ЗИГЗАГИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ: С ТРОПЫ «УТЕЧКИ МОЗГОВ» НА ТРОПУ «УТЕЧКИ ИДЕЙ»
УДК 001.8
О. П. МУЛЮКИН
ФГБОУ ВО
«Самарский государственный университет
путей сообщения», г. Самара
Аннотация.
В данной статье автором охарактеризован
ряд основных причин, следствием которых является не снижающаяся «утечка
мозгов» из России в США и страны Европы
и нарастающая «утечка идей». Одна из
причин этого – процесс глобализации
мирового научного пространства и
повышение рейтинговой активности в нем
российских учебных заведений. В статье
освещены возможные меры руководства
российских предприятий и учебных заве-
дений по защите и удержанию российской
интеллектуальной собственности, которая
может выступать в виде научных идей и
творческих задумок, изложенных авторами
в предлагаемых ими к публикации
материалах.
Ключевые
слова: научная новизна,
интеллектуальная собственность,
патентные исследования, научные идеи,
творческие задумки, национальные
интересы России.
То, что наука
космополитична, – миф. Ученые работают
на государство, а государство им за это
платит. И, уезжая на Запад, тяжело жить
с сознанием того, что ты вкладываешь
свои силы в развитие чужой экономики,
чужой науки, чужой научной среды... Для
привлечения молодых в науку нужно
создавать информационное пространство.
Хотя бы часть денег, которые направляются
на всякие двусмыслен- ные шоу, тратить
на пропаганду науки и карьеры ученого
и рассказывать о подвиге тех, кто открывал
месторождения. А не о «подвиге» тех, кто
владеет ими сейчас.
С.
В. Кривовичев,
профессор СпбГУ: «Общеизвестно,
что за период 1991–1999 гг. количество
ученых в России сократилось почти в два
раза, а в Америке до сих пор трудятся
десятки тысяч наших ученых. И причем
именно в Америку, создавшую максимум
благ для талантливых людей, а не в
какую-либо другую страну стремятся
попасть молодые ученые со всего мира,
в том числе из Европы, включая Россию.
На наш взгляд, основная причина «утечки
мозгов» из России заключается в том,
что до настоящего времени в стране не
изжита примитивная сырьевая модель
экономики, и, как следствие – отсутствие
реального спроса на грамотного человека,
что не позволяет молодым людям, пожелавшим
связать свою жизнь с наукой, реализовать
свой творческий потенциал на родине»
[1, 2, 5].
Эту же мысль
озвучил в на- чале марта 2015 г. вице-президент
Российской академии наук, нобелевский
лауреат по физике Жорес
Алферов,
заявивший, что основная
проблема отечественной науки заключается
не в низком финансировании, а в
невостребованности научных результатов
экономикой и обществом. Проблема
«утечки мозгов», по словам Алферова,
характерна и для других стран Европы и
Азии. «Отовсюду
ученые уезжают только в одну страну –
в Соединенные Штаты Америки. Этот процесс
был, есть и будет»,
– пояснил тогда Алферов.
В марте 2015
г. в интервью телеканалу «Россия-24»
президент РАН Владимир
Фортов также вернулся
к теме «утечки мозгов», отметив, что за
последние полтора года российские
ученые стали чаще уезжать из России в
другие страны, зарплаты в которых намного
выше. Одну из причин этого он видит в
снижении курса рубля, из- за которого
разница в зарплатах российских и
иностранных ученых увеличилась, причем
«наши зарплаты несопоставимы с теми,
которые есть там, они отличаются в разы,
и отличались до повышения курса доллара
к рублю...».
Среди других
причин возможной эмиграции россияне
чаще всего указывают: желание
перебраться в страну с более благоприятным
климатом (12%), более высоким уровнем
жизни (11%), нестабильность политической
ситуации в России (11%), недовольство
политикой власти (10%), отсутствие заботы
со стороны государства (9%), безработицу
(9%), отсутствие карьерного роста (9%) [6].
Отмечается,
что переезд наших граждан – это всегда
негативный удар по потенциалу страны,
но в связи с развитием Интернета и других
коммуникаций наиболее актуальной
становится не только «утечка мозгов»,
но и «утечка идей» [7].
В силу
отсутствия инфраструктуры, хорошей
организации труда, отсутствия
финансирования и планомерной
взаимосвязанной работы по выращиванию
специалистов и при наличии бюрократических
барьеров прекрасные идеи талантливых
российских граждан используются в
экономике и промышленности других
стран.
Проблему
«утечки идей» за рубеж следует
рассматривать в двух плоскостях –
в плоскости «ухода» идей и творческих
задумок российских авторов из-за
непродуманного представления
«незащищенного интеллектуально»
продукта на просторы Интернета при
публикации в научных журналах и трудах
конференции, с одной
стороны, и в плоскости
«ухода идей» в рамках законодательных
и иных инициатив высших российских
чиновников от образования по обязательной
публикации новых разработок российских
ученых и педагогов за рубежом –
с другой.
Эти две
плоскостные позиции столь важны для
дальнейшего развития отечественного
образования, что остановимся на
рассмотрении особенностей каждой в
отдельности.
Плоскость
«ухода» научных идей и творческих
задумок российских авторов из-за
непродуманного представления
«незащищенного интеллектуально»
продукта на просторы Интернета при
публикации в научных журналах и трудах
конференций
Сейчас, когда в
российском на- учном обществе
интернет-пространство все чаще
воспринимается как площадка с многократно
возросшими возможностями «утечки идей»
российских талантов за рубеж, до сих
пор учеными-космополитами «размазываются
и затушевываются» основные мотивы
размещения российскими авторами в
научных изданиях публикаций без
предварительного закрепления приоритета
по приводимым в них новым идеям и
творческим задумкам с учетом ненанесения
вреда государству их открытой публикацией
[3, 4]:
- Практически во всех научных журналах (из ряда издания, рецензируемого ВАК, изданий с РИНЦ и других менее именитых журналов) и сборниках трудов или тезисов конференций различного уровня (от регионального до международного) основным требованием к подаваемым на публикацию статьям или сообщениям является наличие научной новизны в изложенных в них результатах, которая проверяется при помощи различных антиплагиаторных систем. И если автором четко не оговорен/затушеван его личный приоритет на признаки научной новизны, в том числе результаты исследования патентной чистоты полученных технических данных, то без этого, в случае наличия в них признаков интеллектуальной собственности, они могут обнаружены другими авторами и использованы как разработанные ими. Поэтому требование руководства предприятий и вузов чаще печататься в солидных научных изданиях Запада без закрепления авторства на выдвигаемые идеи может привести к раскрытию западным конкурентам сути интеллектуальной собственности авторов и используемых в них ноу-хау, а в ряде случаев идеи могут быть присвоены зарубежными учеными. Также понятно, что процесс выявления признаков новизны и оформления охранных документов на созданный научный продукт – дело хлопотное, сопряженное с финансовыми расходами, и, как правило, авторами сообщений это не проводится. Опытные авторы, не решившие проблемы с защитой интеллектуальной собственности результатов публикуемых сообщений, обычно не дают полной развертки полученных результатов, формул и выводов, а иногда специально указывают тупиковое разветвление работы, которое уточняется в последующих публикациях после получения охранных документов на результаты работы. Но также понятно, что так поступить могут только научные авторитеты, хорошо известные в конкретной нише знаний, а не молодые ученые, пробивающие свой путь в науке.
- Нередки случаи, особенно при подготовке публикаций аспирантами и докторантами перед защитой диссертаций, когда авторы с целью набора требуемого от них конкретного числа публикаций в изданиях, рецензируемых ВАК, или в международных изданиях заведомо игнорируют работу по выявлению в подаваемых к публикации статьям интеллектуальной собственности и публикуют все полученные теоретические и экспериментальные исследования, которые при определенном раскладе становятся впоследствии чужими для российской науки ввиду их комплексного использования в зарубежных разработках, защищенных охранными документами. При этом следует прислушаться к мнению петербургского профессора А. М. Долотова о целесообразности выставления для открытого пользования подготовленных к защите диссертаций: «После того что все материалы диссертации по требованию ВАК выставляются в Интернете, о каком еще уроне идет речь? Речь идет, разумеется, о технических науках». В последние годы солидные научные журналы на Западе практикуют интервью с учеными и специалистами производства по их видению технического прогресса на конкретном научном направлении развития техники или технологии. И нередки случаи, когда воодушевленные вниманием журнала молодые ученые раскрывают творческие задумки и находки коллектива работников, совершивших научный прорыв на конкретном участке работ, что может незамедлительно использоваться конкурентом. Поэтому для исключения таких случаев редакция российских журналов (понятно, что редакциям зарубежных журналов, работающим на получение результатов, это не надо) должна перед печатанием материалов требовать от авторов акты экспертизы организации по месту работы авторов по возможности открытого опубликования в печати представленных в журнал материалов. Подводя итог изложенному, отметим, что непродуманное включение авторами в сообщения/статьи новых, незащищенных идей и творческих задумок для публикации в научных изданиях всех рангов, включая электронные на- учные журналы, задействованные в Интернете, не всегда правильно, ибо такие публикации, повышая издательский рейтинг авторов и организаций по месту их работы, могут нанести экономический или иной урон определенной отрасли или экономике государства в целом, а также лишить страну приоритета в конкретных областях науки и техники. И безусловно, это должно быть принято во внимание и учтено руководителями предприятий, вузов и редакциями всех российских научных журналов, принимающих решения по публикации авторами научных работ.
Плоскость
«ухода идей» научных идей и творческих
задумок российских авторов в рамках
законодательных и иных инициатив высших
российских чиновников от образования
по обязательной публикации новых
разработок российских ученых и педагогов
за рубежом
Россию ожидает
невиданное по масштабам сокращение
вузов. Останутся только те вузы, которые
встраиваются в систему «Глобального
образования». Уже работает проект
«5-100», по которому к 2020 г. пять российских
институтов и университетов должны войти
в сотню лучших мировых «вышек».
Естественно, по неким мировым критериям.
Сейчас в проекте уже участвует 21 вуз.
По условиям участия в проекте «5-100»
необходима фундаментальная трансформация
в соответствии с международными
стандартами, должен быть определенный
процент иностранных специалистов,
преподавателей и студентов, треть
программ должна быть на иностранном
языке, аспиранты должны публиковать
свои работы на английском языке в
международных журналах! И это в учебных
заведениях, где проводятся совершенно
секретные работы в интересах
обороноспособности страны.
Российские
мозги уже могут не утекать на Запад, а
думать, исследовать здесь, за российские
же деньги, но по направлениям и в интересах
бывшего потенциального противника.
Дешевле выйдет. Яркий пример – Сколковский
центр. Там просто все открыто и прозрачно
уходит за рубеж. Все интеллектуальные
разработки, прикладные технологии,
разработанные на средства российского
бюджета. И это к тому, что уже 150 тыс.
наших ученых, по данным исследователей,
с 1990 по 2015 г. работают за рубежом [8].
Выводы
Вдумчивый
человек, оценив грядущие последствия,
«накатывающие» на российское образование
и науку из «второй плоскости», горестно
махнет рукой на негатив от «плоскости
первой» и задастся вопросом: «Что
делать?».
По крайней
мере, давайте согласимся с мнением
депутата И.
И. Никитчука, что
нельзя оставаться равнодушным к
навязываемым нам Западом «правилам
игры», и будем по мере сил и возможностей
им противодействовать: «Вся
нынешняя социальная политика определяется
теми, кто владеет нашей собственностью,
то есть крупным международным олигархатом
и его российскими ставленниками.
Необходимо не на словах, а в реальности
отодвигать их от принятия стратегических
решений в вещах, которыми должно управлять
суверенное государство в своих интересах.
Пока это не будет сделано, все заявления
о нашем суверенитете, о наших национальных
интересах – пустой звук.
На Востоке говорят: хочешь победить
врага – воспитай его детей. Они уже
съели почти все в стране, на очереди
наши дети» [9].
ЛИТЕРАТУРА
- Мулюкин О. П. Как преуспеть в науке, или всерьез и с шуткой о научной карьере : монография. – Самара : Изд-во СамГУПС, 2010. – 293 с.
- Мулюкин О. П. Выбор научной карьеры. Инновационный подход // Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии. – № 5 (289). – Орел : Госуниверситет- УНПК, 2011. – С. 90–95.
- Мулюкин О. П. К десятилетию научной школы «Динамика и прочность агрегатов и оборудования транспортных систем» Самарского государственного университета путей сообщения // Теоретические и методологические проблемы современного образования : мат. XI Междунар. науч.-практ. конференции, 26–27 дек. 2012 г. : в 2 т. – М. : Спецкнига, 2012. – Т. II. – С. 63–66.
- Мулюкин О. П., Гордон В. А., Борзенков М. И. Условия возникновения, формы и особенности проявления плагиата в научных работах и приемы его предупреждения // Наука и образование транспорту : мат. VI Междунар. науч.-практ. конференции. – Самара : Изд-во СамГУПС, 2013. – С. 311–314.
- Мулюкин О. П. Формирование личности ученого и стратегии научной карьеры : учеб.-метод. пособие. – Ливны : ООО Мухаметов, 2013. – 341 с.
- Роснаука [Электронный ресурс]. – Режим доступа: rosnauka.ru/publi cation/540.
- Bloomberg: «утечка мозгов» из России усилилась [Электронный ресурс]. – Режим доступа: comstol. info/2015/09/obshhestvo/11634.
- Аргументы недели [Электронный ресурс]. – Режим доступа: argumenti.ru/society/n523/432461.
- Никитчук И. И. Так что ждет российское образование? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: kprf.ru/ activity/education/151249.html.
ZIGZAGS
OF THE RUSSIAN EDUCATION AND SCIENCE: FROM THE PATH OF «BRAIN
DRAIN» TO THE PATH OF «IDEAS LEAKAGE»
Мулюкин
Олег Петрович, д-р техн.
наук, профессор, заслуженный деятель
науки РФ, заслуженный изобретатель
РФ, профессор кафедры «Механика и
инженерная графика», ФГБОУ ВО «Самарский
государственный университет путей
сообщения: Россия, 443066, г.Самара, ул.
Свободы, 2В. Тел.: (846) 262-41-12 E-mail:
OperatorOM@yandex.ru
Mulyukin
Oleg Petrovich, Dr. of Tech. Sci.,
Prof., honorary worker of science of the RF, honorary inventor of the
RF, Prof. of Mechanics and Engineering Graphics Department, Samara
State Transport University. Russia.
Keywords:
scientific innovation, intellectual property, patent researches,
scientific ideas, creative ideas, Russia’s national interests.
The
author of this article described a number of fundamental reasons, the
consequence of which is not to reduce the “brain drain” from
Russia to the United States and Europe and growing “ideas leakage”.
One of the reasons for this is the process of globalization of the
world scientific space and growing the rating activity in the Russian
educational institutions. The article discusses the possible measures
of a management of the Russian enterprises and educational
institutions for the protection and retention of intellectual
property, which may be in the form of scientific ideas and creative
ideas presented by the authors in their proposed materials for
publication.
Источник:
Мулюкин, О. П. Зигзаги российского
образования и науки: с тропы «утечки
мозгов» на тропу «утечки идей» /О. П. Мулюкин
. - Научный журнал «Научная мысль». - №
2, 2016. - С.162-167.
Комментарии
Отправить комментарий