О ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ СВЯЗИ СОСТОЯНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И «УТЕЧКИ МОЗГОВ» НА ЗАПАД


УДК 002.001.8
10.21661/r-470500

 О.П. Мулюкин

О ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ СВЯЗИ СОСТОЯНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И «УТЕЧКИ МОЗГОВ» НА ЗАПАД

 Аннотация: в статье охарактеризована первопричина нынешних бед российской науки и образования – замедление темпов восстановления разрушенной при распаде СССР промышленности и пробуксовывание планов импортозамещения, и, как следствие, отток российских ученых и высококвалифицированных кадров заграницу. Показано, что отъезд нашей наиболее творческой части общества в лице ученых и высокообразованных специалистов на работу и местожительство в индустриально развитые страны Запада это всегда негативный удар по научно-техническому, экономическому, военному потенциалам нашей страны и ухудшению генетического кода нации.

Ключевые слова: российская наука, российское образование, отъезд ученых заграницу, модернизация промышленности.

 O.P. Mulyukin

 ON THE CAUSAL CONNECTION BETWEEN THE STATE OF DOMESTIC INDUSTRY AND THE «BRAIN DRAIN» TO THE WEST

 Abstract: the article outlines the root cause of acute problems of Russian science and education – slowing down the pace of industry reconstruction destroyed by the USSR collapse and import substitution plans lagging, and, as a consequence, the outflow of Russian scientists and highly qualified personnel abroad. It is shown that the departure of our most creative part of society in the person of scientists and highly educated specialists for work and residence in industrially developed West countries is always a negative blow to the scientific, technical, economic, military potential of our country and the nation's genetic code deterioration.

Keywords: Russian science, Russian education, departure of scientists abroad, industry modernization.


 Общеизвестно, что причинно-следственная связь – связь между явлениями, при которой одно явление, называемое, при наличии определенных условий, причиной, порождает другое явление, называемое следствием. Отсюда следует, что причина всегда бывает раньше следствия … Вот с этой позиции и оценим усиливающийся в последние годы отток российских ученых и высокообразованных специалистов на работу за рубеж…

1. О первопричине нынешних бед российской науки и образовании.

 Как это не горько, но приходится признать, что до сих пор так и не востановлена разрушенная после распада СССР промышленность, не впечатляют темпы строительства новых фабрик, заводов и подъема сельского хозяйства, пробуксовывают намеченные планы импортозамещения …
И, на наш взгляд, ни так уж далеки от истины экономисты, считающие, что Россия введена в орбиту глобального проекта, у которого есть внешние весьма влиятельные управители, и согласно этому проекту в нашей стране десятилетиями жестко и неуклонно проводится политика сдерживания развития реального сектора экономики и производительных сил.
Ряд российских экспертов-экономистов имеет весьма критическое мнение о предположительной сути этого проекта. В частности, ими, на основании опыта Китая, вырвавшегося из стана развивающихся стран в мировые экономические лидеры всего-то за два десятка лет, утверждается, что неолиберальная доктрина о том, что только конкурентоспособные на мировом рынке производства имеют право на экономическое существование, не выдерживает серьезной критики именно с экономической точки зрения и обеспечения благополучия большей части населения нашей планеты. В основе этой идеологии лежит не экономическая, а социальная доктрина – доктрина социального расизма, отрицающая за другими, отличными от западных, народами и цивилизациями:
 - право на самостоятельное развитие, и, как следствие этого, отрицающая право на использование этими народами своих природных, хозяйственных, человеческих и культурных ресурсов по собственному усмотрению;
 - передачу ресурсов других стран в пользование западных управителей – тех, кто умеет их использовать эффективно и способен за счет этого обеспечить населению Запада разрешение своих собственных, свойственных их способу производства экономических проблем, в частности, кризисов перепроизводства.

 В рамках этой неолиберальной доктрины становятся объяснимыми негативные события последних десятилетий в России: последовательно проводимые процедуры деиндустриализации, социальной деградации (проведение реформы образования по западным шаблонам, включая «структуризацию» РАН, «модернизация» системы здравоохранения, «передел» основ пенсионного обеспечения граждан страны и пр.), дезинтеграции гражданского общества (нарастание противостояния между различными слоями общества, имеющих полярные взгляды на путь развития общества: западников, приверженцев курса страны по пути Западной Европы и охранников, в частности, славянофилов из «Русского мира», отстаивающих индивидуальный, самобытный путь развития; между меньшинством богатых и большинством бедных, между экономически неуравновешенными национальными республиками и центральной властью, между городами- мегаполисами и провинциальными населенными пунктами). В пользу данного утверждения свидетельствует также то, что и в «тучные годы», когда мировые цены на энергоносители «взлетели до потолка» и поток нефтедолларов достиг заоблачных высот, эти процессы только ускорились, а ныне Запад создает всё новые политические и экономические предпосылки для усиления протекающих в России негативных процессов.
И, на наш взгляд, пока Россия не приступит к новой промышленной индустриализации и будет оставаться на позициях энергетического сырьевого придатка индустриального Запада и Китая с так и не модернизированной разрушенной во время распада СССР промышленностью, ей ученые и специалисты с высшим образованием будут не нужны. И действительно зачем стране – поставщику сырья в индустриально развитые страны много ученых и высококвалифицированных специалистов?
И вполне предсказуемо, что если в России начнется новая индустриализация страны, то тогда вновь будут востребованы ученые и высококвалифицированные, образованные кадры… Но пока об этом можно только мечтать…

 2. Об оттоке российских ученых и высококвалифицированных кадров заграницу, как следствии первопричины нынешних бед науки и образования.

 То, что российские ученые и высококвалифицированные специалисты не находят приложения своим силам и таланту в стране с разрушенной промышленностью говорится давно и много…
И с глубокой горечью воспринимаются озвученные в российских СМИ выводы: «В России увеличился отток высококвалифицированных специалистов: число покинувших страну ценных кадров выросло более чем в два раза в период с 2013 по 2016 год». Об этом пишет РБК со ссылкой на заявление главного ученого секретаря президиума РАН Николая Долгушкина в ходе общего собрания Российской академии наук. По его словам, если в 2013 году Россию покинули 20 тысяч высококвалифицированных специалистов, то к 2016-му это число возросло до 44 тысяч человек. Он добавил, что доля докторов наук среди ученых снизилась с 13,8 до 13 процентов, доля кандидатов – с 31,7 до 30 процентов.
 В январе к аналогичному выводу об оттоке человеческого капитала пришли в Институте демографии ВШЭ. Исследователи заявили, что все больше людей с высшим образованием уезжают из России из-за экономического кризиса … Однако, официальная статистика не регистрирует эти процессы. Как отметили в институте, согласно зарубежной миграционной статистике, ежегодно из России уезжают около 100 тысяч человек. В настоящее время за рубежом проживают около 2,7 миллиона выходцев из России, из которых 1,5 миллиона имеют российское гражданство [6].
Конечно, в нынешней России, свернувшей от социализма к капитализму, среди ученых, уезжающих на заработку заграницу, уже не преобладают догмы социалистического мышления [1; 2], и всё чаще на первый план выходит прагматический взгляд на порядок вещей: «Ничего личного, господа, только бизнес»…
Но тем не менее то, что наука космополитична, – миф. Ученые работают на государство, а государство им за это платит. И, уезжая на Запад, тяжело жить с сознанием того, что ты вкладываешь свои силы в развитие чужой экономики, чужой науки, чужой научной среды... Для привлечения молодых в науку нужно создавать информационное пространство. Хотя бы часть денег, которые направляются на всякие двусмысленные шоу, тратить на пропаганду науки и карьеры ученого и рассказывать о подвиге тех, кто открывал месторождения. А не о «подвиге» тех, кто владеет ими сейчас [3–5].
Многим ученым также памятна мысль, озвученная в 2015 году нобелевским лауреатом по физике Жоресом Алферовым, что основная проблема отечественной науки заключается не в низком финансировании, а в невостребованности научных результатов экономикой и обществом. Проблема «утечки мозгов», по словам Алферова, характерна и для других стран Европы и Азии. «Отовсюду ученые уезжают только в одну страну – в Соединенные Штаты Америки. Этот процесс был, есть и будет», – пояснил тогда Алферов.
Отъезд нашей наиболее творческой части общества в лице ученых и высокообразованных специалистов на работу и местожительство в индустриально развитые страны это всегда негативный удар по научно-техническому, экономическому, военному потенциалу нашей страны и ухудшению генетического кода нации. И только устранение первопричины нынешних бед нашей науки и образования остановит усиливающий «отток мозгов» заграницу и сделает труд российского ученого, преподавателя высшей школы и учителей образовательных учреждений престижным и высокооплачиваемым.
 И углубление кризисной экономической ситуации в России подтверждает актуальность мнения депутата Государственной Думы И.И. Никитчука: «Вся нынешняя социальная политика определяется теми, кто владеет нашей собственностью, то есть крупным международным олигархатом и его российскими ставленниками. Необходимо не на словах, а в реальности отодвигать их от принятия стратегических решений в вещах, которыми должно управлять суверенное государство в своих интересах. Пока это не будет сделано, все заявления о нашем суверенитете, о наших национальных интересах – пустой звук …» [7].

 Список литературы

 1. Мулюкин О. П. Как преуспеть в науке, или всерьез и с шуткой о научной карьере: монография. – Самара: Изд-во СамГУПС, 2010. – 293 с.
2. Типология, планирование и пути реализации служебной карьеры / А.В. Ковтунов, О.П. Мулюкин // Вестник СамГУПС. – №4. – Самара: СамГУПС, 2010. – С. 190–205.
 3. Мулюкин О.П. Зигзаги российского образования и науки: с тропы «утечки мозгов» на тропу «утечки идей» / О.П. Мулюкин // Научная мысль. – №2. – 2016. – С. 162–167.
 4. Мулюкин О.П. Новые задачи и компетенции сотрудников информационно-издательской сферы на этапе перехода России к постиндустриальному обществу / Д.Г. Грак, О.П. Мулюкин // Наука, образование и инновации: Сборник статей Международной научно-практической конференции (28 октября 2016 г., г. Уфа). В 5 ч. Ч. 5. – Уфа: МЦИИ «Омега Сайнс», 2016. – С. 81–89.
 5. Мулюкин О.П. При импортозамещении популяризация достижений науки и промышленности становится первоочередной задачей ученых-производственников и работников информационно-издательской сферы / Д.Г. Грак, О.П. Мулюкин // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности: Сборник статей Международной научно-практической конференции (18 января 2017 г., г. Уфа). В 3 ч. Ч. 3. – Уфа: МЦИИ «Омега Сайнс», 2017. – С. 67–71.
6. lenta.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lenta.ru/news/2018/03/29/skill_drain/ (дата обращения: 02.04.18).
 7. Никитчук И.И. Так что ждет российское образование? [Электронный ре- сурс]. – Режим доступа: https://kprf.ru/activity/education/151249.html (дата обращения: 31.01.16).


 References

 1. Mulyukin, O. P. (2010). Kak preuspet' v nauke, ili vser'ez i s shutkoi o nauchnoi kar'ere., 293. Samara: Izd-vo SamGUPS.
2. Kovtunov, A. V., & Mulyukin, O. P. (2010). Tipologiia, planirovanie i puti realizatsii sluzhebnoi kar'ery. Vestnik SamGUPS, 4, 190–205. Samara: SamGUPS.
 3. Mulyukin, O. P. (2016). Zigzagi rossiiskogo obrazovaniia i nauki: s tropy "utechki mozgov" na tropu "utechki idei". Nauchnaia mysl', 2, 162–167.
 4. Mulyukin, O. P., & Grak, D. G. (2016). Novye zadachi i kompetentsii sotrudnikov informatsionno-izdatel'skoi sfery na etape perekhoda Rossii k postindustrial'nomu obshchestvu. Nauka, obrazovanie i innovatsii: Sbornik statei Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (28 oktiabria 2016 g., g. Ufa). V 5 ch. Ch. 5., 81–89. Ufa: MTsII "Omega Sains".
 5. Mulyukin, O. P., & Grak, D. G. (2017). Pri importozameshchenii populiarizatsiia dostizhenii nauki i promyshlennosti stanovitsia pervoocherednoi zadachei uchenykh-proizvodstvennikov i rabotnikov informatsionno-izdatel'skoi sfery. Sintez nauki i obshchestva v reshenii global'nykh problem sovremennosti: Sbornik statei Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (18 ianvaria 2017 g., g. Ufa). V 3 ch. Ch. 3., 67–71. Ufa: MTsII "Omega Sains".
7. Nikitchuk, I. I. Tak chto zhdet rossiiskoe obrazovanie? Retrieved from https://kprf.ru/activity/education/151249.html 

____________________________________________________________________
Мулюкин Олег Петрович – д-р техн. наук, профессор ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения», Россия, Самара.
Mulyukin Oleg Petrovich – doctor of engineering sciences, professor at the Samara State Transport University, Russia, Samara.
 _____________________________________________________________


Источник: Мулюкин О.П. О причинно-следственной связи состояния отечественной промышленности и «утечки мозгов» на Запад // Гуманитариум. - № 2(7). – 2018.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ПОЧЕМУ И КАК НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ ПРОЦЕСС СОКРАЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ?

Обзор и авторский комментарий интернет-сообщений по путям повышения читательской и рекламной привлекательности интернет-изданий...

Еще раз о «мусорных публикациях» или почему учет только «ваковских публикаций» преподавателей ведет к деградации научной деятельности в вузах...