Систематизация и дополнение постулатов повышения творческой активности инженерно-технических работников российских научно-производственных фирм

 Грак Д.Г., Мулюкин О.П.
Медиацентр  «Арматурный эксперт», Санкт-Петербург
Самарский государственный университет путей  сообщения, Самара

«Однажды у людей перетаскивающих тяжелые камни для строительства храма, спросили: «Что Вы делаете?». Один из строителей ответил: «Разве не видите? Я перетаскиваю тяжелые камни». Второй ответил: «Я зарабатываю этим себе на хлеб». А третий гордо заявил: «Я строю Божий храм для людей»
Старинная притча





В предыдущих сообщениях [1,2] авторами   освещался  вопрос  о повышении  компетентности  и личных профессиональных качеств работников  российской  информационной сферы. В развитие темы  читателю предлагается  подборка   сведений  и  выводов по систематизации и дополнению постулатов  повышения творческой активности инженерно-технических работников (ИТР)  российских научно-производственных фирм с  учетом  методологии научного творчества  в бывшем СССР…
Как ранее в  советских НИИ и ОКБ, так и в нынешних научно-производственных  фирмах,   ИТР можно   подразделить   на две группы:
 -  одна из них, -  большая часть сотрудников, -   как правило, нацелена  только на выполнение  положенных  должностью и зафиксированных  категорией/разрядом должных  обязанностей  и  не проявляет  желания/ инициативы по решению    задач,  раздвигающих требования производственных обязанностей  и требующих склонностей к научной деятельности…
- другая, -  значительно меньшая часть сотрудников, -    помимо  выполнения  положенных служебным положением  производственных задач,  охотно занимается   дополнительной научной работой,  в частности,   проведением научных исследований  по специфичным вопросам, расширяющих сферу знаний о выпускаемой компанией продукции, результатом которых является  подготовка  тезисов докладов  и участие  в научно-технических конференциях различного уровня  с представлением полученных результатов , оформление заявочных документов на разработанные изобретения, написание статей в технические издательства и целеустремленная работа по подготовке и защите технической диссертации.
Именно для работников второй малочисленной, но творчески активной части  сотрудников российских организаций и фирм  авторами   на основе личного научного опыта дополнены и систематизированы известные постулаты для улучшения  их научной деятельности [1-8]:
1.      Робость в науке и безоговорочная оглядка на научные авторитеты – это путь в никуда [по американской терминологии: «Сделай себя сам» или «Человек, сам пробившийся в жизни» («Make yourself with your own hands» или «Self  made Man») и «Беритесь за всё, что в Ваших силах»  («Do everything which is in your forces»]. Это следует и из максимов  французского философа, моралиста и писателя Люка де Клапье де Вовенарга:
- «Многие дерзкие замыслы не удалось  воплотить в жизнь из-за слишком робкого их исполнения»;
 - «Не следует опасаться ошибок: наихудшая из них – отказ от приобретения опыта. Твердо усвоим, что чрезмерная боязнь дать промашку и обнаружить свои недостатки- примета слабых людей… Кто жаждет свершить великое, тот должен рисковать и делать ошибки, не падая из-за этого духом и не боясь  себя обнаружить»;
-  «Мы проявляем не разум, а слабость когда слышим, что чего-то лишены, и в этой слабости – корень множества низменных поступков».

2.      Не отходите от общепринятой классической позиции исследователя: «Исследователь не тот, кто знает правильные ответы, а тот, кто стремится правильно поставить вопросы».
И как тут не вспомнить закон Норрис [6]: «Если вы знаете ответ, значит вы не знаете вопроса».
Непонимание цели действия лишает решение смысла: ведь, для того, чтобы получить правильный ответ, нужно задать правильный вопрос. Весьма образно сказал об этом немецкий философ Иммануил Кант: «Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то кроме стыда для вопрошающего, он имеет иногда ещё тот недостаток, что пробуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето»)»… Отсюда вытекает: «Prius quam incipias, consulto opus est» (лат.) [«Прежде, чем начать, обдумай»].

3.      Будьте коммуникабельны, расширяйте круг лиц, причастных  в Вашей научной деятельности (диссертации), не замыкайте все проблемы на себя, не стоять на месте – движение, непрерывное движение к цели. Перенимайте опыт, идеи и подходы в науке при общении с учеными различных научных школ, ибо без коллектива ученых-единомышленников сделать серьезную научную работу, в том числе техническую диссертацию сделать исключительно трудно, а ее завершение затянется на долгие годы.
Не надо делать трагедии из временных неудач, ибо закон Уилкокс гласит [6]: «Смейся, и мир будет смеяться вместе с тобой, плакать и рыдать ты будешь в одиночестве».
Исследуйте как можно больше различных источников и точек зрения по разрабатываемой научной теме. В связи с этим небезынтересно высказывание лауреата Нобелевской премии по химии, американского  профессора Лайнуса Полинга: «Лучший способ придумать одну хорошую идею – иметь много идей».
По Вовенаргу: «Будьте общительны, мой друг: общение с людьми придает уму гибкость и непринужденность, делает нас скромнее и уступчивее, подавляет тщеславие, приучает к  естественности и откровенности, и в то же время, вооружает благоразумием, основанным не на умозрительных иллюзиях, а на неоспоримых уроках опыта».

4.      Учитесь у классиков писать кратко и аргументировано: материал «не размежевать» и подавать с расчетом на технически грамотного специалиста («Лучше меньше, да лучше»).
5.      Критически и всесторонне проводите литературный обзор по исследуемой теме, что избавит вашу работу от признаков плагиата, даже неосознанного, из-за незнания результатов работ предшественников.
Самый характерный пример плагиата – непосредственное использование в своей работе данных из Интернета, которые в ряде случаев даже не имеют ссылок на автора этих данных. В связи с этим может показаться, что все выложенное в Интернете ничьё (бери, не хочу!). Это далеко не так! За всеми этими данными стоят конкретные авторы, не озвученные  в Интернете недобросовестными копировщиками этих данных и которые могут создать Вам правовые проблемы (так называемое Авторское право в Сети) [7,8].
Весьма уместен здесь вывод из закона Даггана [6]: «Источник, из которого взята цитата, будет указан в самой злобной рецензии на вашу работу».

6.      Постоянно повышайте свой научно-технический уровень (как минимум отдавайте этому ежедневно 2-3 часа), причем введите при работе с научно-технической литературой и патентной документацией элементы системного подхода:
 - в литературе внимательно ищите «изюминки» научной новизны, высказанные  порой вскользь, но не прочувствованные автором изучаемой вами публикации;
- при работе с патентной документацией помните, что возможно новое приложение известных данных из одной области науки в другую с получением научной новизны и практической ценности: так рождается большинство изобретений;
- не полагайтесь на свою память, все новые крупинки знаний при скрупулезной работе с литературными источниками тщательно записывайте в специальный блокнот или в  компьютерную базу данных, и они сослужат вам добрую службу.

При несоблюдении указанных постулатов  даже серьезная научная работа, в том числе  техническая диссертация,  приобретет вид  ординарной инженерной работы, например, того же   научно-технического отчета, что снизит ее актуальность, научно-практическую ценность и приведет к необходимости дальнейшей переработки с увеличением времени ее завершения.

Литература
2.      Грак Д.Г. О желаемых личностных качествах и компетенциях сотрудников нынешней информационно-издательской сферы… / Д.Г. Грак, Н.Н. Коленко, О.П. Мулюкин  [ http://www.grak.info/index.php/arkhiv/25-o-zhelaemykh-lichnostnykh-kachestvakh-i-kompetentsiyakh-sotrudnikov-nyneshnej-informatsionno-izdatelskoj-sfery 23.08.16].
3.      Мулюкин О.П. Путь в науку: от первых статей к технической диссертации: монография /В.А. Барвинок, О.П. Мулюкин, А.Н. Кирилин и др. – М.: Наука и технологии, 2004. – 330 с.: ил.
4.      Мулюкин О.П. Как преуспеть в науке или всерьёз и с шуткой о научной карьере: монография / О.П. Мулюкин. – Самара: СамГУПС, 2010. – 293 с.: ил.
5.      Мулюкин О.П. Формирование личности ученого и стратегии научной карьеры: учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени технических специальностей /О.П.Мулюкин // г. Ливны: ООО Мухаметов, 2013. – 341 с. [14 п.л.]  [Регистрационное свидетельство обязательного федерального экземпляра электронного издания  №34805.  Номер государственной регистрации обязательного экземпляра электронного  издания   №321400275].
6.      Роусон Х. Неписанные законы жизни: монография [Текст] / Х. Роусон. - Пер. с англ. М.Звонарёва. - М.: Изд-во Эксмо, 2002. - 384с. (Серия "Психологический бестселлер").
7.      Бернатосян, С.Г. Воровство и обман в науке: монография [Текст] / С.Г.Бернатосян. - СПб.: Издательство "Эрудит", 1998. - 384с. (Серия "Наука с черного хода").
8.      Мулюкин О.П. Условия возникновения, формы и особенности проявления плагиата в научных работах и приёмы его предупреждения Плагиат неизбежен или управляем? [ https://alinbelkovski.blogspot.ru/2014/01/blog-post_4458.html  30.01.14].




Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

КОРРУПЦИЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ. СТАТИСТИКА.

ПОЧЕМУ И КАК НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ ПРОЦЕСС СОКРАЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ?

Еще раз о «мусорных публикациях» или почему учет только «ваковских публикаций» преподавателей ведет к деградации научной деятельности в вузах...