Еще раз о «мусорных публикациях» или почему учет только «ваковских публикаций» преподавателей ведет к деградации научной деятельности в вузах...






Мулюкин О.П.,  д.т.н., профессор, заслуженный изобретатель Российской Федерации, заслуженный деятель науки Российской Федерации, член Совета Самарского профессорского союза

В российских вузах прошла структуризация/слияние  факультетов, кафедр и вспомогательных в учебном процессе подразделений. Омоложен руководящий состав кафедр и подразделений... Но творческого подъема  науки  в вузах  не наблюдается, а порой  происходит  даже снижение   ранее достигнутых  научно-педагогические показателей,  в том числе по подготовке и защите высококвалифицированных научных кадров, - аспирантов и докторантов...  

О причинах нынешнего  неблагополучного состояния вузовской науки в российском научно-педагогическом сообществе говорилось и говорится очень много: и в  научных публикациях многочисленных  изданий, и в личных беседах педагогов и на конференциях разного уровня...
В одном сообщении нельзя охватить все аспекты столь  сложного вопроса, а потому позволю себе остановится  лишь на одной теме, напрямую определяющей  качество организации и эффективность научной работы преподавателя вуза...

Начиная с 2015 года,  в вузах, в частности в нашем СамГУПС,   на первый план оценки эффективности  работы педагога (обратите внимание педагога, а не ученого) выходит количество публикаций в изданиях, рецензируемых ВАК... Дело доходит до смешного, но руководство вуза  смотрит на все другие публикации (даже в изданиях с РИНЦ),  как на нечто второстепенное. Всем понятно  «откуда дует ветер»:  глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов в своем сочинском выступлении  довольно жестко раскритиковал   отчетность руководителей вузов, в которой прослеживается  увеличение  публикаций  «мусорных публикаций», которыми министерские чиновники считают публикации в изданиях, не входящих в Перечень рецензируемых ВАК. Более того Дмитрий Ливанов в этом выступлении пригрозил, что министерство будет наказывать вузы рублем, если они не прислушаются к его словам.
Примечание. Минобрнауки будет сокращать финансирование вузам за наращивание научных публикаций в непрестижных журналах.  Об этом заявил министр образования РФ Дмитрий Ливанов на совещании в правительстве РФ по вопросу повышения конкурентоспособности ведущих университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров: "И мы выяснили, что некоторые вузы пытаются быстро нарастить объем своих научных публикаций, но публикуя результаты в журналах, которые не являются престижными. По существу, в профессиональном сообществе это называется "мусорными публикациями". Эти случаи выявляются, их не так много, к счастью. Мы принимаем серьезные решения, нацеленные на исключение таких случаев в дальнейшем, в том числе вузы лишаются части финансирования в том случае, если выявляются такие прецеденты" [http://www.unkniga.ru/news/5160-minobrnauki-sokratit-finansirovanie-vuzam-za-musornye-publikatsii.html 21.10.15]

У меня, как и у многих других преподавателей-ученых, иное мнение на этот счет. На наш взгляд, возникающие научные  идеи или технические новинки должны быть вначале  «обкатаны» (доложены, обсуждены и оценены) на конференциях с представлением (публикацией)  в виде тезисов докладов (как правило,  в изданиях не из Перечня, а порой и без РИНЦ), а лишь затем, - с учетом результатов ранее проведенных обсуждений, - доведены до уровня требований  к статьям из Перечня журналов, рецензируемых ВАК, и, соответственно опубликованы.  Без этого публикация сообщений авторов в таких журналах нецелесообразна. Но, к сожалению, этот путь публикации сообщений и статей  руководством вузов не особо приветствуется, и всё сводится к инициативе самих авторов, публикующихся  в сборниках  различных конференций самостоятельно без поддержки вузом, причем практически все публикации в  таких сборниках платные...

 Разумеется деятельность преподавателей, имеющих трудовые  (или эффективные) контракты с руководством вузов, регламентируется   их должностными обязанностями и  должна соответствовать видению руководства вуза по   направлениям  развития научно-педагогического  деятельности профессорско-преподавательского состава, которые  в свою очередь определяется нормативными документами Минобрнауки... 
А, посему, всякое инакомыслие в стенах вуза не приветствуется, и, следовательно, отличные мнения  отдельных профессоров  практически всегда трактуюся  как не актуальные/несвоевременные и ущербные для имиджа вуза... 
И  такую  негативную  ситуацию  по научной деятельности профессорско-преподавательского состава вузов   не переломить   лишь одними требованиями  к  преподавателям по  резкому  наращиванию публикаций в изданиях из Перечня ВАК (про «скопус» лучше и не упоминать)... 


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ПОЧЕМУ И КАК НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ ПРОЦЕСС СОКРАЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ?

Обзор и авторский комментарий интернет-сообщений по путям повышения читательской и рекламной привлекательности интернет-изданий...