МАТВЕЙ И БЕСЫ. Мистическая пьеса

 Действующие лица


Матвей -  купец, душу которого хотят забрать прислужники Сатаны
Ерёма - трактирщик
Пелагея - жена трактирщика
Игнатий - старший бес
Волькер - бесенок, сподручный Игнатия

 

 


Действие 1
Картина 1


Трактир.  За  дубовым столом на огромной скамье  в обнимку сидят загулявший  купец Матвей и бес Игнатий. Трактирщик Ерёма  ставит на стол очередной  графинчик водки, блюдо с варенными раками и уходит за  стойку, где хлопочет с закусками его жена Пелагея.

Пелагея (шепотом мужу):
Купец Матвей неделю пьет,
Бес по пятам за ним, как хвост...
По всем с ним ходит кабакам,
Там  водку льет ему в стакан...
Хочет ввести его в соблазн,
Душу  купца хочет забрать...

Ерёма (тоже шепотом):
Услышит бес,  молчи жена,
Есть у Матвея голова...


Игнатий, услышав разговор Еремы с женой, погрозил им пальцем. Затем налил водку в пустые стаканы и взялся поучать Матвея.

Игнатий:

Зло на земле есть и добро,
Жить с этим людям суждено...
Душа достаток не несет,
Частенько в нищете живет...
С деньгами все можно купить,
Один вопрос: как их добыть?
Матвей, живи лишь для себя,
Зачем тебе семья, друзья?
Жена разлюбит и уйдет,
Друг  друга лучшего найдет...
А когда дети подрастут,
Все, что нажил,  вмиг отберут...
Смотри на  всех ты свысока,
И помни, -  я с тобой всегда!
Утешу,  подбодрю тебя,
И в трудный час налью вина...

Матвей:
А ты, Игнатий, «молодец»,
Хочешь споить,  «родной отец».
В бродягу хочешь превратить,
С тобой не буду больше пить...
В последний раз -  на посошок,
Затем уматывай, «дружок».

Матвей и Игнатий чокаются стаканами, выпивают водку и потрошат раков. В трактире появляется подручный Игнатия -  бесенок Волькер. Он подсаживается к загулявшей компании.

Игнатий:
Матвей, знакомься, это друг,
Все  Волькером его зовут...
Всегда надежен, как кинжал,
Он не испортит  любой бал.

Матвей пожимает  Волькеру руку и разливает водку в стаканы.

Волькер:
Игнатий мудр и всегда прав,
Сбылось всё то, что предсказал...
Матвей совет тебе даю,
Душу свою отдай ему...
И жизнь, как сказка, полетит,
Станешь богат и знаменит…
Да и зачем нужна душа,
Когда в кармане ни гроша...


Матвей:
Неправда, мне душа нужна,
Деньги пропью, она цела...
Пьяный в канаве могу спать,
Очнусь  - душа начнет спасать.
Душу свою грешно продать,
Её дала Природа - мать...
И Бог-отец благословил,
Чтоб жил я честно, не грешил...


Игнатий:
Матвей, все это лишь слова,
Опровергают их дела...

Ложь и невежество царят,

Все власти, да деньжат хотят…

Закрыты души на замок,

Забил сердца людские лёд…
Зависть людей  в душе всегда,
Диктует действия она...

И страсть к деньгам очень сильна,

Смиряется пред ней душа…

 

Матвей:

Встречал по жизни я «друзей»,

Таким давал бы я расстрел…

За деньги могут убивать,,.

Друзей готовы предавать,

Врагов способны обнимать,

У бедного  кусок отнять…

Конечно, деньги – это зло,

Но нищим быть нехорошо.

 

Игнатий:
Людишки мелкие пошли:
Ворье, чинуши и льстецы
Плюс лицемеры,  пошляки,
Да властолюбцы - подлецы...
Без денег шагу не шагнут,
За деньги родину сдадут...
У них душонка - не душа,
Не дам я за нее  рубля...

Волькер:

Деньги поссорили людей,

Чем больше их, тем ты сильней…

Нет уважения, нет любви,

Друг другу стали все враги…

За деньги продадут родню,

А за большие -  и страну…
Игнатий прав, я так скажу,
Матвей, я это докажу...

Трактирщик, быстро к нам лети,
Еще графинчик захвати...

К столу подходит  Ерёма, ставит на него графин с водкой и вопросительно смотрит на Волькера, который держит в руках раскрытый, полный денег  кошелёк.


Волькер:
Скажи, Ерёма, но не ври,
Не проведешь меня, учти.
Ты деньги любишь или нет?
За деньги скажешь бога нет?
А скажешь, то я награжу,
Десять червонцев подарю...

Волькер  достал из кошелька десять червонцев и пододвинул их на край стола, поближе к трактирщику.


Ерёма:
Не скрою, деньги я люблю,
И ради них трактир держу..
Десять червонцев я возьму,
Что бога нет Вам подтвержу...

Довольный Волькер кивает трактирщику на деньги, тот  их забирает,  с поклоном уходит  к  стойке и  показывает жене подаренные червонцы.

Пелагея:
Ну,  непонятные дела,
Сказать и я бы так смогла...

А тем временем в беседу с Матвеем включился старший бес.



Игнатий:
Матвей,  в сомненьи  вижу ты.
Эй, Пелагея подойди...



К столу подходит Пелагея и вопрошающе смотрит на Игнатия.

Игнатий (глядя в глаза Пелагее):
Скажи, что любишь ты меня,
Дам два червонца за слова...
Целуешь в губы,  то тогда
До трёх поднимется цена...

Игнатий достает кошелек, вынимает из него три червонца и кладет на край стола перед Пелагеей. Та бросает  взгляд на  стоящего за стойкой мужа, который  внимательно наблюдает за происходящим.  Трактирщик  одобрительно кивает жене головой.

Пелагея:
Мой господин я Вас люблю,
Вам  поцелуй, что я не вру...

Пелагея целует Игнатия в губы, по его знаку забирает деньги и, кланяясь,  возвращается  за стойку к мужу. Они с восхищением рассматривают червонцы, подаренные бесом.

 

Ерема:
Судьба Матвея нам дала,

И нам с тобой зевать нельзя…
Бог даст, как люди, заживем,
С тобой  построим новый дом.
Тогда  детишек заведем,
А под трактир людей наймем...

Пелагея:

Бог даст и сбудется мечта,

Мы заживем, как господа


А тем временем бесы продолжали нравоучительную беседу с подвыпившим купцом.

Игнатий:
Матвей, надеюсь понял ты,
Что там, где деньги, нет души.
Коль понял, душу мне отдай,
Себе награду выбирай...

Пьяный Матвей несколько минут размышляет, качает в такт мыслям головой и беззвучно шевелит губами...

Матвей:
Что ж, убедили вы меня,
Без денег не нужна душа.
Вам душу отдаю свою,
И за нее взамен прошу:
Был полон  кошелек всегда,
И  чтобы  жил я лет до ста...
А умереть вдруг захочу,
Волю исполните мою.

Игнатий достает из кармана два экземпляра Договора и подает их изумленному  Матвею.


Игнатий:
Листы на подпись  подаю,
Их кровью подписать прошу.
Мною подписаны они,
Держи  Матвей, -  сам подпиши.

Игнатий протягивает листы  Матвею. Тот читает договор и одобрительно кивает головой. Потом  достает булавку, накалывает ей палец и выдавливает по капле крови на каждый экземпляр Договора. Затем с нажимом прикладывает к каждой капле свой палец. Игнатий с удовлетворением за этим наблюдает и  прячет в карман один экземпляр Договора. Другой экземпляр Договора Матвей убирает в свой карман.

Матвей  (смеётся):
Стал я прислужник  Сатаны,
Теперь рубцы вместо души.
Ерёма, всем велю подать
Шампанского, - прямо сейчас.

Я оплачу всё, я богат,

И этому я очень рад…

Игнатий
Нам с Волькером уже пора,
Тебе оставлю перстень я...
Три раза коль его потрешь,
Узнаем мы, что нас зовёшь...

Игнатий подает Матвею перстень и покидает трактир вместе с Волькером. Матвей надевает перстень на указательный палец правой руки.

Трактирщик с женой  обходят всех  посетителей трактира и угощают шампанским.  Оставшись один, Матвей положил голову на стол и задремал.

Ерёма (жене):
Вот радость привалила нам,
Недельный сбили капитал...
Ты за Матвеем пригляди,
У нас пожить уговори...
Во флигельке ему стели,
Купцы с  деньгами  нам нужны...

Пелагея подходит к Матвею, что-то  ласково шепчет ему на ухо, тот приподнимается. Пелагея приобнимает его и уводит  спать во флигель. Довольный Ерёма радостно потирает руки.

Продолжение следует

 

28.04.2021

 

 

Источник от 28.01.2021: https://zen.yandex.ru/media/id/5c34959aa2966000aa0de380/matvei-i-besy-misticheskaia-pesa-60886f7feac32e1c6d865bcb

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

КОРРУПЦИЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ. СТАТИСТИКА.

ПОЧЕМУ И КАК НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ ПРОЦЕСС СОКРАЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ?

Еще раз о «мусорных публикациях» или почему учет только «ваковских публикаций» преподавателей ведет к деградации научной деятельности в вузах...