Несколько штрихов к предстоящему октябрьскому научно-техническому семинару «Арматура для нефти и газа: внедрения инновационных и импортозамещающих разработок»...
Мулюкин О.П., д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки Россиской Федерации, Самара
Всегда,
когда речь идет о внедрении чего-либо
нового в любой отрасли промышленности,
а арматуростроение не исключение, то
возникает много объективных и субъективных
«но», препятствующих такому внедрению...
С
этой позиции далее проведено
сопоставление
деструктивных факторов, препятствующих
внедрению новых образцов трубопроводной
арматуры в Советском Союзе с плановой,
государственной экономикой и в
нынешней, рыночной России
Плановая
советская экономика «не любила» и лишь
под нажимом внедряла новые разработки...
Хорошо
известно, что нередко в советское время
руководители предприятий арматурной
отрасли с большой неохотой шли на
внедрение новых видов трубопроводной
арматуры, обуславливающего немалые
хлопоты в процессе их «доведения до
ума», и предпочитали выпускать уже
освоенную продукцию и, соответственно,
без хлопот получать государственное
финансирование поставок «старой»
техники...
И
поэтому советские Главки всех
Министерств были вынуждены «прижимать
к ногтю» руководителей предприятий
для принуждения к освоению новых видов
арматуры...
Приведу
характерный, личный пример такого
противодействия руководства внедрению
новых образцов арматуры, не вписывающихся
в номенклатуру поставляемых предприятием
изделий [см.
с.140 в источнике:
Мулюкин
О.П. Формирование
личности ученого и стратегии научной
карьеры: учебно-методическое пособие
для аспирантов и соискателей ученой
степени технических специальностей
/О.П.Мулюкин //г.Ливны: ООО Мухаметов,
2013.– 341 с. [Регистрационное свидетельство
обязательного федерального экземпляра
электронного издания №34805. Номер
государственной регистрации обязательного
экземпляра электронного издания
№321400275]:
«Автору
в период работы в аэрокосмическом
агрегатном ОКБ пришлось и самому
столкнуться с противодействием
руководства родного предприятия с
внедрением его запатентованных
перспективных конструкций ГПТА. Приведу
лишь один характерный пример. Под моим
руководством была разработана и
запатентована оригинальная конструкция
предохранительного клапана с
рычажно-шарнирным усилителем перекладки
уплотнительного затвора. В центральном
ведомственном журнале «Авиационная
промышленность» была опубликована с
моим участием статья об этой оригинальной
конструкции, причем в соавторы этой
статьи входило и руководство ОКБ. После
опубликования этой статьи в адрес нашего
ОКБ один из главных конструкторов
уральского авиационного предприятия
письменно обратился с просьбой к нашему
главному конструктору изготовить и
провести стендовую отработку данного
клапана с гарантией соответствующего
финансирования этих работ уральским
предприятием. В моей личной беседе с
нашим главным конструктором по этому
поводу мне было дано указание : «…
На письмо не отвечать! Зачем нам лишние
хлопоты? Выпускаемой номенклатуры
агрегатов у нас достаточно… госзаказ
стабилен … финансирование нормальное»...
Для
желающих узнать продолжение этой истории
сообщаю, что я подчинился главному,
ибо надо было двигаться по карьерной
лестнице (стал инженером-конструктором
1 категории, по материалам, наработанным
в КБ, защитил кандидатскую диссертацию
и получил ожидаемую добавку к жалованию),
а научные наработки, не нашедшие
применения в родном КБ украсили мои
публикации, в том числе монографии и
получили развитие в научных трудах
моих учеников и последователей...
Приложение.
Любителей технической сути описываемого
и предлагаемого мной решения
предохранительного клапана отсылаю
к известной публикации [см. защищенное
а.с. СССР техническое решение на рис.2.8,в
на с.106 и с.484-485 в источнике:
Гидропневмотопливные клапанные агрегаты
с управляемым качеством динамических
процессов: учебно-справочное пособие/
Д.Е.Чегодаев, О.П.Мулюкин,
А.Н.Кирилин и др. - Самара: СГАУ, 2000. -
546с.: ил.]...
Нынешняя,
рыночная экономика России не может, а
порой не хочет разрабатывать и внедрять
свои научные разработки и предпочитает
покупать технические новинки на Западе...
С сожалением
приходится констатировать, что вместо
развития инновационного климата в
стране нынешняя Россия продолжает
покупать на мировом рынке вторичные
технологии, отработавшие, утратившие
свою новизну и эксклюзивность, тем
самым хороня и так бесконечно отставшее
отечественное производство...
Есть ли выход?
Может купить
самое, самое новое?
Это не выход
утверждается в сообщении «Почему в
России почти нет высокотехнологичного
производства?»: «Если бы мы жили в мире
рыночной экономики эльфов — можно было
бы просто купить Intel. Текущая рыночная
капитализация — всего 127 млрд$, выкупить
удалось бы с премией в 50% — итого нужно
всего 190 млрд $, что выглядит лучше чем
352млрд$ и 30 лет каторжного труда. Однако
стратегические технологические компании
никто в здравом уме не продает ни за
какие деньги. За деньги
без ограничений можно только предметы
роскоши покупать — яхты и часы с
бриллиантами»
[http://21russia.ru/article/science/2014-04-16/pochemu-rossii-pochti-net-vysokotekhnologichnogo-proizvodstva
16.04.14]...
Многие российские
технические эксперты, ученые,
предприниматели сокрушаются отсутствием
в России реально действующего алгоритма
под «всепогодный», отработанный механизм
реализации инновации, попав в который
ни одна инновация, имеющая экономическую
выгоду иди преференции в достижении
стратегических оборонных целей
вооруженных сил страны , не могла выпасть
из обоймы первоочередных дел государства
и шла прямиком в производство...
Попробуем
систематизировать проблемы реализации
инноваций, не претендуя на оригинальность
постановки каждой из них в отдельности,
применительно к современной России:
- За исключением издательского дела, технического и информационно-программного обеспечения важнейших заказов ВПК, в стране отсутствуют одобренные российским научно-техническим сообществом и руководством страны алгоритмы/схемы внедрения инноваций, а неповоротливость, инерционность, а порой и коррупционность громоздкой, бюрократической государственной машины выталкивают отечественных «генераторов идей» с их инновационными проектами на промышленный рынок Европы и Штатов...
- Без целенаправленной (по значимости и стратегическому замыслу инноваций) поддержки государства «инновационных структур» в виде четких и понятных «правил игры» в материально-технической, информационной и иной их подпитки отечественным монополиям и отдельным частникам не добиться положительных результатов в инновационной деятельности.
- Отсутствие контроля с наказанием за срыв исполнения инновационных решений со стороны государства в лице назначенных Правительством, в том числе под личным контролем Президентом, ответственных за конечный результат высокопоставленных чиновников сводят на нет работоспособность и дееспособность запущенных государством форм и механизмов реализации инноваций, как правило, не содержащих четкую постановку достигаемой цели и срока внедрения инновации в конкретном объекте.
- Пора из обилия чиновников федеральных служб определить/создать структуру отвечающую за внедрение стратегически важных инноваций в промышленность России с конкретизацией подведения деятельности этой структуры, будь то РОСНАНО, РОСТЕХНОЛОГИИ и другие менее известные фирмы, привлеченные к инновационной деятельности.
- Приходится констатировать низкий уровень просветительной и пропагандистской работы в России по популяризации основополагающих сведений о основах инновационного дела, стратегических инновационных замыслах руководства страны и успехах или трудностях реализации наиболее значимых для страны инновационных проектов. Многие из россиян, сталкивающиеся с инновационными проблемами, отмечают, что в нынешней России требуются масса времени и большие усилия для внедрения на российский рынок даже обычных решений, ранее незадействованных решений, не говоря об сложных, новых решениях с «ноу-хау»... Сама жизнь подсказывает высшей власти, что пора использовать административный ресурс для изменения сложившегося положения дел в практике внедрения инноваций путем разработки (и директивного указания о его использования) механизма формирования в обществе конструктивного отношения к нововведениям, в том числе за счет воспитания инновационной восприимчивости и слома устаревшей финансовой системы и чиновничьей парадигмы «выживания на достигнутом» на новую парадигму «краха препятствующих инновационному внедрению и автоматическому внедрению инновационных разработок вопреки воли препятствующих»...
Из признания,
что в России отсутствуют современные
механизмы внедрения инноваций, присущие
развитым странам Запада, следует, что
нередко вместо инновационных процессов
в России наблюдается «имитация
инновационных процессов в разных
отраслях», ибо внедрение инноваций не
произойдет до тех пор пока Государством
не будет создан должный инновационный
климат...
В заключение
отметим, что неудачи инновационной
деятельности на российских предприятиях
неблагоприятно отразились и на
инновационной деятельности в вузах, к
которых имитация инновационных процессов
( «деньги вперед инноваций») порой
принимает «извращенные формы», разделив
профессорско-преподавательский состав
вузов на две враждебно настроенные друг
к другу категории......
Об этом материал
орловского профессора В. Кононенко
«Почему профессора не хотят «батрачить»
на дядю в вузовских Центрах?»
[http://alinbelkovski.blogspot.ru/2016/07/blog-post.html
05.07.16]:
«В
вузах, как грибы, «размножаются»
всевозможные научные Центры и Комплексы
по «добыванию денег»: научно-информационные,
научно-образовательные, научно-технические,
научно-оздоровительные и прочие с
напыщенными, многообещающими названиями
типа «Прогресс», «Перспектива», «Развитие»
и тому подобное. Задача у всех Центров
одна — приносить прибыль, в первую
очередь, руководству Центра... Раз
дело денежное, то все Центры находятся
под колпаком у ректоров, ибо какой ректор
«отпустит на свободу курочку, несущую
золотые яйца»...
Проблемы,
проблемы, проблемы...
Но
стоять на месте нельзя, имитация бега
на месте тоже не для нас, нужно подключаться
к работе по созданию инновационного
климата в стране...
Источник:
Комментарии
Отправить комментарий