НЫНЕШНИЙ ПОДХОД К РАБОТЕ ВУЗОВСКОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: «ПУБЛИКУЙСЯ ИЛИ ПОГИБАЙ»


Мулюкин Олег Петрович, доктор технических наук, профессор Самарского государственного университета путей сообщения, Россия, г. Самара

Введение
Прошедшие после принятия российским правительством в 2008 году решения о внедрении в бюджетных учреждениях НСОТ (новой системы оплаты труда) годы показали, что сажать образовательные учреждения на «иглу самоокупаемости» нельзя, ибо коммерциализация образования лишает последнее возложенной на него главной обязанности, — подготовку креативного, высококвалифицированного и патриотически настроенного специалиста [1-3], а также вызывает чудовищное финансовое неравенство работников и, как следствие, рост социальной напряженности в вузовских коллективах, — и в силу этого, финансовая успешность образовательного учреждения не должна быть на первом месте среди его рейтинговых показателей. И качестве дополнительного штриха к сделанному выводу приведу некоторые аргументы из жизнедеятельности родного вуза.
1. Вузовская реальность глазами профессора
Приближается август-месяц, когда на кафедрах Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС) будут подсчитывать баллы для выплаты стимулирующих надбавок преподавателям в рамках эффективного контракта за II семестр 2017-2018 учебного года…
Конечно, что чем больше баллов наберут преподаватели на всех кафедрах, тем меньше будет стоить балл в рублях, так как сумма на выплату стимулирующих надбавок есть величина константа…
В предшествующий период балл был оценен в пределах 100-150 рублей (ориентировочно)…
По моим прикидкам в августе стоимость одного балла будет пределах 200-250 рублей (скажется снижение активности преподавателей в летние отпуска и переформатирования расписания занятий из-за проведения в Самаре игр чемпионата мира по футболу).
Собрал воедино свои научные публикации за II семестр 2017-2018 учебного года и подсчитал по ним число заработанных баллов (есть у нас в вузе «документ» по оценке отдельных видов работ в баллах), - см. таблицу 1.
Таблица 1
К расчету баллов по эффективному контракту за работу во второй половине дня



РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНОЙ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Д.Т.Н., ПРОФЕССОРА, ПРОФЕССОРА КАФЕДРЫ «НТТС» САМГУПС МУЛЮКИНА ОЛЕГА ПЕТРОВИЧА ЗА ВТОРОЙ СЕМЕСТР 2017-2018 УЧЕБНОГО ГОДА (январь 2018 г.–август 2018 г.), - по состоянию на 26.06.18
Статьи, тезисы/Иное
Баллы
1
Мулюкин О.П. О непотизме и тревожном ожидании перемен в СамГУПС /Н.И. Грибанов, О.П. Мулюкин //Вестник развития науки и образования. - № 10. – М.: Издательский дом «Наука образования», 2017. – С.69-73 [0,32/0,16]. {ВАК}
15
2
Мулюкин О.П. Подстройка переходных процессов клапанных устройств под требования циклограммы их работы в составе пневмогидросистем двигателей летательных аппаратов / О.П. Мулюкин, А.Н. Кирилин, Н.Н. Коленко, А.В. Чернышев //Международный журнал «Трубопроводная арматура и оборудование». - № 1 (94). - Санкт-Петербург: ООО «Валверус-ТПА», 2018. - С. 66-69 [0,78/019]. {Международный журнал; РИНЦ}
1,25
3
Мулюкин О.П. Роль общественного контроля в борьбе с коррупцией в вузах /Н.И. Грибанов, О.П. Мулюкин // Государство и правовая система Российской Федерации в условиях информационного общества: сборник статей Международной научно-практической конференции (25 февраля 2018 г., г. Саратов). - Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018. - С.33-37 [0,24/0,12]. {РИНЦ}
2,5
4
Мулюкин О.П. Некоторые особенности конструирования и динамического расчета электропневмоклапанов пневмогидросистем транспортной техники с задатчиками нагрузки различной физической природы /О.П. Мулюкин, О.Е. Лаврусь //Международный научный журнал «Символ науки». - № 4. – Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018. – С.28-31 [0,23/0,11] {Международный журнал; РИНЦ}
2,5
5
Мулюкин О.П. О причинно-следственной связи состояния отечественной промышленности и «утечки мозгов» на Запад /О.П. Мулюкин //Международный научный журнал «Гуманитариум». - № 2 (7). – 2018. - С.11-13 [0,35] {РИНЦ}
5
6
Мулюкин О.П. О причинно-следственной связи: без модернизации промышленности стране не нужны ни ученые, ни высококвалифицированные специалисты / О.П. Мулюкин // Сборник публикаций научного журнала «Chronos» по материалам XXІІІ международной научно-практической конференции: «Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы» сборник со статьями (уровень стандарта, академический уровень). –М : Научный журнал «Chronos», 2018. – С.64-67 [0,34] {РИНЦ
5
7
Мулюкин О.П. Правильные ограничения» стимулируют творческое мышление автора произведений и привлекают к ним внимание читателей /О.П. Мулюкин //Журнал «Современное общество и власть». - № 2 (16). – 2018. [0,32] [http://gmanagement.ru/index.php/ru/arxiv/162018/726-mulyukin-162018 23.05.18] {РИНЦ
5
8
Мулюкин О.П. Ограничение творческой свободы авторов как дополнительная мотивация успешности их произведений /О.П. Мулюкин //Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: материалы Х Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 21 мая 2018 г.) / редкол.: О.Н. Широкова [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактивплюс», 2018. – С.216-218. – ISBN 978-5-6041114-4-4 [0,36] {РИНЦ}
5
9
Мулюкин О.П. Размышление профессора о себе, руководителях и их «свите» /О.П. Мулюкин //Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее: сборник статей XVI Международной научно-практической конференции в 2 ч. Ч. 2. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2018. – С.132-134 [0,24] {РИНЦ}
5
10
Динамика индекса Хирша: в оцениваемом периоде индекс Хирша возрос с 3 единиц до 4 единиц
20

ИТОГО
66,25



Примечание. 1. Одобрена рецензентом и предположительно в середине июля 2018 года выйдет из печати личная статья: Мулюкин О.П. Размышления профессора о взаимосвязи деградации отдельных ректоров и возглавляемых ими вузов с новой системой оплаты [0,36]. {РИНЦ}. 2. Отправлена на рецензирование 18 мая 2018 года в научный журнал ОГУ им. Тургенева (г. Орел) статья в соавторстве (4 автора) по конструированию электропневмоклапанов. Статья будет опубликована в порядке очередности поступления статей в университетское издательство{ВАК}.

Несложно рассчитать размер моей стимулирующей надбавки за II семестр в рамках выполнения эффективного контракта (в предположении, что 1 балл стоит 200 руб.):
66,25 балла х 200 руб. = 13250 рублей.
«Сумасшедшие» деньги за целый семестр…
А ведь большинство из преподавателей и таких денег не получит, ибо набрать приличную сумму баллов при нынешней интенсивной учебной нагрузке крайне непросто… И страшно то, что эта «интенсификация» учебной нагрузки продолжается и никто не пытается её остановить…

2. Что делать? Менять подход к оценке труда преподавателя!
В настоящее время стало понятно, что лишь наивная молодежь еще может поверить в утверждения, что «надо приложить много усилий, и финансовая отдача от эффективного контракта не заставит себя ждать»… А более мудрые преподаватели, много повидавшие на своем веку различных нововведений в финансовом стимулировании работников вузов, «махнули рукой» на набор баллов и думают лишь о выполнении всё возрастающей учебной нагрузки, которая продолжает расти: как из-за сокращении всех ранее оплачиваемых видов сопутствующих учебному процессу работ, так и в результате продолжающего сокращения штата преподавателей…
Вот такой нерадостный расклад с внедрением в вузовском коллективе эффективного контрактов с преподавателями, как основополагающего инструмента новой системы оплаты труда (НСОТ), когда средства, сэкономленные на учебном процессе, в
том числе и за счет сокращения/увольнения преподавателей, остаются в вузе и поступают в фонд стимулирующих надбавок, которым ректор распоряжается по собственному усмотрению…
И, на наш взгляд, НСОТ и ее главный инструмент в виде нынешнего эффективного контракта не отражают истинного вклада преподавателей в подготовке высококвалифицированных, высоко патриотичных кадров для российской экономики и требуют переосмысления заложенных в нее критериев…

Выводы
НСОТ вместо ЕТС («Единая тарифная сетка») есть, эффективный контракт с преподавателями есть, а задуманного творческого прорыва и научных свершений в СамГУПС нет, а преподаватели при сумасшедшей интенсификации труда получают финансовые крохи.
Разумеется, что коллективу СамГУПС это не нравится, а, следовательно, социальная напряженность в вузовском коллективе нарастает…
Время торопит интенсифицировать общественное обсуждение и устранить недостатки НСОТ и ее инструментария – эффективного контракта с позиции наведения финансовой дисциплины в вузах и прекращения набирающего обороты процесса несправедливого финансового расслоения коллективов на привилегированное административное меньшинство с супердоходами из бюджетного финансирования и нищающий профессорско-преподавательский состав, получающий бюджетные «крохи» по остаточному принципу.

Список литературы
1. Мулюкин, О.П. Как преуспеть в науке или всерьёз и с шуткой о научной карьере: монография [Текст] / О.П. Мулюкин.-Самара: СамГУПС, 2010.-293с.
2. Мулюкин О.П. Выбор научной карьеры. Инновационный подход /О.П. Мулюкин //Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии. - № 5. – Орел: ОрелГТУ, 2011. – С.90-95.
3. Формирование личности ученого и стратегии научной карьеры: учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени технических специальностей /О.П. Мулюкин // г. Ливны: ООО Мухаметов, 2013. – 341с. [Регистрационное свидетельство обязательного федерального экземпляра электронного издания № 34805, Номер государственной регистрации обязательного экземпляра электронного издания № 321400275].

Источник: Мулюкин О.П. Нынешний подход к работе вузовского преподавателя: «Публикуйся или погибай» / О.П. Мулюкин // «Интернаука»: научный журнал. - № 25 (59). – М., Изд. «Интернаука», 2018. – С. 45-47.  [https://www.internauka.org/journal/science/internauka/59   11.07.18].






Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

КОРРУПЦИЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ. СТАТИСТИКА.

ПОЧЕМУ И КАК НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ ПРОЦЕСС СОКРАЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ?

Еще раз о «мусорных публикациях» или почему учет только «ваковских публикаций» преподавателей ведет к деградации научной деятельности в вузах...