатов систем жизнеобеспечения мобильной транспортной техники  (2002 - 2005 гг.).
              3. Исследование и разработка способов и средств вибро-, ударозащиты динамически нагруженных агрегатов и оборудования железнодорожного подвижного состава при варьировании внешних воздействующих факторов  (2005 - 2008 гг.)
              4. Обеспечение заданного быстродействия беспружинной пневмогидроарматуры с уплотнительными затворами различной физической природы  (2009 - 2011 гг.).
              5.Повышение динамического качества  и  снижение энергоёмкости сводообрушающих механизмов бункеров хранения и выпуска  сыпучих материалов в приёмные емкости мобильных транспортных средств  (2009 - 2012 гг.).
          6. Безразборное  диагностирование технического состояния  и востановление работоспособности  в эксплуатации клапанных уплотнений пневмогидроарматуры с встроенным блоком запасных уплотнений  (2009 г.  - по настоящее время).



         Выход из столь мрачного настоящего в российском образовании видится в  налаживании основательно порушенного советского образования с внесением  в него достижений современных компьютерных  форм обучения на креативных началах, без  бессмысленного копирования не лучших образцов  образовательных процессов Запада: от ЕГЭ до бессмысленно насаждаемых тестов вместо  творческого усвоения глубоких знаний, освобождения преподавателей от рутинной канцелярской отчетности по мнимой успеваемости в пользу увеличения времени общения с обучаемыми …


ОМ-РЕКЛАМА
САМАРА:  В конце декабря 2013 года вышло в свет  электронное пособие, освещающее актуальные проблемы   российской науки  и вопросы  формирования личности  и научной карьеры молодых российских ученых:

            Мулюкин О.П. Формирование личности учёного и стратегии научной карьеры: учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени технических специальностей. - Ливны: Web-Kniga, 2013. – 370с.
            Классификационные данные:   УДК 002; 001.8
                                                                      ББК 72
                                                                      М901
                                                                      ISBN 978-5-904246-50-1                                                           
             Купить книгу можно здесь:
http://www.oplata.info/asp/pay_wm.asp?id_d=1651326&id_po=&wmid=&ai=24019&ae=
&curr=WMZ&failpage=http%3A%2F%2Fweb-kniga.com%2F&nocash=822486,

             Дополнительная информация:  Настоящим рекомендую авторам, желающим  создать электронное издание (монографию, пособие или иной вид электронной продукции),  воспользоваться услугами издательства Web-kniga  (http://www.Web-Kniga.com), которое характеризую с самой положительной стороны, как по качеству  электронной продукции, так и по стоимости  издания.



         
             

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

КОРРУПЦИЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ. СТАТИСТИКА.

ПОЧЕМУ И КАК НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ ПРОЦЕСС СОКРАЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ?

Еще раз о «мусорных публикациях» или почему учет только «ваковских публикаций» преподавателей ведет к деградации научной деятельности в вузах...