19 сентября 2015: НОВОСТИ ОТ САМАРСКОГО ПРОФЕССОРСКОГО СОЮЗА

Состоялось очередное заседание Совета Самарского профессорского союза. 

Председатель Совета, профессор Н.И. Грибанов информировал членов Совета  о результатах проведенных им переговорах о координации работы вузов области в работе Самарского профессорского союза с руководителями ряда самарских вузов и известными самарскими учеными-педагогами, включая согласование сроков проведения мероприятий по повышению эффективности работы Самарского профессорского союза и разработке Советом практических рекомендаций руководству вузов по кадровой политике.

Членам Совета передан на рассмотрение для последующего обсуждения и внесения изменений Проект Свода требований-критериев  к  действующему руководителю — заведующему кафедрой государственного вуза   или к соискателю этой должности, исключающих возможность их двоякого толкования и рекомендуемого к учету руководством вуза при проведении кадровой политики.

                                                                                                                               Проект
Свод требований-критериев  к  действующему руководителю — заведующему кафедрой государственного вуза   или к соискателю этой должности

Действующий заведующий кафедрой по завершении срока действия трудового контракта (независимо от его формы, включая эффективный контракт) и  все возможные  кандидаты   на должность заведующего кафедрой, - независимо от возраста, -  должны проходить  гласный, классификационный отбор  по ряду  принятых и   письменно озвученных  в вузе  семи  критериев отбора,  выстроенных  в иерархическом порядке:

  1. Наличие ученой степени доктора наук и  ученого звания профессора по специальностям кафедры.
  2. Научное руководство функционирующей при вузе  научной школой и  подготовкой аспирантов и соискателей ученой степени.
  3. Количество  подготовленных лично докторов и кандидатов наук.
  4. Общее количество  научных трудов,  включая  монографии, патенты  на изобретения и грифованные   учебные  пособия,  с учетом динамики научной активности кандидата за последние пять лет.
  5. Наличие государственных наград/почетных званий.
  6. Наличие  отраслевых  и иных наград.
  7. Физические, психологические и моральные  кондиции  кандидата.


В ходе обсуждения Проекта членами Совета был высказан ряд предложений и умозаключений, которые сиетезированы виде следующих предложений:

  • «Каждый человек настолько молод, насколько чувствует себя молодым … Иногда,  интеллигентный профессор с горящими глазами, увлеченной наукой, сентиментально настроенный к красотам природы и восхищаюшийся  божественными формами матушки-природы кажется много моложе серых молодых личностей, выбившихся в начальники по чьей-то протекции … За примерами не надо далеко ходить, - это наш президент Владимир Путин! Уверен, что профессора всегда были, есть и будут самые уважаемые личности в науке и образовании, а подмена их серыми «менеджерами», - это всего лишь мода, которая в недалеком будущем будет отвергнута, как порочащая  наше образование и ведущая его к дальнейшему загниванию»...
  • «Каждый профессор-руководитель  должен   четко знать  и быть оповещен  о планах  ректора и  проректоров о нецелесообразности   его   деятельности  в качестве   руководителя   конкретной   кафедры   и сроке  предполагаемого отстранения или принуждения   к отказу от  занимаемой должности  из-за пенсионного возраста или по какой-то иной конкретной причине, изложенной  понятно и гласно. Замалчивание  причин подлежит  обсуждению   на профессорском совете вуза с представлением  письменной резолюции  в адрес ректора вуза  по каждому конкретному случаю, - оптимальным является вариант согласования увольнения или понижения профессора в должности с президиумом профессорского совета вуза»...
  • «Предупрежденный  заранее,  за какой-то конкретный срок о предполагаемом  отстранении  от должности профессор-руководитель  либо  неспешно  будет передавать  все дела преемнику и перейдет на профессорскую должность, либо  сам уйдет  в другой вуз, где  требуются его профессионализм и знания.  Поспешное  и неаргументированное  отстранение  профессора-руководителя  от должности  нежелательно для вуза и лично ректора, так как будут  неправильно поняты  и осуждены  научно-педагогическим сообществом»...
  • «Не секрет, что молодых докторов наук, а тем более профессоров, в  российских вузах – единицы.  Средний  возраст защищающих докторские диссертации  порядка 50 лет, причем по статистическим данным  около  40%  докторских защит приходится  на    защищающихся в возрасте  55-58 лет. Отсюда следует, что если  в каком-то вузе поставлена планка по  ограничению среднего возраста профессорско-преподавательского состава абстрактной цифрой в 45 лет, то   профессора  автоматически попадают в кандидаты  если не на увольнение, то на отстранение от заведования кафедрами... Зачем  тогда после  получения диплома кандидата наук  будущим доктором наук были затрачены   годы труда  для получения престижной докторской степени  и  завоевания должного авторитета в научном сообществе ... Неужели надо было остановиться  на защите кандидатской диссертации, и, используя  быстро проходящие молодость  и силу, на всех парусах   устремиться  в административную карьеру, «завоевывая»  должности и чины»...
  • «На наш взгляд, что-то неладно  в «королевстве датском», когда  заслуженные и авторитетные в научном мире профессора должны подстраиваться  под напористых кандидатов наук, возомнивших себя «эффективными менеджерами», способными  лучше и профессиональнее решать научно-педагогические проблемы вузов, чем  опытная профессура»...

В ходе обсуждения Проекта членами Совета принято решение  продолжить обмен мнениями и обсуждение пунктов Проекта на следующем заседании Совета.

Ответственный секретарь, член Совета Самарского профессорского союза, д.т.н., профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Заслуженный изобретатель Российской Федерации О.П.Мулюкин


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ПОЧЕМУ И КАК НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ ПРОЦЕСС СОКРАЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ?

Обзор и авторский комментарий интернет-сообщений по путям повышения читательской и рекламной привлекательности интернет-изданий...

Еще раз о «мусорных публикациях» или почему учет только «ваковских публикаций» преподавателей ведет к деградации научной деятельности в вузах...