НЕСКОЛЬКО КОММЕНТАРИЕВ К ВЫСТУПЛЕНИЯМ НА ПАНЕЛЬНОЙ ДИСКУССИИ III ФОРУМА «ТРАНСПОРТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА – 2020»

 

Мулюкин О.П., д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный изобретатель Российской Федерации, ученый секретарь Совета Самарского профессорского союза

 

Словарь использованных слов:

Soft skills (софт скиллс) - междисциплинарные

навыки: коммуникативные (нетворкинг,

ораторское искусство, риторика, аргументация, ... ),

управленческие (тайм-менеджмент, лидерство,

управление проектами, управлением персоналом, ...),  

эмоциональные (эмоциональный интеллект, ...).

Hard skills (хард скиллс) - профессиональные навыки

(профилирующий навык).

Epic fail (эпик фейл) - английское выражение,

в переводе на русский язык означающее

«сокрушительный провал». 

Франшиза - это объект договорных отношений,

комплекс прав, охватывающих объекты

интеллектуальной собственности на один или

несколько товарных знаков, фирменных

наименований, промышленных образцов и образцов,

охраняемых авторским правом, а также технологию

ноу-хау и коммерческую тайну, которыми будут

пользоваться франчайзи для продажи товаров или

оказания услуг потребителям.

Hand Made (хенд мейр) – сделано вручную, ручная

работа

Курилка Гутенберга - некоммерческий научно-популярный

проект, финалист премии Министерства образования России

«За верность науке» в номинации «Лучший научно-популярный

проект 2015 года». Курилка Гутенберга - феномен волонтёрского

просветительского движения и самый посещаемый

лекторий России.

Zoom (зум) – сервис беспроводного взаимодействия

для связи с удаленными сотрудниками, клиентами,

 слушателями  финансовых, образовательных и прочих

организаций путем организации в онлайн-режиме

 видеоконференций, вебинаров, совещаний и

других обучающих мероприятий

 

 

       Официальный сайт Росжелдора известил [https://e.mail.ru/inbox/0:16012914010884033864:0/ от 28.09.2020]:

       «В Москве открылся форум «Транспортное образование и наука – 2020». В рамках форума состоялось пленарное заседание, в котором приняли участие первый заместитель министра транспорта Иннокентий Алафинов, заместитель министра транспорта − руководитель Росжелдора Владимир Токарев, первый заместитель министра просвещения Дмитрий Глушко, заместитель министра науки и высшего образования Андрей Омельчук, генеральный директор − председатель правления ПАО «Совкомфлот» Игорь Тонковидов, заместитель генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов, ректоры высших учебных заведений транспортного комплекса… Также состоялось заседание Координационного совета по транспортному образованию, в котором участвовали ректоры транспортных ВУЗов. Иннокентий Алафинов напомнил, проект Концепции развития транспортного образования до 2035 года, рассмотренный на предыдущем заседании Координационного совета, прошел обсуждение с ключевыми транспортными компаниями и был доработан с учетом их замечаний.  Концепция согласована Министерством науки и высшего образования, а ее содержательная часть одобрена Министерством просвещения. В октябре документ планируется рассмотреть на заседании коллегии Минтранса России».

 

       24 сентября 2020 года, в заключительный день  работы III форума «Транспортное образование и наука – 2020» на площадке РУТ (МИИТ) прошла  панельная дискуссия «Универсальные компетенции: чему и как учить в современном университете». За дискуссией в прямом эфире наблюдали и задавали вопросы  работники железнодорожной отрасли, преподаватели и обучающиеся транспортных образовательных учреждений  [https://youtu.be/Lyi1Rvlm05M  от 24.09.2020].

       Ниже представлено тезисное изложение ее ключевых моментов с вкраплением в него  авторских комментариев.

       Вёл панельную дискуссию Вячеслав Шоптенко, директор института организационного развития и стратегических инициатив РАНХиГС (Российской академии народного хозяйства и госслужбы).


       Вячеслав Шоптенко: «Завершаем конференцию обсуждением софт скиллс [Souls Skihs («мягкие навыки») – ред.]… В чём заключаются универсальные компетенции? Речь идёт о 8 компетенциях:

       1. Лидерство.

       2. Нацеленность на результат.

       3. Стратегическое мышление.

       4. Умение работать в команде.

       5. Коммуникация и влияние.

       6. Внедрение изменений.

       7. Инновационность.

       8. Социальная ответственность.

       Переходим к обмену  мнениями о  софт скиллс…».

 

       Комментарий автора: несколько слов введу ещё об одной никем не упоминаемой  универсальной компетенции: «Готовности/умения вышестоящего по должности пойти на компромисс с выдвигающим справедливые требования нижестоящим по должности работником». Меня всегда поражают высокомерие и самонадеянность окружающих  вузовских чиновников, их упертость/нежелание пойти на компромисс или малейшие уступки в ситуациях с явно выраженной с их стороны несправедливостью в отношении подчиненного; - преподавателя или сотрудника.Удивительно, но ведь эти чиновники не с другой планеты прибыли. Это вчерашние ваньки, максимки, валерки, андрейки и пр., которые до «выползания из грязи в князи» были почти такие же, как все вокруг, и не проявляли чванства в виде нынешнего высокомерного обращения к коллегам-подчиненным: «Вы хоть понимаете с кем разговариваете?» Когда я слышу подобное, то у меня сразу возникает мысль, что я разговариваю с ничтожеством, мразью, полным чмо, который стал начальником случайно, не потому, что талантлив и уважаем, а вследствие своего подхалимажа/приседания пред вышестоящим и считающим, что и все окружающие должны вести себя с начальниками так де, как он, -  в его мерзопакостной манере. Как правило, такой человек нет «никто и звать никак». Сними с него генеральский мундир, поинтересуйся конечным результатом пребывания его на командной должности и увидишь, что он полный пшик или полный нуль. И этот пшик, гребущий большую зарплату из нашего с вами общего бюджета, еще осмеливается учить и «потявкивать» на людей дела, знающих специалистов и авторитетных ученых. Причем порой в конфликте вопрос выеденного яйца не стоит, но из-за тупого, порой остервенелого упрямства чиновника, не желающего признать свою неправоту, противостояние перерастает во взаимную ненависть участников конфликта. Такого рода конфликты могли бы погасить профсоюзы, но, к сожалению, в вузах (впрочем, и не только в них) они полностью лишены самостоятельности и выполняют все установки вузовской администрации. Поэтому у вузовского работника остается единственный путь разрешения конфликтов с чиновниками - это затяжная и длительная осада вышестоящих государственных структур и высокопоставленных, должностных лиц (опять же чиновников) обращениями по наказанию чиновников на местах, не соблюдающих трудовые или иные права граждан, или не выполняющие служебные обязанности по защите государственных интересов и обеспечению сохранности бюджетных средств. Причем, достижение победы над чиновником вузовским работником в отстаивании личных прав без привязки к защите государственных интересов и обеспечению сохранности бюджетных средств, практически невозможно. Почему? Да потому, что по Марксу, право - это возведенная в закон воля господствующего класса, которому верной опорой служит многомиллионный отряд чиновников... А, следовательно, господствующий класс (всем понятно, что это не народ и относящиеся к нему вузовские преподаватели и сотрудники), как правило, всегда выступает на стороне чиновников, вступающих в конфликты с работниками, - на всех уровнях: законодательном, исполнительном и судебном. Шансы в противостоянии чиновника с работником несколько выравниваются, если первому удается конфликт из личного перевести в государственный (отстаивание работником государственных интересов или борьба против разбазаривания государственного бюджета). Но даже это не дает полных гарантий в достижение победы правого работника над неправым чиновником, ибо в нынешней России коррупция пронизывает все эшелоны власти и стала общепризнанным критерием «нормального ведения дел». Но тем не менее, только противостояние с чиновниками в формате защиты государственных интересов и против разбазаривания бюджетных средств при мощной информационной поддержке пользователей социальных сетей в интернете дают работнику некие шансы на победу над неправым, зарвавшимся чиновником [https://zen.yandex.ru/media/id/5c34959aa2966000aa0de380/razmyshlenie-professora-o-vuzovskih-chinovnikah-esse-5ee67d2fb0abff2489fdb04a от 14.06.2020].

 

Обмен участников встречи мнениями о софт скиллс

       Слово предоставлено Александру Збарскому, заместителю начальника департамента управления персоналом АО «РЖД».


       Александр Збарский; «На мой взгляд, появилась новая компетенция, о которой мы совсем не думали ни разу… Это ответственность… Ответственность за то, что происходит вокруг с тобой, вокруг мира, в котором ты живёшь… Это первая вещь, которая должна быть востребована…. Если перейти чуть глубже, ответственность, когда мы говорим про компетенции транспортной отрасли, это ответственность за организацию перевозочного процесса, потому что неверно принятое решение, неправильно совершенное действие может привести к трагическим последствиям… О поведении людей… Есть три смысловые «О»:

       - Человек должен быть ориентирован.

       - Обеспечивать.

       - Обладать навыками.

       Речь идёт о двух блоках. Первый блок  «Профессиональные компетенции» мы сегодня оставляем за скобками, а второй блок - это «Личностные навыки»… вариантов может быть миллион, -  «Мягкие навыки»… Сейчас язык достаточно богат на различные слово-формы… Я делаю мостик со словом «ответственность»… Первое – это забота о людях, забота о развитии людей… Ни один проект не сделаешь в одиночку, ты просто физически надорвёшься… Отсюда вытекает второй «мягкий навык» - это командная работа и взаимодействие. Далее, нельзя списывать со счетов развитие техники, технологии… И что мы ожидаем от наших будущих работников – это инновативность. Следующая «мягкая компетенция» - ориентированность на взаимодействие с внешним миром и внутри команды, - это клиентоориентированность. Из этого вытекает организация рабочего процесса и история с коммуникациями.

       Последняя компетенция, востребованная с точки зрения работодателя это критическое системное мышление, - обратная сторона мира, в котором мы живем, общедоступность информации… Об информации из интернета. Ту информацию, которую мы находим, порой не соответствует действительности… Если информацию не отфильтровывать. То это может привести, как сейчас говорят, к «эпик фейл». Это вторая сторона общедоступной информации. А поэтому очень важно найти первоисточник».


       Комментарий автора: на наш взгляд при детализации составляющих навык «инновационность»  элементов целесообразно использование понятий, задействованных в статье автора, - Мулюкин О.П. Выбор научной карьеры. Инновационный подход. – Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии. - № 5 (289).- 2011. – С.90-95.

 

       Слово предоставлено Андрею Шобанову, заместителю директора корпоративного университета ОАО «РЖД».

       Андрей Шобанов: « В компании «РЖД» есть модель корпоративных компетенций, по сути это «мягкие навыки», которые распространяются на всех работников. Причём в этой модели учтены особенности её применения к разным уровням должностей… Есть интерпретация названных компетенций для руководителей высшего звена и для других работников, вплоть до рабочих кадров. Все работники компании в той или иной степени проходят оценку компетенции. На основании этой оценки выявляются зоны развития. Когда работник переходит от одного уровня должности к другой, то требования к нему несколько меняются. Работника приходится вовлекать в процесс обучения постоянно…

Если мы говорим об универсальных компетенциях, «мягких навыках», то лишь малая часть, что требуется для их развития, зависит от формализованного учебного процесса, а большая часть (70-80%) в этой методике  приходится на саморазвитие, самоподготовку. Для этого есть все возможности: огромные образовательные ресурсы: открытые ресурсы и корпоративные ресурсы. К последним студентам в ближайшее время  будет обеспечен доступ. Есть уже достаточно долгая история взаимодействия компании и трёх университетов в части подготовки специалистов по целевым направлениям (целевиков), в программу которых входит отраслевая составляющая, которая направлена на определение специфических вопросов развития. Сейчас вырабатывается баланс в этой отраслевой составляющей между дополнительным развитием профессиональных компетенций и развитием корпоративных, универсальных компетенций. Будет включаться обширный дистанционный ресурс, - технологии образовательных франшиз… И организация и запуск на их основе программ повышения квалификации. Развитие универсальных компетенций в софт скиллс невозможно в традиционном семинарско - лекционном формате… Это более сложная форма обучения: тренинги, отработка в различных моделированных, или как мы говорим,  симулированных управленческих или производственных ситуациях, определенных навыков».

       Комментарий автора: на наш взгляд, в технологии образовательных франшиз для транспортной отрасли могли бы прекрасно вписаться требующие развития работы профессоров Николая Грибанова и Олега Мулюкина, разработавших основы ГРИМУЛ-теории по прогнозированию поведения людей в экстремальной обстановке:

       - Грибанов Н.И. Основные понятия ГРИМУЛ-теории. Разработка методических рекомендаций по тестированию и приему на работу персонала / Н.И. Грибанов, О.П. Мулюкин // Международный журнал «Трубопроводная арматура и оборудование». - № 6  (105). – Санкт-Петербург: ООО «Валверус-ТПА», 2019. – С. 78-79.

       - Мулюкин О. П. О результатах тестирования группы студентов СамГУПС на МСУ-зависимость в рамках ГРИМУЛ-теории / О.П. Мулюкин, Н.И. Грибанов // Международный журнал «Трубопроводная арматура и оборудование». - № 1  (106). – Санкт-Петербург: ООО «Валверус-ТПА», 2020. – С. 68.

       - Грибанов Н.И. О роли предпосылочного знания в разработке ГРИМУЛ-теории по оценке запуска механизма самоуничтожения человека в экстремальной обстановке / Н.И. Грибанов, О. П. Мулюкин // 59-ая международная научная конференция «Наука и современность 2020». – «Евразийское Научное Объединение» /Часть 5. - № 1 (59), январь 2029, - М., 2020. – С. 379-380.

 

       Слово предоставлено Алексею Овчинникову, начальнику Управления развития профессионального образования РУТ (МИИИТ)

 


       Алексей Овчинников: «Обсуждаем развитие компетенций… А мне кажется, что мы ни одного шага в этом не сделали… Существует два блока проблем, которая не позволяет никому сделать шаг вперёд:

       1. Никогда университеты и школы не занимались общими компетенциями. У нас этим занималась либо церковь. А в советское время – пионерская организация, комсомол,  спортивные общества. И когда в последние годы школы, колледжи, университеты заставляют заниматься общими компетенциями, то они находятся в тупике. Они не знают, что с этим делать. Все компетенции пришли из корпораций. Вначале из банков -  банковские или трансфертные компетенции, вошедшие в набор компетенций. У нас нет фундамента, на котором мы всё это можем обсуждать.

       2. Это то, что не сформирована новая этика. Непонятно с чем работать. Вот у нас есть общая компетенция – патриотизм. Как вы себе это представляете» Как её мерить? Это не позволяет делать шаг вперёд, не говоря уж о технических деталях… как померить самостоятельность студента вначале учёбы и в конце? А что бывает самостоятельность без ответственности? Бывают люди самостоятельные, но безответственные, но точно в корпоративном мире такие люди не приветствуются… Мы начинаем конкурировать с машинами на рынке труда… Но хочется верить, что еще не скоро у них появятся софт скиллс… Сейчас студент не затачивается под конкретное место работы. Наша задача, насколько я знаю, чтобы любой выпускник, который вышел из вуза, имел маневр на рынке труда… Чтобы он выбрал хотя бы из пяти рабочих мест то, которое ему нравится (по зарплате, близко к дому и т.д.)… А не то, что он идет туда, потому что ничего другого нет…  В реальном секторе, где можно работать одному и что-то продавать (хенд мейд ), трудятся единицы, до 90% рабочих мест предусматривает встраивание в коллектив. У нас нет формальных инструментов, поэтому такой интерес проявляется к стимуляторам, - наблюдениям эмпирическим. Никто не создал и не предлагает таких инструментов, - ни США, ни Южная Корея и т.д.».

 

       Слово предоставлено Андрею Филипповичу, декану факультета информационных технологий Московского политехнического университета

       Андрей Филиппович: «Слово «универсальный» в науке имеет скорее негативную аннотацию. После того, как Французская академия наук запретила все разработки вечного двигателя слово «универсальный» ассоциируется со словом «вечный двигатель». Нельзя путать универсальные (инвариантные) компетенции с личностными. Да они могут пересекаться. Но это большая разница. Много говорится о критическом анализе, о цифровой гигиене.  Нужно понять, почему все софт скиллс  сделали корпорации, а не вузы и не школы. Очень просто. Те, кто придумал один из компетентных подходов (об этом говорится в книге Спенсера) для управления кадров использовали софт скиллс при приеме людей на работу… Люди, живущие в социальной изоляции, меняют компетенции/навыки…Если использовать при обучении реальную рабочую деятельность, то можно развить навыки для работы в команде. Командная работа студентов внутри университета позволяет развить соответствующие компетенции. Например, в ФГОС есть дисциплина «Русский язык», в неё можно ввести сведения по компетенциям… Нужно менять установки для коллег, формирующие универсальные компетенции… Например, способность дать интервью… Надо моделировать жизненные ситуации… Цифровая грамотность человека дает основания утверждать, что он участвует в управлении процессами в обществе».


       Слово предоставлено Дмитрию Судакову, руководителю проекта «Атлас новых профессий» Агентства стратегических инициатив



       Дмитрий Судаков: «Формат панели не предусматривает общение с залом… Но я бы задал залу анонимный вопрос: «А кто понимает для чего ему то, о чём сейчас здесь говорят 6 джентльменов?» … Поднимите руки, понимающие… Я буду спрашивать: «Почему?»… Несколько рук опустилось… Уместен разговор о клиентоориентированности. Мы не проводим практик, о которых вещаем. Почему руки опустились? Вас не учили не в школе, не  в вузе этим навыкам…  Есть специальные люди-консультанты, которые готовят списки этих компетенций. И если они из года в год будут подсчитывать одни и те же  списки, то им перестанут платить. Зачем платить, если они одни и те же? А тут появляются новые… На первое место выходит критическое мышление… А вот командная работа… Одним словом всё это фигня, просто вам нужно заниматься реальным делом. Всё, о чём говорили люди, я попытаюсь собрать, чтобы оно имело для вас какой-то смысл… Чтобы это добавило осмысленности вашему пребыванию здесь… Всегда задавайтесь вопросом (чем бы не занимались: сидите ли на лекции, стучите ли в  ВКонтакте, играете ли  в игры): «Зачем?» Если ответ на этот вопрос вас не удовлетворяет, лучше уходите в другое пространство, где вам будет понятно «Зачем?» И все практики, о которых здесь говорилось,  не надо ждать пока услышите в вузах… Не надо думать, что раз вы попали в вуз, то вас, как вагончик, довезут до счастливого будущего и вы попадёте в РЖД или куда-то ещё.  Так больше не работает… Кто знает классную историю про курилку Гутенберга? Ни одной поднятой руки в зале… Погуглите. Это прикольно… Входите в эту реальную жизнь… Моя любимая история про софт скиллс… Про универсальные навыки… Этот наш дурацкий, птичий язык… Мы вот тут сидим 6 человек с надутыми щеками… Это наш язык. Когда вам что-то дают в вузе, то применяйте это на практике: хоть где-то, хоть как-то… И всегда задавайте вопрос: «Зачем?» Происходит осмысление пригодности в жизни лекционного материала и прочих вещей… Зачем вы пишите курсовую? Ещё вопрос нужно ли писать курсовую в 21 веке… Говоря о будущем, таком непонятном… В чём нюансы? О чём здесь не произносится? Осторожно! Роботы и конкуренция с ними и т.д. РЖД, Росатом, никто сегодня там, государство, Владимир Владимирович, никто не знает какие специалисты понадобятся через 5 лет, через 10 лет. Серьезно, никто не знает сколько инженеров нужно будет РЖД через 10 лет. И каких… Потому что за 10 лет у нас поменяются материалы, поменяются IT-платформы и т.д.  И возможно, не дай Бог,  остаток жизни мы проведем в зуме…  Это совершенно другие компетенции… В  этом смысле мы находимся немножко в состоянии космонавтов… Когда готовили первых космонавтов, то никто не знал на какой ракете они полетят, потому что ракету готовили в то же время. Какие-то общие принципы были, но вообще-то космонавт должен был очень быстро научиться летать на конкретной ракете. И вот в этом смысле вы все сейчас космонавты. Относитесь к себе, как к космонавтам. Вы выгрузитесь в мир, в котором надо будет супербыстро научиться чему-то. Поэтому ключевая штука чему вы должны научиться это вы должны научиться учиться. Точнее: научиться учиться быстро. Быстрее, чем ваши однокурсники, быстрее, чем люди, что учатся в США, Белоруссии, в Узбекистане, не важно где… Вы должны научиться быстрее всех. И в этом месте вы будете всех просто так делать… Просто на повороте будете обходить! А значит,  вам должно быть интересно учиться. Потому что, если вам будет скучно, то вы не будете учиться учиться. Ищите зоны, где вам прикольно. Прикольно это означает «Зачем?», - вдруг обнаружится, что когда человеку интересно, прикольно и он знает «зачем». На Западе уже 7 лет назад работу предлагали имеющим крутые достижения в онлайн-играх. Оказывается, если ты крутой рейд-лидер в игре, то значит ты хороший организатор и координатор дистанционно управляемых игроков в  условиях высокой неопределенности  решивший крутую задачу… А далее в РЖД вас научат, как реально встроиться в систему… надо понимать, что вы умеете… Вы умеете такого рода задачи решать? Класс! А ещё какие задачи умеете решать» А творчески мыслить? Может бы вы крутой технарь и ходите, как бог, и вам там прикольно… Ищите зону, в которой Вам интересно развиваться и топите за неё!»  

 

Обсуждение высказанных на панели мнений о софт скиллс 

       Алексей Овчинников:  «Министерство обороны для операторов беспилотных ударных комплексов уже начало приглядываться к хилым ребятам, которых они берут… Это компетенция коммуникации.  С точки зрения оценки морально-волевых качеств есть девиз философа Мераба Мамардашвили: «Жизнь – есть усилие во времени»… Если мы говорим про дефициты, то человечность становится дефицитом. У каждого должна быть зона, де ты можешь это усилие сделать над собой. Сечас в жизни всё легко: информацию найдёшь, еду принесут… Но должно оставаться место, где нужно прикладывать усилия. Это важно, без усилия не будет человека».

       Александр Збарский: «Прочитал записку: «Учиться, учиться, учиться там, где фан…». На самом деле фан – это обман, это маскировка… А, с другой стороны, наоборот возникнет процесс обучения, когда через трудности, преодоление и эффект…Вопрос в чём: учиться всему, учиться всему подряд? Можно с этим навыком оказаться никому не нужным. Может сменить работу? Ну и что? А как самореализация?»

       Андрей Филиппович: «Подкрепление в учебе оно бывает положительным и отрицательным. Положительное – оно тебя мотивирует на деятельность, на движение. А отрицательное – заставляет тебя стать лучше… Сложность мира возрастает, неопределенность мира возрастает, и это предопределяет появление новых компетенций для движения вперед».

       Вячеслав Шоптенко: «Времени остается немного, и я бы хотел сказать по компетенциям… Я бы выделил «умение быстро обучаться», «стремление к развитию» и касающееся студентов и преподавателей и способное поставить весь учебный процесс с ног на голову, если эта компетенция появится у студентов, это к вопросу «ответственности, - к ответственности, к осознанности за своё образование. Если в этом вопросе студент переходит из пассивной позиции в активную, и начинает спрашивать: «Зачем мне это нужно!» и знает, что к чему, то он движется в обозримой перспективе,  понимая что нужно развивать… В этот момент начинают возникать неудобные вопросы к преподавателям, начинаются петиции, начинаются прочие вещи, которые обеспечивают со стороны потребителя образовательных услуг (студента)  давление на систему образования, чтобы она потихоньку начинала меняться. На самом деле  ответственность за свою компетентность, за своё образование – это ключевая история. Потому, что если мотивации нет, то не будет результата».

       Вячеслав Шоптенко: «Появился хайп на «предпринимательские компетенции», которые пришли из-за рубежа, и обсуждаются у нас в Минобре… Прошу сказать о них пару слов».

       Андрей Шобанов: « Предпринимательство – ещё можно трактовать, как принимать какие-то действия, быть активным. Хотя в корпоративной среде тоже это приживается, как реализация  новых проектов и внутренних тартапов, вплоть до бухгалтерской деятельности. Это пересечение с «инновационностью».

       Александр Збарский: «Для меня предпринимательство – это борьба риска и успеха. Модель поведения человека даёт понимание, что если ты что-то не сделал. Или что-то сделал. То это связано с наступлением успеха».

       Алексей Овчинников: «Если ты способен запустить своё дело, оставить наследие, значит ты, в широком смысле, предприниматель. Это шанс».

       Дмитрий Судаков: «Для меня предприниматель, это, в первую очередь, человек в широком смысле слова, который видит несовершенство мира вокруг себя и предпринимает усилия по изменению мира. Есть приемы, которые развивают предпринимателей, У него здесь не получается, он ищет новые пути… В «Кремниевой долине» если у вас не было ни одного провала, то в вами разговаривать не будут. На провалах люди учаться».

       Андрей Филиппович: «Я поддержу коллег, что предприниматель – человек, которого не устраивает окружающее, он хочет его изменить. Но добавлю, он получает удовольствие от реализации дела, своего бизнеса. Это человек инициативный, которого не устраивают какие-либо неровности».

 

       Комментарий автора: на наш взгляд, успешность  предпринимательской деятельности в  России базируется не на наборе разрабатываемых  «предпринимательских компетенций», а совсем на  другом… Нынешняя российская власть мало того, что не развивает малый и средний бизнес, так она еще обложила этот бизнес неразумными налогами, не препятствует силовикам кошмарить этот бизнес бесконечными проверками и, более того, не пресекает наезды рейдеров и захват ими предприятий успешных бизнесменов, поднявших свой бизнес с нуля без помощи власти.
       Почему такое происходит?
       На наш взгляд, ответ лежит на поверхности.
       Руководство страны боится, что в России может появиться независимый от власти бизнес, который, в силу своей самостоятельности, может проявить неудовольствие существующим управлением в стране, пойти на объединение с несистемной оппозицией и предъявить претензии к власть предержащим о ее несостоятельности.
       А поэтому руководство страны экономику страны по сути свело к раздаче/перераспределению государственного бюджета среди близких к нему олигархам, что, по мнению власти, обеспечит лояльность бизнесменов, получающих государственную финансовую подпитку, с одной стороны, и исключит зарождение в стране независимой от власти когорты бизнесменов с самостоятельным суждением, с другой стороны. 
       Безусловно, что это приводит к тому, что в России ежегодно разоряются и закрываются тысячи предприятий представителей мелкого и среднего бизнеса, а вновь создаваемые бизнесменами предприятия ждет горькая судьба ранее закрытых предприятий. 
       Разорение и недоверие предпринимателей к власти не скрыть никакими разговорами властных структур о необходимости развития мелкого и среднего бизнеса. 
       Более того, по нашему мнению, изложенное выше толкает бизнесменов, прессуемых властью, в ряды ее противников, жаждущих перемен в экономике и в системе управления страной [
https://zen.yandex.ru/media/id/5c34959aa2966000aa0de380/o-gorkoi-sudbe-malogo-i-srednego-biznesa-v-rossii-5dda3a85a4655250ff59d451   24.11.2019].

 

Ответы на вопросы, поступившие от участников онлайн-форума 

       Вопрос: «Почему все говорят о софтах? Не хайп ли это? И почему не говорят о советском образовании, где были огромные достижения: БАМ, космос и другое?»

       Александр Збарский: «В Советском союзе была колоссальная работа с софтами. Пионерская звездочка была за пределами учебной программы, комсомольская организация, коммунистическая партия. Это была гигантская машина, которая формировала всю эту конструкцию, начиная с Кодекса строителя коммунизма. Поскольку в 90-ые годы всё это рухнуло, мы оказались в истории, что её ничем не могли заменить. Более того, попытались всё это повесить на образование, которое этим никогда не занималось, - с точки зрения учебного плана, всяких там стандартов подготовки и т.д. А поскольку эта пустота видна, а все  говорят, что это нужно, то система пытается найти ответ, но пока не находит».

       Вопрос: «Кто определяет перечень софт скиллс?»

       Андрей Шобанов: «Софт скиллс – это фактор конкурентоспоспособности на рынке труда сегодня. Можно сделать вывод, что  в прошлом конкурентоспособность на рынке не требовалась, а карьерные треки были формализованы. Сейчас это является залогом успеха. Выходя на рынок труда, без этого вряд ли будешь успешен. Ответ: рынок труда, бизнес, запрос». 

       Вопрос: «Когда формировались эти утвержденные компетенции? Что делать если софт скиллсы, идущие в учреждения СПО и вузы эти компетенции не формируют? Как  с этим жить и как бороться?»

       Алексей Овчинников: «По-моему у нас всё хорошо с этим. У нас в Москве масса кружков всяких, секций, репетиторов проверяет всё это, пытается это сделать. Это не косточки, это ответ на этот вопрос. У нас есть и рыночные, платные кружки и есть бесплатные, инициативные».

       Вопрос: «В  Ваших  личных рейтингах укажите, что Вы поставили на первое место».

       Вячеслав Шоптенко: «Умение учиться».

       Андрей Шобанов: «Умение работать с людьми во всех проявлениях»

       Александр Збарский: «Ответственность за поступки, за слова перед коллективом».

       Алексей Овчинников: «Уметь преодолевать отвращение к мнению другого человека».

       Дмитрий Судаков: «Умение бросать заниматься какой-либо деятельностью. Мы не умеем бросать. Мы очень любим заниматься тем, что называется «езда на дохлой лошади». Мы как бы хлещем коня. Потом конь умирает. А мы продолжаем его хлестать. Потом мы придумываем цифровую формулу, имитирующую, что конь всё ещё едет, вкладываем усилия, а конь уже пахнет».

       Алексей Филиппович: «Главное быть интересным собеседником, чтобы вы в чём-то были интереснее других и лучше».

 

       Комментарий автора: выскажу личное мнение по поводу восхваления отдельными экспертами  перехода образовательных учреждений на дистанционное обучение…  В условиях коронавирусной инфекции и введения российских граждан в так называемый режим принудительной самоизоляции (без объявления карантина или чрезвычайной ситуации) образовательные учреждения России один за другим объявили о переходе на дистанционное обучение, по сути переняв практику обучения заключенных в американских тюрьмах… В связи с этим, отметим, что далеко не все граждане России знают, что корни дистанционного обучения или «учебы на отдаленке без прямого контакта с преподавателем» растут из США, руководство которых ещё 40 лет назад стало последовательно принимать один за другим законопроекты по практическим шагам приобщения к получению общего и высшего образования людей, совершивших преступление перед обществом и отбывающих за это наказание в американских тюрьмах… удивительное и непредсказуемое творческое развитие информационного мира открывает перед каждым жителем любой страны мира, включая граждан России, находящимся в принудительной самоизоляции, в том числе и в исправительных колониях, большие возможности для повышения уровня своего образования… Но, на наш взгляд, сближение основ «тюремного образования» с основами «образования на воле» на базе дистанционного образования, наблюдаемое ныне из-за наступления периода коронавирусной инфекции, следует расценивать, как временное явление по «выращиванию серой, осредненной массы образованных людей с дипломами установленного образца», ибо без прямого творческого контакта преподавателей и обучаемых для наращивания последними специфических научных знаний и практического, профессионального опыта вырастить и воспитать высококвалифицированных специалистов-профессионалов и ученых невозможно [https://zen.yandex.ru/media/id/5c34959aa2966000aa0de380/o-korniah-distancionnogo-obucheniia-ot-obucheniia-v-tiurmah-ssha-do-obucheniia-v-rossiiskih-obrazovatelnyh-uchrejdeniiah-i-v-tiurmah-5ea836f07c806053df50624e от 28.04.2020].

 

Вместо заключения (к необсуждаемому на панельной дискуссии)

       Когда мы говорим о мерах по остановке кризиса, длящегося в России несколько десятилетий после развала в 1991 году Советского Союза, то вспоминается гениальная фраза Наполеона I Бонапарта: «Остановиться можно при подъеме, но не при падении»… Чтобы создать предпосылки для прекращения падении России в бездонную кризисную пропасть необходимо во всех эшелонах российской власти закрепление на законодательном уровне следующей дюжины советов управленцам от 3-го президента США Томаса Джефферсона [1743-1826]:

       1. «Всё искусство управления состоит в искусстве быть честным».

       2. «Самая сложная задача для любого должностного лица — это посадить нужного человека на нужное место».

       3. «Для корыстного духа коммерции не существует ни родины, ни чувств, ни принципов — одна нажива».

       4. «Я не замечал, чтобы честность людей возрастала с их богатством».

       5. «Любое государство деградирует, если оно вверено лишь правителям народа. Только сам народ является надежным хранителем власти и народа».

       6. «Если люди позволят государству решать, что им кушать и какие лекарства принимать то тела их вскоре будут в таком же печально состояние, что и души живущих под гнётом тирании».

       7. «Для общества бунт — вещь не менее полезная, чем гроза для природы... Это лекарство, необходимое для здоровья правительства».

       8. «Забота о человеческой жизни и счастье, а не об их разрушении, — это первая и единственно законная задача хорошего правительства».

       9. «Ни одно правительство не должно обходиться без резкой критики в свою сторону, и там, где есть свобода печати, эта критика всегда будет».

       10. «Я считаю, что институт банков более опасен, чем вооруженная армия. Если американский народ позволит частным банкам управлять выпуском валюты, банки и корпорации, которыми заправляют банкиры, будут отнимать у людей всю их собственность до тех пор, пока их дети не проснутся бездомными на земле, когда-то завоеванной их предками».

       11. «Древо свободы должно время от времени орошаться кровью патриотов и тиранов. Это его естественное удобрение».

       12. «Инакомыслие – это высшая форма патриотизма».

       Кроме того, на наш взгляд, пункт 10 настоящих советов должен стать действенным законом при принятии экономических решений Правительством РФ, руководствующегося рекомендациями Германа Грефа, Алексея Кудрина, Анатолия Чубайса и других либеральных российских экономистов со времен Тимура Гайдара, которые почти тридцать лет уверяют, что «рынок всё и всех расставит по местам» …

       Большинство россиян уверено, что без введения в жизнь советов «старины» Джефферсона Россия так и будет оставаться на задворках цивилизованного мира в качестве полуколонии, - энергетического сырьевого придатка индустриально развитых стран Запала и Китая… Время уходит, и Россия неумолимо и всё сильнее отстает в развитии от ведущих мировых экономик и скатывается в топкое болото феодализма с беспрецедентным делением граждан на супербогатых и нищих … [https://zen.yandex.ru/media/id/5c34959aa2966000aa0de380/napoleon-i-bonapart-iskusstvo-upravleniia-sostoit-v-tom-chtoby-ne-pozvoliat-liudiam-sostaritsia-v-svoei-doljnosti-5e2438cafc69ab00adcdb032 от 19.01.2020].





Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

КОРРУПЦИЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ. СТАТИСТИКА.

ПОЧЕМУ И КАК НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ ПРОЦЕСС СОКРАЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ?

Еще раз о «мусорных публикациях» или почему учет только «ваковских публикаций» преподавателей ведет к деградации научной деятельности в вузах...