Подмена полноценных знаний набором потребительских «компетенций» лишь ускоряет развал российского образования и «утечку мозгов и идей» на Запад...

Мулюкин О.П., д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, Самара



«Время-то есть, да писать нет возможности.
Мысль убивающий страх:
Не перейти бы границ осторожности,
Голову держит в тисках...
Новое время - свободы, движенья,
Земства, железных путей.
Что ж я не вижу следов обновленья
В бедной отчизне моей?»
Н.А. Некрасов, «Как празднуют трусу», 1870


1. Введение


Ни секрет, что «в рамках созданного в мире нового порядка США начали размещать у себя наукоемкие предприятия, перемещая в другие страны экологически опасные и интеллектуально простые производства. В результате перетекание интеллекта в развитые страны ускорилось. Специалистам нужен не только достаток, но и профессиональный рост и профессиональная среда. Поэтому для многих из них встал вопрос – либо перемещение в развитые страны, либо деградация как профессионалов. Пропасть между развитыми странами, прежде всего США, и мировой периферией, непрерывно углубляясь, в перспективе должна стать непреодолимой. Такова общая стратегия глобализации в области интеллекта» [http://www.uhlib.ru/politika/rossija_pod_vlastyu_plutokratii/p111.php ]...
Профессор СПГУ С.В. Кривовичев уверен: «То, что наука космополична, - миф. Ученые работают на государство, а государство им за это платит. И уезжая на Запад, тяжело жить с сознанием того, что ты вкладываешь свои силы в развитие чужой экономики, чужой науки, чужой научной среды... Для привлечения молодых в науку нужно создавать информационное пространство. Хотя бы часть денег, которые направляются на всякие двусмысленные шоу, тратить на пропаганду науки и карьеры ученого, и рассказывать о подвиге тех, кто открывал месторождения. А не о «подвиге» тех, кто владеет ими сейчас»...
Как тягостно становится на душе, когда узнаешь статистику о выезде высококвалифицированных российских ученых и специалистов за рубеж: «... Высококвалифицированные специалисты из России продолжают уезжать. В настоящее время более 900 000 российских учёных и научных специалистов на постоянной основе работают в США, 150 000 — в Израиле, 100 000 — в Канаде, 80 000 — в Германии, 35 000 — в Великобритании, около 3000 — в Японии и около 25 000 — в Китае («Образование. Работа. Карьера»). В своё время французский математик Блез Паскаль говорил: «Достаточно уехать трём сотням интеллектуалов — и Франция превратится в страну идиотов »… О какой политике инновационного развития мы можем сегодня всерьёз говорить, если страна будет продолжать терять креативно мыслящих молодых специалистов? Осуществляемая в её нынешнем виде реформа образования призвана облегчить глобальному бизнесу охоту на мозги, а оставшихся аборигенов вооружить не знаниями, при наличии которых человеком становится трудно манипулировать, а необходимыми глобальному бизнесу «компетенциями» [http://zavtra.ru/content/view/moment-istinyi-3/ 17.03.16]...

Примечание. Еще 10 лет назад  профессор МЭИ (ТУ) А. Андреев [статья  "Знания или компетенции?", Высшее образование в России, № 2, 2005] отмечал: "... Проблема реально состоит не в том, что "традиционная образовательная культура" не может дать личности необходимые сегодня компетенции, а в том, что дезоорганизация и хроническое недофинансирование всех сфер интеллектуального труда приводит к утрате тех ключевых (базовых) предметных и образовательных компетенций, с формированием которых она раньше вполне успешно справлялась (хотя при этом сами термины "компетентность" и  "компетенция" при этом могли не использоваться)"...     

Общеизвестно, что за 1991-1999 годы количество ученых в России сократилось почти в два раза, а в Америке до сих пор трудятся десятки тысяч наших ученых. И, причем именно в Америку, создавшую максимум благ для талантливых людей, а не в какую-либо другую страну стремятся попасть молодые ученые со всего мира, в том числе из Европы, включая Россию...
На наш взгляд, основная причина «утечки мозгов» из России заключается в том, что до настоящего времени в стране не изжита примитивная сырьевая модель экономики, и, как следствие, отсутствие реального спроса на грамотного человека, что не позволяет молодым людям, пожелавшим связать свою жизнь с наукой, реализовать свой творческий потенциал на родине [1, 2, 5].
Эту же мысль озвучил в начале марта 2015 года вице-президент Российской академии наук, нобелевский лауреат по физике Жорес Алферов, заявивший, что основная проблема отечественной науки заключается не в низком финансировании, а в невостребованности научных результатов экономикой и обществом. Проблема  «утечки мозгов», по словам Алферова, характерна и для других стран Европы и Азии. «Отовсюду ученые уезжают только в одну страну — в Соединенные Штаты Америки. Этот процесс был, есть и будет», — пояснил тогда Алферов.
В марте 2015 года в интервью телеканалу «Россия 24» президент РАН Владимир Фортов также вернулся к теме «утечки мозгов, отметив, что за последние полтора года российские ученые стали чаще уезжать из России в другие страны, зарплаты в которых намного выше. Одной из причин этого он видит в снижении курса рубля, из-за которого разница в зарплатах российских и иностранных ученых увеличилась, причем «наши зарплаты не сопоставимы с теми, которые есть там, они отличаются в разы, и отличались до повышения курса доллара к рублю...»

Среди других причин возможной имиграции по сведениям источника [http://comstol.info/2015/09/obshhestvo/11634 22.09.15] россияне чаще всего указывают: желание перебраться в страну с более благоприятным климатом (12%), более высоким уровнем жизни (11%), нестабильность политической ситуации в России (11%), недовольство политикой власти (10%), отсутствие заботы со стороны государства (9%), безработица (9%), отсутствие карьерного роста (9%).
В [http://rosnauka.ru/publication/540 24.01.16] отмечается, что «переезд наших граждан — это всегда негативный удар по потенциалу страны, но в связи с развитием Интернета и других коммуникаций, наиболее актуальной становится не только «утечка мозгов», но и «утечка идей». От отсутствия инфраструктуры, бюрократических барьеров, хорошей организации труда, отсутствия финансирования и планомерной взаимосвязанной работы по выращиванию специалистов прекрасные идеи талантливых российских граждан используются в экономике и промышленности других стран»...

2. Основная часть
Проблему «утечки идей» за рубеж следует рассматривать в двух плоскостях, - в плоскости «ухода» идей и творческих задумок российских авторов из-за непродуманного представления «незащищенного интеллектуально» продукта на просторы Интернета при публикации в научных журналах и трудах конференции, с одной стороны, - и в плоскости «ухода идей» в рамках законодательных и иных инициатив высших российских чиновников от образования по обязательной публикации новых разработок российских ученых и педагогов за рубежом, с другой стороны. Эти две плоскостные позиции столь важны для дальнейшего развития отечественного образования, что остановимся на рассмотрении особенностей каждой в отдельности...

2.1. Плоскость «ухода» научных идей и творческих задумок российских авторов из-за непродуманного представления «незащищенного интеллектуально» продукта на просторы Интернета при публикации в научных журналах и трудах конференции

Сейчас, когда в российском научном обществе интернет-пространство всё чаще воспринимается как площадка с многократно возросшими возможностями «утечки идей» российских талантов за рубеж, до сих пор учеными-космополитами «размазываются и затушевываются» основные мотивы размещения российскими авторами в научных изданиях публикаций без предварительного закрепления приоритета по приводимым в них новым идеям и творческим задумкам с учетом ненанесения вреда государству их открытой публикацией [3,4]:

      а). Практически во всех научных журналах (из ряда издания, рецензируемые ВАК, издания с РИНЦ и другие менее именитые журналы) и сборниках трудов или тезисов конференций различного уровня (от регионального до международного) основным требованием к подаваемым на публикацию статьям или сообщениям является наличие научной новизны в изложенных в них результатах, которая проверяется при помощи различных антиплагиаторных систем. И если автором четко не оговорен/затушеван его личный приоритет на признаки научной новизны, в том числе результаты исследования патентной чистоты полученных технических данных, то без этого, в случае наличия в них признаков интеллектуальной собственности, они могут обнаружены другими авторами и использованы, как разработанные ими. Поэтому требования руководства предприятий и вузов чаще печататься в солидных, научных изданиях Запада без закрепления авторства на выдвигаемые идеи может привести к раскрытию западным конкурентам сути интеллектуальной собственности авторов и используемых в них ноу-хау, а в ряде случаев, присвоены зарубежными учеными. Также понятно, что процесс выявления признаков новизны и оформления охранных документов на созданный научный продукт дело хлопотное, спряжено с финансовыми расходами и, как правило, авторами сообщений не проводится. Опытные авторы, не решившие проблемы с защитой интеллектуальной собственности результатов публикуемых сообщений, обычно не дают полной развертки полученных результатов, формул и выводов, а иногда специально указывают тупиковое разветвление работы, которое уточняется в последующих публикациях после получения охранных документов на результаты работы. Но также понятно, что так поступить могут только известные научные авторитеты, хорошо известные в конкретной нише знаний, а не молодые ученые, пробивающие свой путь в науке...

      б). Нередки случаи, особенно при подготовке публикаций аспирантами и докторантами для подготовки к защите диссертаций, когда авторы с целью набора требуемого от них конкретного числа публикаций в изданиях, рецензируемых ВАК или в международных изданиях, заведомо игнорируют работу по выявлению в подаваемых к публикации статьям интеллектуальной собственности и публикуют все полученные теоретические и экспериментальные исследования, которые при определенном раскладе становятся впоследствии чужими для российской науки ввиду их комплексного использования в зарубежных разработках, защищенных охранными документами...
      При этом следует прислушаться к мнению петербургского профессора А.М. Долотова о целесообразности выставления для открытого пользования подготовленных к защите диссертаций: «После того, что все материалы диссертации по требованию ВАКа выставляются в Интернете, о каком еще уроне идет речь? Речь идет, разумеется, о технических науках»...  

      в). В последние годы солидные научные журналы на Западе практикуют интервью с учеными и специалистами производства по их видению технического прогресса на конкретном научном направлении развития техники или технологии. И нередки случаи, когда воодушевленные вниманием журнала молодые ученые раскрывают творческие задумки и находки коллектива работников, совершивших научный прорыв на конкретном участке работ, что может незамедлительно использоваться конкурентом. Поэтому, для исключения таких случаев редакция российских журналов (понятно, что редакции зарубежных журналов, работающих на получение результатов, это не надо) должна перед печатанием материалов требовать от авторов акты экспертизы организации по месту работы авторов по возможности открытого публикования в печати представленных в журнал материалов...

Подводя итог изложенному, отметим, что «непродуманное включение авторами в сообщения/статьи новых, незащищенных идей и творческих задумок для публикации в научных изданиях всех рангов, включая электронные научные журналы, задействованные на Интернет, не всегда правильно, ибо такие публикации, повышая издательский рейтинг авторов и организаций по месту их работы, с одной стороны, могут нанести экономический или иной урон определенной отрасли или экономике государства, в целом, а также лишить страну приоритета в конкретных областях науки и техники. И, безусловно, это должно быть принято во внимание и учтено руководителями предприятий, вузов и редакциями всех российских научных журналов, принимающих решения по публикации авторами научных работ...

2.2. Плоскость «ухода идей» научных идей и творческих задумок российских авторов в рамках законодательных и иных инициатив высших российских чиновников от образования по обязательной публикации новых разработок российских ученых и педагогов за рубежом
Россию ожидает невиданное по масштабам сокращение вузов...
«Останутся только те вузы, которые встраиваются в систему «Глобального образования». Уже работает проект «5-100-20», по которому к 2020 году пять российских институтов и университетов должны войти в сотню лучших мировых «вышек». Естественно, по неким мировым критериям. Сейчас в проекте уже участвует 21 вуз... По условиям участия в проекте «5-100-20» необходима фундаментальная трансформация в соответствии с международными стандартами, должен быть определённый процент иностранных специалистов, преподавателей и студентов, треть программ должна быть на иностранном языке, аспиранты должны публиковать свои работы на английском языке в международных журналах! И это в учебных заведениях, где проводятся совершенно секретные работы в интересах обороноспособности страны. Российские мозги уже могут не утекать на Запад, а думать, исследовать здесь, за российские же деньги, но по направлениям и в интересах бывшего потенциального противника. Дешевле выйдет.
Яркий пример – Сколковский центр. Там просто всё открыто и прозрачно уходит за рубеж. Все интеллектуальные разработки, прикладные технологии, разработанные за средства российского бюджета. И это к тому, что уже 150 тысяч наших учёных, по данным исследователей, с 1990 по 2015 год работают за рубежом...» [http://argumenti.ru/society/n523/432461 28.01.16]...

3. Выводы
Вдумчивый человек, оценив грядущие последствия, «накатывающие» на российское образование и науку из «второй плоскости», горестно махнет рукой на негатив от «плоскости первой» и задастся вопросом «Что делать?»...
По-крайней мере, давайте согласимся с мнением доцента МГИМО Ольги Четвериковой, что нельзя оставаться равнодушным к навязываемым нам Западом «правилам игры» и будем, по мере сил и возможностей, им противодействовать: «Вся нынешняя социальная политика определяется теми, кто владеет нашей собственностью, то есть крупным международным олигархатом и его российскими ставленниками. Необходимо не на словах, а в реальности отодвигать их от принятия стратегических решений в вещах, которыми должно управлять суверенное государство в своих интересах. Пока это не будет сделано, все заявления о нашем суверенитете, о наших национальных интересах – пустой звук.
На Востоке говорят: «Хочешь победить врага – воспитай его детей». Они уже съели почти всё в стране, на очереди наши дети»...

Жители России наконец-то поняли, что Запад, прежде всего Штаты не хотят, чтобы в мире вновь появилась сильная, независимая и самодостаточная Россия, чему, в немалой мере, могут поспособствовать до конца не разрушенные российское образование и наука...
Иными словами Запад посчитал, что сохранение научно-образовательного потенциала страны может затормозить ее развал и затруднить тотальное ограбление. И поэтому «западные советники» направили Россию по пути последовательного уничтожения её научного и образовательного потенциала в рамках программы дебилизации страны и превращения русских в полуграмотных потребителей западных товаров с постепенной ликвидацией работников высшей квалификации в науке и промышленности путем насильственной деградации образования, как руками коллаборационистов в России, так и в результате непосредственного воздействия со стороны внешних организаций, подчиненных США.
Эта ключевая проблема, решение которой вернет российское образование и науку на должную высоту.

И есть такое мнение, что «за годы реформ российская наука не умерла, она переехала за границу... Ее оттуда нужно вернуть. И деньги здесь не главное. Ученый, а не чиновник должен определять стратегию и тактику, финансовую политику Академии наук. Тогда появится необходимая среда для инноваций. А наука станет основой высокотехнологичной экономики» [http://www.novayagazeta.ru/society/42853.html 30.10.09]...

                                         Список литературы
  1. Мулюкин О,П. Как преуспеть в науке или всерьез и с шуткой о научной карьере: монография / О.П. Мулюкин. - Самара: СамГУПС, 2010. - 293 с.: ил.
  2. Мулюкин О.П. Выбор научной карьеры. Инновационный подход / О.П. Мулюкин // Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии. - № 5 (289). - Орел: Госуниверситет-УНПК, 2011. - С. 90-95.
  3.  Мулюкин О.П. К десятилетию научной школы «Динамика и прочность агрегатов и оборудования транспортных систем» Самарского государственного университета путей сообщения /О.П.Мулюкин // Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы XI Международной научно-практической конференции 26-27 декабря 2012г. – В 2 Т.: т.II/Науч.-инф. издат.центр «Институт стратегических исследований».  – М.:  Изд-во  «Спецкнига», 2012. – С.63 – 66. 
  4. Мулюкин О.П. Условия  возникновения, формы и особенности проявления плагиата в научных работах и приемы его предупреждения/ О.П. Мулюкин, В.А. Гордон, М.И. Борзенков // Наука и образование транспорту: материалы VI международной научно – практической конференции. – Самара: СамГУПС, 2013. – С.311-314.
  5. Мулюкин О.П. Формирование личности ученого и стратегии научной карьеры: учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени технических специальностей /О.П. Мулюкин // г. Ливны: ООО Мухаметов, 2013. – 341 с. [Регистрационное свидетельство обязательного федерального экземпляра электронного издания  №34805.  Номер государственной регистрации обязательного экземпляра электронного  издания   №321400275].


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

КОРРУПЦИЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ. СТАТИСТИКА.

ПОЧЕМУ И КАК НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ ПРОЦЕСС СОКРАЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ?

Еще раз о «мусорных публикациях» или почему учет только «ваковских публикаций» преподавателей ведет к деградации научной деятельности в вузах...