НЫНЕШНИЙ ПОДХОД К РАБОТЕ ВУЗОВСКОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: «ПУБЛИКУЙСЯ ИЛИ ПОГИБАЙ»
Мулюкин Олег Петрович, доктор технических наук, профессор Самарского
государственного университета путей сообщения, Россия, г. Самара
Введение
Прошедшие после принятия российским правительством в 2008 году решения о
внедрении в бюджетных учреждениях НСОТ (новой системы оплаты труда) годы
показали, что сажать образовательные учреждения на «иглу самоокупаемости»
нельзя, ибо коммерциализация образования лишает последнее возложенной на него
главной обязанности, — подготовку креативного, высококвалифицированного и
патриотически настроенного специалиста [1-3], а также вызывает чудовищное
финансовое неравенство работников и, как следствие, рост социальной
напряженности в вузовских коллективах, — и в силу этого, финансовая успешность
образовательного учреждения не должна быть на первом месте среди его
рейтинговых показателей. И качестве дополнительного штриха к сделанному выводу
приведу некоторые аргументы из жизнедеятельности родного вуза.
1. Вузовская реальность
глазами профессора
Приближается август-месяц, когда на кафедрах Самарского государственного
университета путей сообщения (СамГУПС) будут подсчитывать баллы для выплаты
стимулирующих надбавок преподавателям в рамках эффективного контракта за II
семестр 2017-2018 учебного года…
Конечно, что чем больше баллов наберут преподаватели на всех кафедрах, тем
меньше будет стоить балл в рублях, так как сумма на выплату стимулирующих
надбавок есть величина константа…
В предшествующий период балл был оценен в пределах 100-150 рублей
(ориентировочно)…
По моим прикидкам в августе стоимость одного балла будет пределах 200-250
рублей (скажется снижение активности преподавателей в летние отпуска и
переформатирования расписания занятий из-за проведения в Самаре игр чемпионата
мира по футболу).
Собрал воедино свои научные публикации за II семестр 2017-2018 учебного
года и подсчитал по ним число заработанных баллов (есть у нас в вузе «документ»
по оценке отдельных видов работ в баллах), - см. таблицу 1.
Таблица 1
К расчету баллов по эффективному контракту за работу во второй половине дня
РЕЗУЛЬТАТЫ
НАУЧНОЙ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Д.Т.Н., ПРОФЕССОРА, ПРОФЕССОРА КАФЕДРЫ
«НТТС» САМГУПС МУЛЮКИНА ОЛЕГА ПЕТРОВИЧА ЗА ВТОРОЙ СЕМЕСТР 2017-2018 УЧЕБНОГО
ГОДА (январь 2018 г.–август 2018 г.), - по состоянию на 26.06.18
|
||
№
|
Статьи, тезисы/Иное
|
Баллы
|
1
|
Мулюкин О.П. О непотизме и тревожном ожидании перемен в СамГУПС
/Н.И. Грибанов, О.П. Мулюкин //Вестник развития науки и образования. - № 10.
– М.: Издательский дом «Наука образования», 2017. – С.69-73 [0,32/0,16]. {ВАК}
|
15
|
2
|
Мулюкин О.П. Подстройка переходных процессов клапанных устройств
под требования циклограммы их работы в составе пневмогидросистем двигателей
летательных аппаратов / О.П. Мулюкин, А.Н. Кирилин, Н.Н. Коленко, А.В.
Чернышев //Международный журнал «Трубопроводная арматура и оборудование». - №
1 (94). - Санкт-Петербург: ООО «Валверус-ТПА», 2018. - С. 66-69 [0,78/019].
{Международный журнал; РИНЦ}
|
1,25
|
3
|
Мулюкин О.П. Роль общественного контроля в борьбе с коррупцией в
вузах /Н.И. Грибанов, О.П. Мулюкин // Государство и правовая система
Российской Федерации в условиях информационного общества: сборник статей
Международной научно-практической конференции (25 февраля 2018 г., г.
Саратов). - Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018. - С.33-37 [0,24/0,12]. {РИНЦ}
|
2,5
|
4
|
Мулюкин О.П. Некоторые особенности конструирования и динамического
расчета электропневмоклапанов пневмогидросистем транспортной техники с
задатчиками нагрузки различной физической природы /О.П. Мулюкин, О.Е. Лаврусь
//Международный научный журнал «Символ науки». - № 4. – Уфа: ОМЕГА САЙНС,
2018. – С.28-31 [0,23/0,11] {Международный журнал; РИНЦ}
|
2,5
|
5
|
Мулюкин О.П. О причинно-следственной связи состояния
отечественной промышленности и «утечки мозгов» на Запад /О.П. Мулюкин
//Международный научный журнал «Гуманитариум». - № 2 (7). – 2018. - С.11-13
[0,35] {РИНЦ}
|
5
|
6
|
Мулюкин О.П. О причинно-следственной связи: без модернизации
промышленности стране не нужны ни ученые, ни высококвалифицированные
специалисты / О.П. Мулюкин // Сборник публикаций научного журнала «Chronos»
по материалам XXІІІ международной научно-практической конференции: «Вопросы
современной науки: проблемы, тенденции и перспективы» сборник со статьями
(уровень стандарта, академический уровень). –М : Научный журнал «Chronos»,
2018. – С.64-67 [0,34] {РИНЦ
|
5
|
7
|
Мулюкин О.П. Правильные ограничения» стимулируют творческое
мышление автора произведений и привлекают к ним внимание читателей /О.П.
Мулюкин //Журнал «Современное общество и власть». - № 2 (16). – 2018. [0,32]
[http://gmanagement.ru/index.php/ru/arxiv/162018/726-mulyukin-162018
23.05.18] {РИНЦ
|
5
|
8
|
Мулюкин О.П. Ограничение творческой свободы авторов как
дополнительная мотивация успешности их произведений /О.П. Мулюкин //Наука,
образование, общество: тенденции и перспективы развития: материалы Х
Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 21 мая 2018 г.) / редкол.: О.Н.
Широкова [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактивплюс», 2018. – С.216-218. –
ISBN 978-5-6041114-4-4 [0,36] {РИНЦ}
|
5
|
9
|
Мулюкин О.П. Размышление профессора о себе, руководителях и их
«свите» /О.П. Мулюкин //Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем
будущее: сборник статей XVI Международной научно-практической конференции в 2
ч. Ч. 2. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2018. – С.132-134 [0,24]
{РИНЦ}
|
5
|
10
|
Динамика индекса Хирша: в оцениваемом периоде индекс Хирша
возрос с 3 единиц до 4 единиц
|
20
|
|
ИТОГО
|
66,25
|
Примечание. 1. Одобрена рецензентом и предположительно в середине июля 2018
года выйдет из печати личная статья: Мулюкин О.П. Размышления профессора о
взаимосвязи деградации отдельных ректоров и возглавляемых ими вузов с новой
системой оплаты [0,36]. {РИНЦ}. 2. Отправлена на рецензирование 18 мая 2018
года в научный журнал ОГУ им. Тургенева (г. Орел) статья в соавторстве (4
автора) по конструированию электропневмоклапанов. Статья будет опубликована в
порядке очередности поступления статей в университетское издательство{ВАК}.
Несложно рассчитать размер моей стимулирующей надбавки за II семестр в
рамках выполнения эффективного контракта (в предположении, что 1 балл стоит 200
руб.):
66,25 балла х 200 руб. = 13250 рублей.
«Сумасшедшие» деньги за целый семестр…
А ведь большинство из преподавателей и таких денег не получит, ибо набрать
приличную сумму баллов при нынешней интенсивной учебной нагрузке крайне
непросто… И страшно то, что эта «интенсификация» учебной нагрузки продолжается
и никто не пытается её остановить…
2. Что делать? Менять
подход к оценке труда преподавателя!
В настоящее время стало понятно, что лишь наивная молодежь еще может
поверить в утверждения, что «надо приложить много усилий, и финансовая отдача
от эффективного контракта не заставит себя ждать»… А более мудрые
преподаватели, много повидавшие на своем веку различных нововведений в
финансовом стимулировании работников вузов, «махнули рукой» на набор баллов и
думают лишь о выполнении всё возрастающей учебной нагрузки, которая продолжает
расти: как из-за сокращении всех ранее оплачиваемых видов сопутствующих
учебному процессу работ, так и в результате продолжающего сокращения штата
преподавателей…
Вот такой нерадостный расклад с внедрением в вузовском коллективе
эффективного контрактов с преподавателями, как основополагающего инструмента
новой системы оплаты труда (НСОТ), когда средства, сэкономленные на учебном
процессе, в
том числе и за счет сокращения/увольнения преподавателей, остаются в вузе и
поступают в фонд стимулирующих надбавок, которым ректор распоряжается по
собственному усмотрению…
И, на наш взгляд, НСОТ и ее главный инструмент в виде нынешнего
эффективного контракта не отражают истинного вклада преподавателей в подготовке
высококвалифицированных, высоко патриотичных кадров для российской экономики и
требуют переосмысления заложенных в нее критериев…
Выводы
НСОТ вместо ЕТС («Единая тарифная сетка») есть, эффективный контракт с
преподавателями есть, а задуманного творческого прорыва и научных свершений в
СамГУПС нет, а преподаватели при сумасшедшей интенсификации труда получают
финансовые крохи.
Разумеется, что коллективу СамГУПС это не нравится, а, следовательно,
социальная напряженность в вузовском коллективе нарастает…
Время торопит интенсифицировать общественное обсуждение и устранить
недостатки НСОТ и ее инструментария – эффективного контракта с позиции
наведения финансовой дисциплины в вузах и прекращения набирающего обороты
процесса несправедливого финансового расслоения коллективов на
привилегированное административное меньшинство с супердоходами из бюджетного
финансирования и нищающий профессорско-преподавательский состав, получающий
бюджетные «крохи» по остаточному принципу.
Список литературы
1. Мулюкин, О.П. Как преуспеть в науке или всерьёз и с шуткой о научной
карьере: монография [Текст] / О.П. Мулюкин.-Самара: СамГУПС, 2010.-293с.
2. Мулюкин О.П. Выбор научной карьеры. Инновационный подход /О.П. Мулюкин
//Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии. - № 5. – Орел:
ОрелГТУ, 2011. – С.90-95.
3. Формирование личности ученого и стратегии научной карьеры:
учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени
технических специальностей /О.П. Мулюкин // г. Ливны: ООО Мухаметов, 2013. –
341с. [Регистрационное свидетельство обязательного федерального экземпляра
электронного издания № 34805, Номер государственной регистрации обязательного
экземпляра электронного издания № 321400275].
Источник:
Мулюкин О.П. Нынешний подход к работе вузовского преподавателя: «Публикуйся или
погибай» / О.П. Мулюкин // «Интернаука»: научный журнал. - № 25 (59). – М.,
Изд. «Интернаука», 2018. – С. 45-47. [https://www.internauka.org/journal/science/internauka/59 11.07.18].
Комментарии
Отправить комментарий