Накануне 100-летия Великой Октябрьской социалистической революции в высшем образовании вновь актуален сталинский лозунг: «Кадры решают всё»…

Мулюкин О. П., д.т.н., профессор, заслуженный изобретатель Российской Федерации, заслуженный деятель науки Российской Федерации,  Самара



Октябрьская революция 1917 года произошла 25 октября по старому или 7 ноября по новому стилю…


«… Нельзя отрицать, что за последнее время мы имели большие успехи как в области строительства, так и в области управления. В связи с этим слишком много говорят у нас о заслугах руководителей, о заслугах вождей. Им приписывают все, почти все наши достижения. Это, конечно, неверно и неправильно. Дело не только в вождях… Надо понять, что при наших нынешних условиях «кадры решают все».
Будут у нас хорошие и многочисленные кадры в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте, в армии, наша страна будет непобедима.
Не будет у нас таких кадров - будем хромать на обе ноги…»
И.В. Сталин, 1935 год [источник: Невежин В.А. Застольные речи Сталина: Документы и материалы]

Выдвинутый  в годы  индустриализации отсталой, лапотной России Иосифом Виссарионовичем лозунг «кадры решают всё» (вместо  прежнего «техника решает всё») стал вновь актуален в нынешнее время для страны, превращенной западенцами-либералами в сырьевой, энергетический придаток Запада… И так же остро он стоит на повестке дня в нынешнем высшем образовании, «модернизируемом» по западным шаблонам для взращивания «креативного потребителя», равнодушного к проблемам родного отечества в силу искусственно навязанного бывшим советским людям принципа «ничего личного, господа, только бизнес»,  вместо творческого, патриотического воспитанния молодого поколения, пекущегося о счастье России и её граждан …
И об этом постоянно напоминает соотечественникам профессорская элита, обеспокоенная негативным состоянием российского образования и задающая себе вопрос: «А, кто придёт нам на смену?».  
И я не исключение среди встревоженных профессоров…
А, начну с самовосхваления: «Сам себя не похвалишь – никто не похвалит», Пусть это и шутка, но в каждой шутке есть доля правды! Иногда признавать собственные
достижения, говорить себе комплименты полезно для повышения самооценки. И с этой позиции отмечу, что в 2009 году кафедра «Инженерная графика» под моим заведованием добилась качественного роста в подготовке высококвалифицированных кадров педагогов, -  стала самой первой не только в   СамГУПС, но и в во всех самарских вузах со специализированной кафедрой этого профиля (специальности «Начертательная геометрия», «Инженерная и компьютерная графика»)  со сто процентной остепененностью  преподавательского состава…   Это достижение держится до сих пор, как в СамГУПС, так и вузах Самары, но сейчас руководство железнодорожного вуза об этом «забыло» и старается о этом достижении не вспоминать…
Лично я объясняя эту «забывчивость» тем, что остепенность преподавательского состава  «сливаемых» ради укрупнения кафедр СамГУПС падает практически при нулевом росте подготовленного  числа докторов наук и профессоров, имеющих  ваковское звание, - как в «большом колхозе»…
Придет время, когда время «выкосит» понемногу возрастных вузовских профессоров, а преподавателей, способных выполнить докторскую работу и пополнить убывающую профессорскую элиту вузу, просто не окажется или окажется недостаточно…
А привлекательность вуза без маститых профессоров и научных школ в глазах  не только федеральных чиновников, но и в глазах приценивающихся к рейтингу  учебного заведения  абитуриентов будет выглядеть весьма неубедительно, ибо, на наш взгляд,  приближается время, когда вновь на первый план выйдет научно-педагогическая состоятельность профессорско-преподавательского состава  вузов, что задвинет на второй план в плане оценки коммерческую деятельность всяческих вузовских Центров, «стригущих купоны на предоставлении платных образовательных услуг»…
И тогда судьба вузов, руководство которых не прочувствовало «ветер перемен», будет плачевна, ибо на виду и должном бюджетном финансировании со временем будут только вузы с сильной наукой и сильной, авторитетной и мощной профессорской прослойкой, к которым в первую очередь, на наш взгляд, следует отнести Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева…
В чем «плачевность» таких вузов, не отреагировавших на «ветер перемен»?

Да,  в том, что такие вузы будут «скукоживаться» с крупных университетских комплексов в меньшие  учебные образования: с потерей/закрытием филиалов, снижением количества специальностей и количества бюджетных мест, уменьшением площадей учебных корпусов и штата преподавателей, закрытием диссертационных советов, выпуском только бакалавров без всяких надежд на подготовку магистров… 
Следствием этого станет  скатывание вузов во второразрядные учебные заведения на базе дистанционного образования, в которых квалифицированные преподаватели будут не нужны, ибо  оценка знаний студентов будет оцениваться дистанционно в тестовом режиме по готовым ответам к тестовым заданиям, с которыми в состоянии  «работать»  простой клерк… 


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ПОЧЕМУ И КАК НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ ПРОЦЕСС СОКРАЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ?

Обзор и авторский комментарий интернет-сообщений по путям повышения читательской и рекламной привлекательности интернет-изданий...

Еще раз о «мусорных публикациях» или почему учет только «ваковских публикаций» преподавателей ведет к деградации научной деятельности в вузах...