КОГДА НАУКОЙ ВМЕСТО УЧЕНЫХ РУКОВОДЯТ МЕНЕДЖЕРЫ, ТО ИСХОД ОДИН – ЗАСТОЙ …
«Время-то есть, да
писать нет возможности.
Мысль убивающий страх:
Не перейти бы границ осторожности,
Голову держит в тисках...
Мысль убивающий страх:
Не перейти бы границ осторожности,
Голову держит в тисках...
Новое время - свободы,
движенья,
Земства, железных путей.
Что ж я не вижу следов обновленья
В бедной отчизне моей?»
Земства, железных путей.
Что ж я не вижу следов обновленья
В бедной отчизне моей?»
Н.А. Некрасов, «Как празднуют трусу»,
1870
Кононенко В.Н., профессор,
Орел
2015 год…
Вспомним сказанное академиком РАН Михаилом
Садовским более двух лет назад:
1. «Началась бессмысленная
борьба за вхождение федеральных университетов в международные рейтинги.
Преподавателей вынуждают заниматься научными исследованиями, так как
Минобрнауки считает, что это необходимо для продвижения в рейтингах. Но это
мнение ошибочное. Вся научная деятельность не
сосредоточена в университетах и в других странах. Даже в США есть огромная
система национальных лабораторий, где ведутся наиболее дорогостоящие
исследования, которые никакого отношения к университетам не имеют. Да и
положение наших и западных преподавателей совершенно разное»...
2. «Учебные нагрузки наших педагогов
составляют сотни часов в год, они должны несколько часов в день заниматься
преподавательской работой. Когда же им заниматься исследованиями? Для нашей
страны это мало приемлемо. У нас традиционно сложилась другая система: исследованиями
в основном занимались академические институты, вузы главным образом готовили
кадры. В результате наши университеты, в частности УрФУ, начали
заниматься приписками и очковтирательством: в отчеты о научной деятельности
стали включать работы, выполненные сотрудниками академических институтов,
работающих по совместительству в вузах. Требовать поголовно от всех, чтобы они
занимались научной работой, — глупость»...
3. «Основная задача вузовского работника —
преподавание. Нет ничего плохого в том, чтобы научные исследования развивались
и в университетах, но не за счет снижения уровня подготовки специалистов... Исторический факт: сразу после Сталинградской битвы, когда до конца войны
было еще далеко, правительство решило не призывать на фронт студентов технических
специальностей вузов, так как задумалось о том, что после войны народное
хозяйство нужно будет восстанавливать, а основная масса инженеров уже погибла.
Вот пример прозорливой политики. Ничего похожего на это сейчас просто нет. Идет развал в системе образования, научных исследований. И
никто не слушает предостережений специалистов»...
2018 год…
С интересом
ознакомился с опубликованной DW AKADEMIE беседой с академиком РАН, главным научным сотрудником
лаборатории теоретической физики Института электрофизики УрО РАН Михаилом Садовским,
рассказавшим о
глупостях и обмане в российской науке:
«Каждому
институту спускаются таблицы планирования так называемого государственного
заказа, в которых каждая лаборатория должна представить количество работ,
которые опубликует в следующем году. Дальше это еще пересчитывается в
пресловутых нормо-часах, от которых зависит зарплата и финансирование.
Это есть
глупость по определению, потому что никакой реально работающий ученый не может предсказать число
своих публикаций в следующем году. Научная
работа, как всякая творческая, довольно плохо поддается какому-либо
планированию. Причем требуют план даже на 3-5 лет вперед. Для борьбы с этим
придумываются самые простейшие, как мы говорим, комсомольские приемы. Конечно,
надо назвать цифру поменьше, чтобы ее потом перевыполнить. …
Понимаете, все, что
в системе ФАНО называется госзаказом - это большой обман. Потому что на деле сами сотрудники институтов его и
придумывают. У каждого ученого есть своя тематика, и вот он примерно
прикидывает, что он может сделать. Дальше это подается в ФАНО, и именно это
выдается за госзаказ. Эту фикцию под ярлычком «госзаказ» ФАНО обратно спускает
нам. Идет
тотальный обман, совершенно бессмысленная бумажно-цифровая деятельность …
Смысл штрафных мер (за нарушение
плана, - В.К.) в том, что если условно опубликовать не 10, а 9 статей, то
заставят вернуть часть финансирования. О таких прецедентах мне пока неизвестно,
но директорский корпус этого очень опасается, и к концу года идет борьба, чтобы
количество статей соответствовало плану.
Реально это
приводит к тому, что в некоторых институтах - называть их не буду - дирекция
вынуждена к концу года призывать сотрудников публиковать статьи где угодно, то
есть в журналах, которые мы называем «мурзилками». Сейчас довольно много
журналов, в которых можно за сравнительно скромные деньги опубликовать как бы
научную статью, только чтобы отчитаться о выполнении госзаказа. В общем, система
работает совершенно маразматическим образом …
Вопрос оценки
научной деятельности сложный, единого критерия здесь нет. Мечта чиновника очень
простая - давайте оценим эффективность научной работы одной цифрой. Но это не
работает. Есть количество статей, докладов на конференциях, число внедренных
разработок, наукометрические данные - индекс цитирования, индекс Хирша и так
далее. Но ФАНО уцепилось за один показатель - количество публикаций.
Ученый с большим
числом научных работ не обязательно лучше того, у кого их меньше. Например, всем известный Лев Ландау (советский
физик-теоретик, Нобелевский лауреат 1962 года. - Ред.) за всю свою жизнь
произвел около 90 статей. Эта цифра очень скромная, в наше время любой средний
доктор наук даже к 50 с небольшим годам производит больше. Есть люди, которые
производят многие сотни статей, но, как вы понимаете, большинство из них отнюдь
не Ландау …
Наука развивается
по своим внутренним законам, поэтому соображения типа того что «мы вам повысим
финансирование, а вы выдадите в пять раз больше статей»- это полный бред. Есть старая истина: ежели собрать девять беременных
женщин в одной комнате, то они за месяц ребенка все вместе на свет не
произведут. А к нам требования примерно такие. Планированием и руководством
наукой сейчас занимаются люди из ФАНО, которые совершенно некомпетентны в этой
сфере и не понимают, как это устроено. Поэтому мы и требуем вернуть институты
под руководство РАН.
Я физик-теоретик, наукой занимаюсь 50 лет, и в моей научной
биографии неоднократно было, когда я занимался каким-то комплексом задач, но
вдруг в связи с новыми открытиями оказывалось, что надо бросить все, чем я
занимался до, и взяться за другие вещи. На этом и рождается новое в науке. А
мне сейчас говорят, что я по госзаказу должен выдать столько-то статей».
К сожалению,
приходится констатировать, что пока позитивных тенденций в хиреющем российском
образовании не наметилось, причем
есть такое мнение, что «за годы реформ российская наука не умерла, она
переехала за границу... Ее оттуда нужно вернуть. И деньги здесь не
главное. Ученый, а не чиновник должен определять стратегию и тактику,
финансовую политику Академии наук. Тогда появится необходимая среда для
инноваций. А наука станет основой высокотехнологичной экономики» [http://www.novayagazeta.ru/society/42853.html 30.10.09]...
По данным источников:
http://uralsky-rabochi.ru/society/16884/ 31.10.15: http://www.dw.com/ru/%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BA-%D1%80%D0%B0%D0%BD-%D0%BE-%D0%B3%D0%BB%D1%83%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8F%D1%85-%D0%B8-%D0%BE%D0%B1%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B5-%D0%B2-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B5/a-41955236?maca=rus-facebook-dw 05.02.18.
Источники: http://site-821cc09konontnko.umi.ru/novosti_obrazovaniya_i_nauki/ 07.02.18; http://prostotak17s.mozello.ru/novosti-o-obrazovanii-i-ne-tolko/ 07.02.18.
Комментарии
Отправить комментарий