ПОЧЕМУ В ТРАНСПОРТНЫХ ВУЗАХ ХИРЕЕТ НАУКА И ИСЧЕЗАЮТ НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ?*








«Деньги не купят счастья тому, кто сам не знает,
 чего хочет. Деньги не укажут цель тому, кто
 выбирает свой путь с закрытыми глазами. Деньги
 не купят ум дураку, почет - подлецу, уважение –
профану. Если вы попытаетесь с помощью денег
 окружить себя теми, кто выше и умнее вас, дабы
 обрести престиж, то в конце концов падете
жертвой тех, кто ниже»
Айн Рэнд, 
американская писательница и философ


Не секрет, что в настоящее время для перевода бюджетных образовательных учреждений на «самоокупаемость» при полной поддержке, а порой за счет принудительного поддавливания высшими чиновниками от образования в государственных вузах и научных организациях создаются различные бизнес-структуры, например, в виде малых инновационных предприятий (МИП) и их простейшей формы -  обществ с ограниченной ответственностью (ООО), обеспечивающие «коммерциализацию учебного процесса и науки», насаждающей в вузах торгашеский дух и рыночные отношения, в том числе в форме «платных образовательных услуг» [http://eot-nsk.livejournal.com/282729.html 12.02.16]:

- «На смену профессорам и доцентам советской закалки, которые действительно занимались всю жизнь наукой, приходят молодые, здоровые, холодно-расчетливые, циничные, наглые, как сорняки, кандидаты, получившие свою степень, как шутят в этой среде, «по совокупности хоздоговорных работ». Эти понимают только одно и производят только одно — прибыль. Кстати, эта прослойка — своего рода кулаки при когнитариате — представляют собой огромную проблему. Постепенно занимая позиции в вузах, они с яростью разрушают те особые академические отношения, этику и ценности, которые определяют вузовскую среду и без которых вузы мутируют в нечто иное. Часть из них действуют инстинктивно, просто расчищая себе дорогу к деньгам (nothing personal, it’s just business — ничего личного, только бизнес)»;

- «Но есть и те, кто сознательно и целенаправленно, буквально разоряет и оскверняет «храмы наук». И делает это из более серьезных соображений. Во-первых, такие люди понимают свою крайне низкую, а иногда откровенно нулевую научную ценность — денег как грязи, а ты остаешься выскочкой и неучем, и все об этом знают. Первое, что приходит на ум в такой ситуации — это передушить всех, кто мешает тебе утвердиться в роли «уважаемого человека», мешает просто фактом своего существования рядом с тобой. Но просто взять и всех задавить недостаточно, нужно менять приоритеты и ориентиры в своих коллективах, насаждать новые ценности — фактически рыночные вместо академических. Во-вторых, такие люди обычно крайне рациональны, чем они, кстати, очень гордятся. А излишняя рациональность в человеке пробуждает зверя. И тогда даже business начинает отходить на второй план, и остается только ненависть к науке, которая у этих людей приобретает столь же окончательный характер, с каким, может быть, только фашизм способен ненавидеть культуру».

Вот некоторые выводы автора из свершаемой на наших глазах «коммерциализации» вузовской науки:

1. Наметился и продолжает усугубляться кадровый и финансовый развал вузов, так как  ректора в соответствии с директивами Центра по обеспечению «самоокупаемости деятельности образовательных учреждений»  продолжают настойчиво насаждать в университетах  всевозможные ООО, «стригущие купоны» на стороне явно не для пользы университетов, а для личной пользы руководства вузов и пользы отдельных «бизнесменов», уютно расположившихся на учебных площадях и пользующихся всеми благами вузовского бюджетного подкрепления в ущерб финансовым интересам остальных членов профессорско-преподавательского состава. При этом вузовские фундаментальная и прикладная наука теряют свои позиции, а деятельность научных школ и подготовка аспирантов, докторов и кандидатов наук отходят на второй план.
Примечание. На наш взгляд, это происходит потому, что сколько бы ректора и их приближенные не создавали различных ООО, Центров и прочих бизнес-структур на учебных площадях главная задача университетов по завоеванию лидирующих позиций в транспортном образовании и науке останется нерешенной, ибо:
- все эти коммерческие новообразования зарабатывают деньги на выполнении заказов, никак с наукой не связанных, ибо бизнесу нужна гарантированная прибыль, и бизнес не даст денег на поисковые научные исследования с непредсказуемым результатом, а по сему фактически выступает в виде научного тормоза работающих на него преподавателей и научных сотрудников по конкретной прикладной теме;
- задействованные в этих коммерческих новообразованиях преподаватели и сотрудники вузов вынуждены «плюнуть на науку», «отдаться рыночной стихии», деградировать в наборе новых знаний в преподавательской сфере с ее нищенскими заработками и пустить на самотек работу по подготовке/воспитанию своей высококвалифицированной научно-педагогической смены.

2. Нередки случаи, когда ректора бюджетных вузов превращаются в алчных дельцов- хозяйственников, не способных обеспечить должное развитие вверенных в их управление государственных вузов, при этом они фактически «подмяли» под себя, своих родственников и нескольких доверенных лиц государственные вузы, сделав их  собственными вотчинами, где оппонентам нет места, а всем заправляют их приближенные, нацеленные на получение  личной прибыли, в том числе за счет финансовых нарушений при исполнении сторонними фирмами аренды, ремонта и охраны помещений вузов, в проведении и распределении закупок по ряду объявляемых  тендеров, при прокручивании бюджетных средств через наукообразные вузовские структуры, типа ООО и многочисленные Центры… Не гнушаются ректора устройством своих родственников и друзей на работу на «хлебные» должности в структурах университетов, а также решения их жилищных проблем за счет вузов [3].   
Примечание. Это приводит к тому, что в ряде российских вузов нарастает социальная напряженность из-за недовольства коллективов проводимой их ректорами непрерывной и нескончаемой модернизации университетов, в результате которой:
- число преподавателей и сотрудников вуза год от года сокращается, что ведет к  немыслимой интенсификации труда оставшихся работников, а высвобождающие при этом бюджетные средства направляются ректорами не на увеличение весьма скромных зарплат преподавателей и сотрудников вуза, а на  повышение зарплат, премий и разных доплат лично ректорам, администрации университетов и приближенным ректоров. Преподаватели и сотрудники вуза не ханжи и вовсе не против высоких доходов ректоров и их ближайших помощников, но только в том, единственном случае, когда довольны своим финансовым состоянием коллективы университетов, а тогда коллективы будут довольны своими ректорами;
- в университетах неуклонно снижается эффективность учебного процесса и вузовской науки, теряющих из-за деструктивной кадровой политики алчных ректоров последних руководителей, профессионалов-специалистов по профилю дисциплин кафедр путем их замены ректорскими назначенцами, специальность которых порой не соответствует требуемому профилю изучаемых дисциплин… В ряде случаев объективная, непредвзятая проверка вузов легко покажет, что ряд заведующих специализированных, выпускающих кафедр и работающие на них ведущие преподаватели имеют дипломы, не соответствующие профилю закрепленных за кафедрами специальностями. Следствием этого явилось резкое снижение качества знаний выпускников вуза, которые становятся невостребованными на отделениях железных дорог ОАО «РЖД»;
- порой ректора забывают о простом человеческом приличии и рекомендациях деловой этики, когда на фоне весьма скромных зарплат рядовых преподавателей и сотрудников вузов ректора  и их приближенные назначают себе баснословные зарплаты и немыслимые премии, которые нагнетают социальную напряженность в коллективах и провоцируют работников на протестные акции, в том числе в социальных сетях. При этом в большинстве вузов создана обстановка полной секретности финансового вознаграждения всех членов ректорской команды не только по размеру ежемесячных зарплат, но и по начислению квартальных и годовых премий, а также размеров финансовой материальной помощи лично ректору и его приближенным. Причем попытки преподавателей озвучить в сети даже открытые сведения по задекларированным командой ректора годовым доходам, опубликованные учредителем, на фоне сопоставления с доходами большей части коллектива университета, вызывают откровенное неудовольствие у самих ректоров и наталкиваются на противодействие вузовских администраций.


3. Самое страшное так это то, что чиновники всех уровней (в уютных московских кабинетах и в кабинетах на местах в провинции) стремятся сделать нынешнюю «коммерческую систему управления» вечной, оказывают ожесточенное сопротивление любым попыткам ее переналадки под нужды простых людей, на которых, собственно, держится научно-образовательный базис, кормящий чиновничью надстройку, и обвиняют протестующих против «системы» во всех смертных грехах… Этот обвинительный уклон со стороны чиновников от образования присутствует на всех ступенях иерархической служебной лестницы, при этом чиновники подавляют всё протестное, в том числе мерами административных взысканий для унижения работников-профессионалов, стремящихся делать дело, а не выслуживаться перед администрацией. Чиновники пытаются наказать людей, которые говорят о нищенских зарплатах вузовских работников, притеснениях на работе и необходимости соблюдения принципов социальной справедливости в оплате труда преподавателей и представителей администрации.
Примечание. Неужели нет выхода из ожидающего нас «финала» и российское образование подойдет к дну своего падения, когда ему уже ничего не поможет?
Российские патриоты уверены, что выход есть: «Нужно выдвигать профессионалов в управление образовательными учреждениями вместо нынешних «чиновников от образования», создавших свою «систему» подавления   стремления людей к социальной справедливости. Причем создаваемые «системой» проблемы человеку в одиночку не решить, только в объединительном союзе со всеми её противниками… Ведь если в учреждение всем будет командовать экономист с юристом, да бухгалтер, то это путь к скорому его развалу. Нынешняя «система управления» в учреждениях высшей школы абсолютно ненормальная с точки зрения нормального человека: администрация неуклонно повышает своё благосостояние, вузовские работники нищают, учебный процесс и наука «загибаются», а поэтому требуется срочное, радикальное смещение приоритетов!» [1-2].

4. Как бы отдельные ректора «не надували щеки», но факт остается фактом: порой в вузах  нет научных школ и ученых-профессионалов, а научная деятельность в университетах  имитируется созданием пухлых и никому не нужных отчетов, а также отправкой победных реляций в головное ведомство  об успешном освоении очередной порции бюджетных средств, выделяемых ежегодно на развитие фундаментальных и прикладных исследований по транспортной тематике … Порой большинство научных позиций в университетах закрыты учеными из других вузов, подготовка молодых ученых сходит на нет, а зафиксированные на официальных вузовских сайтах основные научные направления и научные школы образовательных учреждений по сути своей сведены к несуразной схеме с неверно трактуемыми администрацией вузов принципами организации и развития высокоэффективной вузовской науки.
Примечание. Данный вывод об отрицательном влиянии «коммерциализации вузовской науки» в транспортных вузах страны наглядно подтверждается тем, как «уверенно» теряет ранее завоеванные позиции в транспортном образовании Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС) под руководством ректора Дмитрия Железнова. Очередным подтверждением этого падения являются данные из письма Минтранса РФ [от 07.05.2018 исх. № 10-09/955-2]:
«Административный департамент сообщает, что по итогам оценки отраслевых вузов по показателям внешнего мониторинга проекта 5-100 ФГОУ ВО СамГУПС занял 173 место. Всего в оценке принимало участие 191 отраслевая образовательная организация высшего образования.
Директор Административного департамента К.А. Пашков.
Исп.: Семенов А.Н.
Тел.: 8 (999) 495-00-00 доб. 10-87, а. д.
Адрес: Рождественка у., д. 1, стр. 1, Москва, 109012».
Из распространенной Минтрансом России сводки за прошедший год по эффективности деятельности образовательных учреждений транспортной отрасли следует, что СамГУПС скатился (по сравнению с данными на момент прихода на ректорства Железнова в 2013 году) более чем на 100 позиций вниз и занимает 173 место (из 191 мест), а это место уже входят в критический порог и свидетельствуют о возможности закрытия вуза».

Литература

1. Мулюкин О.П. Роль общественного контроля в борьбе с коррупцией в вузах /Н.И. Грибанов, О.П. Мулюкин // Государство и правовая система Российской Федерации в условиях информационного общества: сборник статей Международной научно-практической конференции (25 февраля 2018 г., г. Саратов). - Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018. - С.33-37.
2. Мулюкин О.П. Размышление профессора о себе, руководителях и их «свите» /О.П. Мулюкин //Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее: сборник статей XVI Международной научно-практической конференции в 2 ч. Ч. 2. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2018. – С.132-134.
3. Мулюкин О.П. Размышления профессора о взаимосвязи деградации отдельных ректоров и возглавляемых ими вузов с новой системой оплаты труда // Развитие современного образование: от теории к практике: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 25 июня 2018 г.)  / редкол.: О.Н. Широков [и др.] -  Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. – C. 1-11.

Самара,
июль 2018


*Перепечатано с источника информации: Мулюкин О.П. Почему в машиностроительных вузах хиреет наука и исчезают научные школы? /О.П. Мулюкин //Международный журнал «Трубопроводная арматура и оборудование». - № 4 (97). - Санкт-Петербург: ООО «Валверус-ТПА», 2018. - С. 68-69.  


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

КОРРУПЦИЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ. СТАТИСТИКА.

ПОЧЕМУ И КАК НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ ПРОЦЕСС СОКРАЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ?

Еще раз о «мусорных публикациях» или почему учет только «ваковских публикаций» преподавателей ведет к деградации научной деятельности в вузах...