Систематизация и дополнение постулатов повышения творческой активности инженерно-технических работников российских научно-производственных фирм
Грак Д.Г.,
Мулюкин О.П.
Медиацентр
«Арматурный эксперт», Санкт-Петербург
Самарский государственный университет путей сообщения, Самара
«Однажды
у людей перетаскивающих тяжелые камни для строительства храма, спросили: «Что
Вы делаете?». Один из строителей ответил: «Разве не видите? Я перетаскиваю
тяжелые камни». Второй ответил: «Я зарабатываю этим себе на хлеб». А третий
гордо заявил: «Я строю Божий храм для людей»
Старинная притча
В предыдущих сообщениях [1,2] авторами освещался вопрос
о повышении компетентности и личных профессиональных качеств работников российской информационной сферы. В развитие темы читателю предлагается подборка
сведений и выводов по систематизации и дополнению
постулатов повышения творческой
активности инженерно-технических работников (ИТР) российских научно-производственных фирм
с учетом
методологии научного творчества в
бывшем СССР…
Как ранее в советских НИИ и ОКБ, так и в нынешних
научно-производственных фирмах, ИТР
можно подразделить на две
группы:
- одна из них, - большая часть сотрудников, - как правило, нацелена только на выполнение положенных
должностью и зафиксированных категорией/разрядом
должных обязанностей и не
проявляет желания/ инициативы по решению
задач,
раздвигающих требования производственных обязанностей и требующих склонностей к научной
деятельности…
- другая, -
значительно меньшая часть сотрудников, - помимо
выполнения положенных служебным
положением производственных задач, охотно занимается дополнительной научной работой, в частности, проведением научных исследований по специфичным вопросам, расширяющих сферу
знаний о выпускаемой компанией продукции, результатом которых является подготовка тезисов докладов и участие в научно-технических конференциях различного
уровня с представлением полученных
результатов , оформление заявочных документов на разработанные изобретения,
написание статей в технические издательства и целеустремленная работа по
подготовке и защите технической диссертации.
Именно для работников второй малочисленной, но
творчески активной части сотрудников российских
организаций и фирм авторами на
основе личного научного опыта дополнены и систематизированы известные постулаты
для улучшения их научной деятельности [1-8]:
1.
Робость
в науке и безоговорочная оглядка на научные авторитеты – это путь в никуда
[по американской терминологии: «Сделай себя сам» или «Человек, сам пробившийся
в жизни» («Make
yourself
with
your
own
hands»
или «Self made Man») и «Беритесь за всё, что в Ваших
силах» («Do everything which is in your forces»]. Это следует и из максимов французского философа, моралиста и писателя Люка де Клапье де Вовенарга:
-
«Многие дерзкие замыслы не удалось
воплотить в жизнь из-за слишком робкого их исполнения»;
- «Не следует опасаться ошибок: наихудшая из
них – отказ от приобретения опыта. Твердо усвоим, что чрезмерная боязнь дать
промашку и обнаружить свои недостатки- примета слабых людей… Кто жаждет
свершить великое, тот должен рисковать и делать ошибки, не падая из-за этого
духом и не боясь себя обнаружить»;
- «Мы проявляем не разум, а слабость когда
слышим, что чего-то лишены, и в этой слабости – корень множества низменных
поступков».
2.
Не
отходите от общепринятой классической позиции исследователя: «Исследователь не
тот, кто знает правильные ответы, а тот, кто стремится правильно поставить
вопросы».
И как тут не вспомнить закон Норрис [6]: «Если вы знаете ответ, значит
вы не знаете вопроса».
Непонимание цели действия лишает
решение смысла: ведь, для того, чтобы получить правильный ответ, нужно задать
правильный вопрос. Весьма образно сказал об этом немецкий философ Иммануил Кант: «Если вопрос сам по себе
бессмыслен и требует бесполезных ответов, то кроме стыда для вопрошающего, он
имеет иногда ещё тот недостаток, что пробуждает неосмотрительного слушателя к
нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит
козла, а другой держит под ним решето»)»… Отсюда вытекает: «Prius quam incipias, consulto opus est» (лат.) [«Прежде, чем начать,
обдумай»].
3.
Будьте
коммуникабельны, расширяйте круг лиц, причастных в Вашей научной деятельности (диссертации),
не замыкайте все проблемы на себя, не стоять на месте – движение, непрерывное
движение к цели. Перенимайте опыт, идеи и подходы в науке при общении с учеными
различных научных школ, ибо без коллектива ученых-единомышленников сделать
серьезную научную работу, в том числе техническую диссертацию сделать
исключительно трудно, а ее завершение затянется на долгие годы.
Не надо делать трагедии из
временных неудач, ибо закон Уилкокс
гласит [6]: «Смейся, и мир будет смеяться вместе с тобой, плакать и рыдать ты
будешь в одиночестве».
Исследуйте как можно больше
различных источников и точек зрения по разрабатываемой научной теме. В связи с
этим небезынтересно высказывание лауреата Нобелевской премии по химии,
американского профессора Лайнуса Полинга: «Лучший способ
придумать одну хорошую идею – иметь много идей».
По
Вовенаргу: «Будьте общительны, мой друг: общение с людьми
придает уму гибкость и непринужденность, делает нас скромнее и уступчивее,
подавляет тщеславие, приучает к
естественности и откровенности, и в то же время, вооружает
благоразумием, основанным не на умозрительных иллюзиях, а на неоспоримых уроках
опыта».
4.
Учитесь
у классиков писать кратко и аргументировано: материал «не размежевать» и
подавать с расчетом на технически грамотного специалиста
(«Лучше меньше, да лучше»).
5.
Критически
и всесторонне проводите литературный обзор по исследуемой теме, что избавит
вашу работу от признаков плагиата, даже неосознанного, из-за незнания
результатов работ предшественников.
Самый характерный пример плагиата –
непосредственное использование в своей работе данных из Интернета, которые в
ряде случаев даже не имеют ссылок на автора этих данных. В связи с этим может
показаться, что все выложенное в Интернете ничьё (бери, не хочу!). Это далеко
не так! За всеми этими данными стоят конкретные авторы, не озвученные в Интернете недобросовестными копировщиками
этих данных и которые могут создать Вам правовые проблемы (так называемое Авторское право в Сети) [7,8].
Весьма уместен здесь вывод из
закона Даггана [6]: «Источник, из
которого взята цитата, будет указан в самой злобной рецензии на вашу работу».
6.
Постоянно
повышайте свой научно-технический уровень (как минимум отдавайте этому
ежедневно 2-3 часа), причем введите при работе с научно-технической литературой
и патентной документацией элементы системного подхода:
- в литературе внимательно ищите «изюминки»
научной новизны, высказанные порой
вскользь, но не прочувствованные автором изучаемой вами публикации;
- при работе с патентной
документацией помните, что возможно новое приложение известных данных из одной
области науки в другую с получением научной новизны и практической ценности:
так рождается большинство изобретений;
- не полагайтесь на свою память,
все новые крупинки знаний при скрупулезной работе с литературными источниками
тщательно записывайте в специальный блокнот или в компьютерную базу данных, и они сослужат вам
добрую службу.
При несоблюдении указанных постулатов даже серьезная научная работа, в том
числе техническая диссертация, приобретет вид ординарной инженерной работы, например, того
же научно-технического отчета, что снизит ее
актуальность, научно-практическую ценность и приведет к необходимости
дальнейшей переработки с увеличением времени ее завершения.
Литература
1. Грак Д.Г. Расширение круга задач и компетенции
сотрудников отрасли информационных услуг на этапе перехода России к
постиндустриальному обществу неизбежно... /Д.Г.Грак, Н.Н.
Коленко, О.П.Мулюкин [http://www.grak.info/index.php/arkhiv/24-rasshirenie-kruga-zadach-i-kompetentsii-sotrudnikov-otrasli-informatsionnykh-uslug-na-etape-perekhoda-rossii-k-postindustrialnomu-obshchestvu-neizbezhno 23.08.16]
2. Грак
Д.Г. О желаемых личностных качествах и компетенциях сотрудников нынешней
информационно-издательской сферы… / Д.Г. Грак, Н.Н. Коленко, О.П. Мулюкин [ http://www.grak.info/index.php/arkhiv/25-o-zhelaemykh-lichnostnykh-kachestvakh-i-kompetentsiyakh-sotrudnikov-nyneshnej-informatsionno-izdatelskoj-sfery
23.08.16 ].
3. Мулюкин
О.П. Путь в науку: от первых статей к технической диссертации: монография /В.А.
Барвинок, О.П. Мулюкин, А.Н. Кирилин и др. – М.: Наука и технологии, 2004. –
330 с.: ил.
4. Мулюкин
О.П. Как преуспеть в науке или всерьёз и с шуткой о научной карьере: монография
/ О.П. Мулюкин. – Самара: СамГУПС, 2010. – 293 с.: ил.
5. Мулюкин О.П. Формирование личности ученого и
стратегии научной карьеры: учебно-методическое пособие для аспирантов и
соискателей ученой степени технических специальностей /О.П.Мулюкин // г. Ливны:
ООО Мухаметов, 2013. – 341 с. [14 п.л.] [Регистрационное свидетельство
обязательного федерального экземпляра электронного издания №34805.
Номер государственной регистрации обязательного экземпляра электронного
издания №321400275].
6. Роусон Х. Неписанные законы жизни: монография
[Текст] / Х. Роусон. - Пер. с англ. М.Звонарёва. - М.: Изд-во Эксмо, 2002. -
384с. (Серия "Психологический бестселлер").
7. Бернатосян, С.Г. Воровство и обман в науке:
монография [Текст] / С.Г.Бернатосян. - СПб.: Издательство "Эрудит",
1998. - 384с. (Серия "Наука с черного хода").
8. Мулюкин О.П. Условия
возникновения, формы и особенности проявления плагиата в научных работах и
приёмы его предупреждения Плагиат неизбежен или управляем? [ https://alinbelkovski.blogspot.ru/2014/01/blog-post_4458.html 30.01.14].
Источник: http://www.grak.info/index.php/arkhiv/26-postulaty-povysheniya-tvorcheskoj-aktivnosti-inzhenerno-tekhnicheskikh-rabotnikov-rossijskikh-nauchno-proizvodstvennykh-firm 13.09.16
Комментарии
Отправить комментарий