Еще раз о «мусорных публикациях» или почему учет только «ваковских публикаций» преподавателей ведет к деградации научной деятельности в вузах...
Мулюкин О.П., д.т.н., профессор, заслуженный изобретатель Российской Федерации, заслуженный деятель науки Российской Федерации, член Совета Самарского профессорского союза
В российских вузах прошла структуризация/слияние факультетов, кафедр и вспомогательных в учебном процессе подразделений. Омоложен руководящий состав кафедр и подразделений... Но творческого подъема науки в вузах не наблюдается, а порой происходит даже снижение ранее достигнутых научно-педагогические показателей, в том числе по подготовке и защите высококвалифицированных научных кадров, - аспирантов и докторантов...
О причинах нынешнего неблагополучного состояния вузовской науки в российском научно-педагогическом сообществе говорилось и говорится очень много: и в научных публикациях многочисленных изданий, и в личных беседах педагогов и на конференциях разного уровня...
В одном сообщении нельзя охватить все аспекты столь сложного вопроса, а потому позволю себе остановится лишь на одной теме, напрямую определяющей качество организации и эффективность научной работы преподавателя вуза...
Начиная с 2015 года, в вузах, в частности в нашем СамГУПС, на первый план оценки эффективности работы педагога (обратите внимание педагога, а не ученого) выходит количество публикаций в изданиях, рецензируемых ВАК... Дело доходит до смешного, но руководство вуза смотрит на все другие публикации (даже в изданиях с РИНЦ), как на нечто второстепенное. Всем понятно «откуда дует ветер»: глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов в своем сочинском выступлении довольно жестко раскритиковал отчетность руководителей вузов, в которой прослеживается увеличение публикаций «мусорных публикаций», которыми министерские чиновники считают публикации в изданиях, не входящих в Перечень рецензируемых ВАК. Более того Дмитрий Ливанов в этом выступлении пригрозил, что министерство будет наказывать вузы рублем, если они не прислушаются к его словам.
Примечание. Минобрнауки будет сокращать финансирование вузам за наращивание научных публикаций в непрестижных журналах. Об этом заявил министр образования РФ Дмитрий Ливанов на совещании в правительстве РФ по вопросу повышения конкурентоспособности ведущих университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров: "И мы выяснили, что некоторые вузы пытаются быстро нарастить объем своих научных публикаций, но публикуя результаты в журналах, которые не являются престижными. По существу, в профессиональном сообществе это называется "мусорными публикациями". Эти случаи выявляются, их не так много, к счастью. Мы принимаем серьезные решения, нацеленные на исключение таких случаев в дальнейшем, в том числе вузы лишаются части финансирования в том случае, если выявляются такие прецеденты" [http://www.unkniga.ru/news/5160-minobrnauki-sokratit-finansirovanie-vuzam-za-musornye-publikatsii.html 21.10.15]
У меня, как и у многих других преподавателей-ученых, иное мнение на этот счет. На наш взгляд, возникающие научные идеи или технические новинки должны быть вначале «обкатаны» (доложены, обсуждены и оценены) на конференциях с представлением (публикацией) в виде тезисов докладов (как правило, в изданиях не из Перечня, а порой и без РИНЦ), а лишь затем, - с учетом результатов ранее проведенных обсуждений, - доведены до уровня требований к статьям из Перечня журналов, рецензируемых ВАК, и, соответственно опубликованы. Без этого публикация сообщений авторов в таких журналах нецелесообразна. Но, к сожалению, этот путь публикации сообщений и статей руководством вузов не особо приветствуется, и всё сводится к инициативе самих авторов, публикующихся в сборниках различных конференций самостоятельно без поддержки вузом, причем практически все публикации в таких сборниках платные...
Разумеется деятельность преподавателей, имеющих трудовые (или эффективные) контракты с руководством вузов, регламентируется их должностными обязанностями и должна соответствовать видению руководства вуза по направлениям развития научно-педагогического деятельности профессорско-преподавательского состава, которые в свою очередь определяется нормативными документами Минобрнауки...
А, посему, всякое инакомыслие в стенах вуза не приветствуется, и, следовательно, отличные мнения отдельных профессоров практически всегда трактуюся как не актуальные/несвоевременные и ущербные для имиджа вуза...
И такую негативную ситуацию по научной деятельности профессорско-преподавательского состава вузов не переломить лишь одними требованиями к преподавателям по резкому наращиванию публикаций в изданиях из Перечня ВАК (про «скопус» лучше и не упоминать)...
Комментарии
Отправить комментарий