Фрагмент из советского «далеко»: о работе в конструкторской бригаде КБ-2 ККБ «Арматупроект», ныне самарское ОАО «Агрегат»…
В далекое советское время в ККБ «Арматурпроект» у
меня, как и у большинства конструкторов
бригады перспективных разработок (КБ-2), возглавляемой Юрием Ивановичем
Кондрашовым, были пропуска со штампом о свободном проходе и выходе с
организации, а ежемесячный табель со сведениями о работе конструкторов оформлял
не отдел кадров, а начальник бригады.
Это вызывало зависть у конструкторов из других бригад, малейшее опоздание
которых тут же фиксировалось вахтой и докладывалось начальству. Поэтому
частенько «кондрашовцев» называли любимчиками руководителя организации, -
главного конструктора Квасова Владимира Михайловича… Однако, это было далеко ни
так, ибо Кондрашову наши «свободные пропуска» стоили много сил и нервов при
отстаивании своей позиции в спорах с Квасовым, который пытался сделать КБ-2
«сидячим подразделением», и в этом Юрию Ивановичу помогали звонки начальства с кузнецовского ОКБ, с ККБМ и завода
«Гидроавтоматики» о задержках
прохождения продукции из-за отсутствия на местах «кондрашевцев»…
Фотоснимок из советского «далеко»: с коллегами
из КБ-2 ККБ «Арматурпроект» на коммунистическом субботнике
Слева направо: Брюхнов Юрий Николаевич, Бондарева Людмила
Константиновна, Мулюкин О.П., Орлова Елена Георгиевна, Тяпугин Геннадий
Владимирович и наш шеф, начальник КБ-2 Кондрашов Юрий Иванович
После
жесткой/казарменной дисциплины в ККБ «Арматурпроект» нам, командированным в
кузнецовское ОКБ-2, царящая там обстановка, казалась сверх либеральной… Во первых,
обед там длился около двух часов, и большинство сотрудников ОКБ ходили обедать
домой, благо что жили рядом с заводом… Другие быстро перекусывали на месте и
самозабвенно сражались в шахматы на время, а окружающие их болельщики, ждали
своей очереди на игру и бурно
реагировали на все перипетии сражений…Это надо было видеть, как переживали
проигравшие игроки, какие шуточки отпускались окружающими по поводу проигрышей…
Начальник КБ Анатолий Федорович Катков, курирующий работу конструкторов с ККБ
«Арматурпроект», также был рьяным
шахматистом, и мы частенько смотрели, как он разыгрывал свои партии, и в
большинстве из них выходил победителем… Как-то раз я, в порядке очереди на
вылет, попробовал сыграть партию в эти быстрые шахматы с местными корифеями, но
быстро проиграл и понял, что не дорос до уровня играющих… Болельщики посмеялись
надо мной и посоветовали мне тренироваться, - «на тряпочных»… Не всякий
поверит, но в столовой ОКБ в обед продавалось бутылочное пиво, и практически
каждый обедающий заказывал себе бутылочку «Жигулевского», не более…
Злоупотребление не приветствовалось окружающими коллегами и начальством,
которое обедало тут же рядом… И, для нас, приезжих с других заводов, это было в
диковинку, и само собой разумеется, было бы странно, если бы мы, приезжая в
кузнецовское ОКБ, в обед обошлись бы без бутылочки холодного пива… К «хорошему
быстро привыкают», и через некоторое время совместной работы с коллегами из
ОКБ-2 мы уже относились к местным порядкам, как к само собой разумеющему. И
мечтали, чтобы нечто подобное появилось у нас, - в «Арматуре»…
Отмечу,
что в ОКБ, как и во многих цехах КМЗ, существовал закрытый режим работы, и
попасть туда можно было только по специальным отметкам в пропуске, причем не
только приехавшим в командировку, но и работникам других служб и цехов КМЗ.
Николай
Дмитриевич Кузнецов любил своих конструкторов, «не кормил» их обещаниями, а в
конкретный, текущий момент создавал для них нормальные условия труда и отдыха,
сопоставимые с условиями труда и отдыха конструкторов на Западе…
Конструкторы-«кузнецовцы»
любили и ценили своего главного конструктора и самоотверженно трудились над
воплощением в жизнь его гениальных задумок…
И
как далеко большинству нынешних «эффективных менеджеров»-финансистов до талантливого и гениального ученого, профессионала-производственника
Николая Дмитриевича, идеи которого
остаются востребованы в авиа,-двигателестроении и требуют развития и в наши дни…
Комментарии
Отправить комментарий